Глава VII ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ :: vuzlib.su

Глава VII ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ :: vuzlib.su

65
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Глава VII ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ
РАСХОДОВ

.

Глава VII ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

В теории финансового
права государственные расходы определяются как затраты государст­ва: на
обеспечение жизнедеятельности общест­ва на государственное управление, оборону
страны, развитие производства, социально-экономические и культурные
потребности. Содержание и структу­ра государственных расходов зависят от задач,
ко­торые решает государство в соответствующем фи­нансовом году.

Государственные расходы осуществляются
из различных фондов — как централизованных (бюджета различных уровней,
государственные внебюджетные фонды), так и децентрализован­ных (фондов
государственных предприятий и ор­ганизаций).

Соотношение между централизованными
и де­централизованными расходами государства в пе­риод перехода к рыночным
отношениям, привати­зации государственных предприятий вряд ли будет меняться в
сторону увеличения децентрализован­ных. В настоящий период расходы федерального
бюджета и бюджетов субъектов Российской Феде­рации, а также расходы
государственных социаль­ных внебюджетных фондов в структуре государст­венных
расходов остаются определяющими.

Государственные расходы
осуществляются только в соответствии с финансово-плановыми актами,
утверждаемыми компетентными органа­ми, разными способами: финансированием и пу­тем
предоставления бюджетных ссуд и бюджет­ных кредитов.

Основным способом осуществления
государственных расходов является финансирование, под которым понимается
безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств в разных формах
для осуществления соот­ветствующей деятельности. Безвозвратность и
безвозмездность финансирова­ния отличают его от кредитования, предоставления
ссуд на условиях возврат­ности и возмездности.

В условиях перехода к рынку,
дефицита бюджета бюджетным законода­тельством предусмотрена возможность
выделения денежных средств из бюд­жета на основах возвратности и возмездности:
бюджетный кредит и бюд­жетная ссуда.

При осуществлении государственных
расходов из любых источников при использовании любых способов должны
соблюдаться финансовая дисцип­лина, принципы законности, эффективности,
целесообразности. Финансиро­вание осуществляется в различных формах в
зависимости от субъекта, которо­му предназначаются государственные средства, и
объекта.

Бюджетные средства предоставляются
государственным унитарным пред­приятиям, основанным на праве хозяйственного
ведения, а также государст­венным унитарным предприятиям, основанным на праве
оперативного управ­ления, и учреждениям (ст. 113-115, 120 ГК РФ). Государственные
унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, все свои
основные производственные и непроизводственные расходы должны покрывать за счет
собственных доходов (прибыли, амортизационных отчислений) либо банков­ского
кредита. Финансирование их расходов осуществляется только на опреде­ленные
цели, установленные законом. В частности, на расходы по санации убыточных
угольных шахт и разрезов, воспроизводство минерально-сырьевой базы, конверсию
оборонной промышленности, на инвестиции (капитальные вложения) под определенные
проекты и т. д.

В условиях рынка будет наблюдаться
переход от прямого субсидирования (финансирования путем выдачи субсидий)
предприятий к предоставлению гарантий государства под инвестиционные проекты.
Гарантии государства для развития инвестиционной деятельности очень важны, но
полностью от­казаться от субсидирования (помощи) предприятиям невозможно и вряд
ли целесообразно. Как отмечалось в литературе, даже в странах с развитой ры­ночной
экономикой производственная и социальная инфраструктура, неко­торые виды
сельскохозяйственного производства регулярно получают фи­нансовую помощь
государства*.


* Российская газета. 1996. 29 окт.

Проблемам инвестиций в экономике
России, в том числе и в государст­венный сектор производства, уделяется большое
внимание и в теоретичес­ком, и в практическом плане*.


* Богатырев А.Г. Инвестиционное
право. М., 1992; Финансовое право: Учебник/Отв. ред. Н.И. Химичева. М.: Юристь,
1999. С. 535-540.

Государственные унитарные
предприятия, основанные на праве опера­тивного управления (федеральные казенные
предприятия), получают государственные средства в порядке финансирования как на
расходы по текущей деятельности, так и на инвестиции. Аналогично финансируются
и учрежде­ния, т. е. некоммерческие организации, созданные для осуществления
управ­ленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого харак­тера.
В условиях перехода к рынку некоммерческие организации могут осуществлять
предпринимательскую деятельность в пределах, предусмотрен­ных их уставами, и,
следовательно, у них появляются дополнительные источ­ники финансирования, кроме
средств бюджета соответствующего уровня.

Обеспечение учреждений
государственными денежными средствами в науке финансового права получило
название «сметно-бюджетное финанси­рование». Такое название определяется тем,
что указанные субъекты получа­ют ассигнования из бюджета соответствующего
уровня и используют их на основе утвержденных финансовых планов — смет.

Сметы устанавливают объем, целевое
направление с поквартальным рас­пределением средств, выделяемых учреждениям из
бюджета соответствую­щего уровня для выполнения стоящих перед ними задач.

Сметы подразделяются на
индивидуальные и сводные. Утверждаются сметы и на централизованно проводимые
мероприятия. Индивидуальная смета объединяет только расходы конкретного
учреждения. Индивидуаль­ные сметы учреждений, принадлежащих к одной отрасли или
сфере деятель­ности, объединяются соответствующими министерствами, комитетами
или иными федеральными органами исполнительной власти в сводный перечень
расходов (сводная смета соответствующего федерального органа исполни­тельной
власти) и направляются в Министерство финансов России для уче­та показателей в
проекте федерального бюджета на конкретный бюджет­ный год.

Сметы составляются на основе
соответствующих норм расходов.

Нормы расходов — единые измерители
расходов по однородным учреж­дениям.

Нормы расходов подразделяются на
обязательные (штаты и ставки зара­ботной платы, расходы на командировки,
питание, медикаменты) и расчет­ные — необязательные (расходы на содержание
зданий, сооружений, затраты на освещение, отопление).

Нормы расходов, учитываемые при
составлении смет, могут быть материальными и денежными. Материальные нормы
определяют объем материаль­ных (натуральных) средств на единицу измерения
расходов (например, коли­чество продуктов питания на одного осужденного в
местах лишения свободы). Денежные нормы являются стоимостным выражением
материальных (нату­ральных) норм расходов.

Нормы расходов делятся также на
индивидуальные и комбинированные. Ин­дивидуальная норма расходов
предусматривает расходы на одну цель, например питание, медицинское
обслуживание одного осужденного. Совокупность ин­дивидуальных норм по
определенному показателю образует комбинированную норму, например расходы на
содержание одного осужденного в день.

Порядок осуществления
сметно-бюджетного финансирования зависит от направления расходов субъектов
финансирования.

Важным направлением
сметно-бюджетного финансирования является финансирование инвестиций. В условиях
кризиса и спада производства на­блюдается резкое снижение государственных
инвестиций как в производст­венную, так и в социальную сферу.

В соответствии со ст. 70 БК РФ
бюджетные учреждения расходуют бюд­жетные средства исключительно на:

— оплату труда в соответствии с
заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер
заработной платы соответству­ющих категорий работников;

— перечисление страховых взносов в
государственные внебюджетные фонды;

— трансферты населению, выплачиваемые
в соответствии с федеральны­ми законами, законами субъектов Российской
Федерации и правовыми акта­ми органов местного самоуправления;

— командировочные и иные
компенсационные выплаты работникам в со­ответствии с законодательством
Российской Федерации;

— оплату товаров, работ и услуг по
заключенным государственным или муниципальным контрактам;

— оплату товаров, работ и услуг в
соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или
муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными
учреждениями на иные цели не допускается.

Бюджетные учреждения как
некоммерческие организации в соответствии со ст. 50 ГК РФ могут осуществлять
деятельность, приносящую доходы лишь постольку, поскольку это служит достижению
целей, ради которых они со­зданы, и соответствующую этим целям. До введения в
действие БК РФ такие доходы, полученные бюджетными учреждениями, имели правовой
режим «внебюджетных средств», т.е. полученные средства от соответствующей дея­тельности
использовались в качестве дополнительного источника финанси­рования бюджетного
учреждения, сверх средств, выделяемых ему из соответ­ствующего бюджета. Как уже
отмечалось ранее, Бюджетный кодекс РФ не закрепляет категорию «внебюджетных
средств», не устанавливает их специ­ального правового режима. В ст. 41 БК РФ к
неналоговым доходам бюджетов относятся:

— доходы от использования имущества,
находящегося в государственной или муниципальной собственности;

— доходы от продажи или иного
возмездного отчуждения имущества, на­ходящегося в государственной и
муниципальной собственности;

— доходы от платных услуг,
оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного
самоуправления, а также бюд­жетными учреждениями, находящимися в ведении
соответственно федераль­ных органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъ­ектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления; средства, полученные в результате применения мер
гражданско-правовой, админист­ративной и уголовной ответственности, в том числе
штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение
вреда, причинен­ного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации,
муници­пальным образованиям, иные суммы принудительного изъятия и иные нена­логовые
доходы.                                        

Указанные неналоговые доходы,
большинство которых находились в пра­вовом режиме «внебюджетных средств», в
соответствии с бюджетным зако­нодательством будут отражаться в смете доходов и
расходов бюджетного уч­реждения. При этом необходимо иметь в виду, что в
соответствии со ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение при исполнении сметы доходов
и расходов са­мостоятельно в расходовании средств, полученных за счет
внебюджетных ис­точников.

Инвестиционная деятельность —
важнейшее направление государствен­ных расходов как для государственных
унитарных предприятий, занятых в сфере материального производства, так и для
бюджетных учреждений.

Правовой основой финансирования
капитального строительства* на терри­тории России являются: Федеральный закон
«Об инвестиционной деятельнос­ти в Российской Федерации, осуществляемой в форме
капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. ** и Временное положение о финансировании и кредито­вании капитального строительства на территории Российской
Федерации, ут­вержденное Правительством РФ от 21 марта 1994 г. № 220***, которые регулиру­ют финансирование и кредитование строящихся предприятий и
объектов, включенных в перечень строек и объектов для федеральных
государственных нужд. Капитальные вложения могут финансироваться за счет
различных ис­точников:

собственных финансовых ресурсов и
внутрихозяйственных резервов инвестора;

заемных финансовых средств
инвесторов или переданных им средств;

привлеченных финансовых средств
инвестора;

финансовых средств, централизуемых
объединениями (союзами) пред­приятий в установленном порядке;

средств внебюджетных фондов;

средств федерального бюджета,
предоставляемых на безвозвратной и возвратной основе, средств бюджетов
субъектов Российской Федерации;

средств иностранных инвесторов.

Средства федерального бюджета
являются одним из источников финан­сирования, при этом возможно финансирование
на возвратной и безвозврат­ной основе.


* Капитальное строительство —
важнейшая составляющая инвестиций, капитальных вло­жений.

** СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096.

***САПП РФ. 1994. № 13. Ст. 996.

Финансирование капитальных вложений
по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет
нескольких источников. Фи­нансирование государственных централизованных
капитальных вложений за счет средств федерального бюджета, предоставленных на
безвозвратной осно­ве, осуществляется в соответствии с утвержденным перечнем
строек и объек­тов для федеральных государственных нужд при отсутствии других
источни­ков или в порядке государственной поддержки строительства приоритетных
объектов производственного назначения при максимальном привлечении собственных,
заемных и других средств.

Финансирование капитальных вложений
по стройкам и объектам может осуществляться как за счет одного, так и за счет
нескольких источников.

Для открытия финансирования
государственных централизованных ка­питальных вложений за счет средств
федерального бюджета, предоставляе­мых на безвозвратной основе, государственные
заказчики представляют в Министерство финансов Российской Федерации выписки из
утвержденного в установленном порядке перечня строек и объектов государственных
капи­тальных вложений, государственные контракты (договоры строительного
подряда) по строительству объектов для федеральных государственных нужд.

Государственные заказчики
(федеральные органы исполнительной влас­ти) перечисляют средства федерального
бюджета, предоставленные на без­возвратной основе для финансирования
государственных капитальных вло­жений, заказчикам (застройщикам) в пределах
сообщенных им объемов финансирования централизованных капитальных вложений. Для
оформле­ния финансирования государственных капитальных вложений за счет средств
федерального бюджета на безвозвратной основе заказчики (застрой­щики) обязаны
представить кредитным организациям, осуществляющим операции по финансированию,
определенные документы.

Для оформления безвозмездного
финансирования государственных цен­трализованных капитальных вложений за счет
средств федерального бюдже­та заказчики должны представить в соответствующий
банк следующие доку­менты:

— титульные списки вновь начинаемых
строек с разбивкой по годам;

— государственные контракты
(договоры строительного подряда) на весь период строительства с указанием формы
расчетов за выполненные работы;

— сводные сметы (сметные расчеты)
стоимости строительства, охватыва­ющие расходы, необходимые для строительства
любого объекта (данные рас­ходы распределяются по 12 главам);

— заключения государственной
вневедомственной экспертизы и государ­ственной экологической экспертизы по
проектной документации;

— уточненные объемы капитальных
вложений и строительно-монтажных работ по переходящим стройкам.

Законодательство регламентирует и
другие вопросы, связанные с финан­сированием капитальных вложений.

За счет средств федерального бюджета
может оказываться краткосрочная финансовая поддержка на строго определенные
цели:

— на производство структурной
перестройки производства;

— для расчетов по целевым кредитам,
направляемым на закупку оборудо­вания и материалов;

— на разработку, внедрение и
приобретение новейших технологий, обо­рудования, материалов, в том числе и за
рубежом.

Краткосрочная финансовая поддержка
из федерального бюджета осуще­ствляется в форме выдачи ссуды, предоставляемой
по распоряжению Прави­тельства Российской Федерации, основанному на заключении
Министерства экономики Российской Федерации и Министерства финансов Российской
Федерации. При положительном решении Правительством вопроса о предо­ставлении
ссуды между организацией и Министерством финансов Россий­ской Федерации
заключается договор об условиях предоставления и возвра­та ссуды.

Государственные унитарные
предприятия, основанные на праве хозяйст­венного ведения, осуществляют свою
финансовую деятельность на основе специального финансово-планового акта —
баланса, в котором в денежной форме отражаются все стороны работы предприятия.
Баланс составляется на год с поквартальной разбивкой. Сводные балансы по
отраслям составляются на основе годовых балансов предприятий. Баланс (форма №
1) является важ­нейшей частью годового бухгалтерского отчета, который включает
в себя и иные формы, документы. Особое значение имеет отчет о финансовых резуль­татах
и их использовании (форма № 2) *.


* Грачева Г.Ю., Куфакова Н.А.,
Пепеляев С.Г. Финансовое право России: Учебник. М.: Те-ис, 1995. С. 153, 154;
Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой. М.: Юристъ, 1996. С.
287,295-298; Финансовой право: Учебник/ Под ред. Н.И. Химичевой. М.: Юристъ,
1999. С. 527-540.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ