ВВЕДЕНИЕ :: vuzlib.su

ВВЕДЕНИЕ :: vuzlib.su

36
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ

.

ВВЕДЕНИЕ

Современное состояние
психологической науки можно оценить как период значительного подъема в ее
развитии. В течение последних десятилетий расширился фронт психологических
исследований, поя­вились новые научные направления и дисциплины. Разрастается
круг разрабатываемых в психологии проблем; изменяется ее понятийный аппарат.
Совершенствуются методология и методы исследования.

Психология непрерывно обогащается
новыми данными, интересны­ми гипотезами и концепциями, относящимися ко всем
основным об­ластям ее проблематики. Психологическая наука все более активно
включается в решение различных задач, возникающих в разных сферах общественной
практики.

В настоящее время психология
представляет собой довольно слож­ную и разветвленную систему дисциплин. Кроме
обшей психологии, изучающей общие закономерности психической деятельности
людей, существуют и быстро развиваются частные, прикладные отрасли психо­логии,
такие, как психология труда и ее самостоятельные разделы — инженерная,
авиационная и космическая психология; психология по­знания; педагогическая,
социальная, военная и медицинская психо­логия; психология спорта; психология
творчества и т. д.

К отраслям психологии, которые
изучают конкретные виды челове­ческой деятельности, следует отнести и
юридическую психологию, ко­торая должна внести значительный вклад в решение
сложных, много­профильных задач укрепления правовой основы Российского
государст­ва, усиления борьбы с правонарушениями и преступлениями.

Юридическая психология включает в
себя различные области науч­ных знаний и в равной мере принадлежит как
психологии, так и юрисп­руденции. В области общественных отношений,
регулируемых нормами права, психическая деятельность людей приобретает
своеобразные чер­ты, которые обусловлены спецификой человеческой деятельности в
сфере правового регулирования.

Юристы фактически никогда не
отказывались от использования дан­ных психологии. Что касается конкретной
практической деятельности, то почти каждый сотрудник милиции, следователь,
прокурор или судья в ходе работы, иногда и сам того не замечая, неизбежно
опирается на данные психологии. Как показывает практика, это эмпирическая жи­тейская
психология, основанная главным образом на личном опыте, знании жизни многих
людей. Преобладающая часть таких знаний пра­вильно отражает психологические
закономерности. Однако наряду с эм­пирическими знаниями юристу необходимы и
конкретные научные знания; то, к чему в конце концов, после поисков и
заблуждений приходит опытный следователь или судья, может быть обнаружено или,
напротив, опровергнуто объективным психологическим исследованием в очень
короткое время и с достаточной полнотой и точностью.

В данной работе изложенным не
ограничивается значение психоло­гической науки по осуществлению
правоохранительной и правоприменительной деятельности. Знание психических
закономерностей, применение в процессе юридической деятельности определенных
пси­хологических методов облегчает труд человека, помогает ему регулиро­вать и
строить взаимоотношения с другими людьми, глубже понимать мотивы поступков
людей, познавать объективную действительность, правильно оценивать ее и
использовать результаты познания в практи­ке. Все больше осознается мысль о
том, что психология не отвлеченная наука, посвященная решению сложных и тонких
теоретических воп­росов, а важное звено в образовании всякого культурного
специалиста*, а том числе и юриста. Практически нет сферы деятельности
человека, где вмешательство психологической науки не привело бы к облегчению,
упорядочению ее.

____________________________________________________________________________
*Мясищев В.Н. и др. Основы общей и медицинской психологии. М., 1968, с. 3.

По нашему мнению, одним из факторов
правовой реформы, неотъем­лемая часть которой — правовая защита личности,
социальных прав и свобод российских людей и одновременное повышение ответствен­ности
каждого гражданина перед своим коллективом, обществом, госу­дарством в целом,
является психологическое обеспечение. В связи с этим необходимо обратиться к
теоретическому переосмыслению сущ­ности, предмета и метода сфер приложения
юридической психологии, осмысление теоретических и методологических проблем
которой нача­лось в конце шестидесятых годов. Тогда появились первые крупные
работы по юридической психологии А.Р.Ратинова. А.В.Дулова, В.Л. Васильева,
А.Д.Глоточкина и В.Ф.Пирожкова. За последние двад­цать пять лет опубликованы
сотни работ по вопросам юридической психологии. Эта работа продолжается и в
настоящее время.

На сегодняшний день, однако, все еще
отсутствует единое, четко обоснованное мнение о самостоятельности юридической
психологии как науки, о ее содержании, объекте и предмете и даже о том,
юридичес­кая это наука или психологическая. С одной стороны, раздаются при­зывы
к решительному повороту юридической психологии лицом к прак­тике, с другой —
пока нет юридической психологии как науки, нечему и «поворачиваться к
практике».

Практика показывает, что в последние
годы специалисты в области юридической психологии в основном ориентировались на
проведение глубоких эмпирических исследований отдельных частных направлений и
вопросов как на единственно верный путь в противовес ненужному теоретизированию.
По этому пути шло большинство специалистов-ис­следователей и ученых. В
результате оказалось, что в юридической психологии отсутствуют цельная теория и
методология, использование ее в практической деятельности. За последнее время,
однако, было опубликовано несколько монографических исследований по вопросам
теории этой науки. На сегодняшний день практически отсутствует ву­зовский курс
юридической психологии, нет соответствующих учебников и учебных пособий, явно
недостаточно учебных материалов по этому предмету для студентов юридических и
психологических факультетов. Предлагаемая работа является попыткой
систематизировать курс юри­дической психологии и решает следующие задачи:

раскрыть теоретические понятия и
положения курса юридической психологии;

ознакомить студентов с основами
общей, социальной и педагоги­ческой психологии применительно к курсу
юридической психологии;

показать и обосновать специфику
психических закономерностей в правовом регулировании;

 оказать помощь студентам в
самостоятельной работе над психоло­гической и юридической литературой по данной
дисциплине.

При подготовке этого пособия автором
учитывался опыт преподава­ния юридической психологии на юридическом факультете
Универси­тета Российской академии образования.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ