§ 1. Юридическая психология в системе научного знания :: vuzlib.su

§ 1. Юридическая психология в системе научного знания :: vuzlib.su

53
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Юридическая психология в системе научного знания

.

§ 1. Юридическая психология в
системе научного знания

Психология — это наука, изучающая
закономерности и механизмы психической деятельности людей. Название науки
«психология» проис­ходит от греческих слов: «психе» (душа), «логос» (учение),
то есть наука о душе, точнее, о внутреннем, субъективном мире человека. Термин
«психология» был предложен немецким схоластиком Гоклениусом в конце XVI века.

Долгое время психология развивалась
как составная часть фило­софии, и только в середине XIX века она выделилась в
самостоятельную науку. Это стало возможно потому, что психология постепенно
превра­щалась из науки описательной в науку экспериментальную. В настоя­щее
время психология представляет собой довольно сложную и развет­вленную систему
дисциплин. Кроме обшей психологии, изучающей общие закономерности психической
деятельности, существуют и быст­ро развиваются частные, прикладные отрасли
психологии. Так, группу прикладных отраслей, которые изучают закономерности и
механизмы психики людей, занятых конкретными видами деятельности, составля­ют:
психология труда и ее относительно самостоятельные разделы — инженерная,
авиационная и космическая психология; психология по­знания; педагогическая,
военная, юридическая психология и др.

Перед оперативными, следственными,
прокурорскими и судебными работниками постоянно возникает множество вопросов,
решение кото­рых требует не только широкого кругозора, юридической культуры,
специальных познаний и жизненного опыта, но и хорошего знания юридической
психологии. Чтобы правильно разбираться в сложных отношениях людей, их
переживаниях и поступках, в запутанных ситу­ациях, которые находят свое
отражение в уголовных делах, надо знать закономерности психической жизни.

Юридическая психология включает в
себя различные области науч­ных знаний, является прикладной наукой и в равной
мере принадлежит как психологии, так и юриспруденции. В области общественных
отношений, регулируемых нормами права, психическая деятельность лю­дей
приобретает своеобразные черты, которые обусловлены специ­фикой человеческой
деятельности в сфере правового регулирования. Психология — единственная наука,
способная обеспечить не только познание психической деятельности, но и
управление ею. С развитием общества ее значение будет все более возрастать.

Потребность обращении к психологии,
ее методам, достижениям возникает тогда, когда конкретная наука, смежная с
психологией или тесно связанная с ней, включается в решение практических задач.
Имеет это место в педагогике, медицине и юриспруденции. Практическая
деятельность, как правило, реализуется в конкретных действиях кон­кретных
людей, и то, как это происходит, зависит в значительной мере от их
психологических особенностей. Только необходимость решения практических задач
привела к тому, что на границе с обществоведением возникли и развиваются
социальная, этническая, историческая и другие отрасли психологии. Было бы,
однако, приуменьшением роли есте­ственного в жизни и развитии личности
обращение исключительно к социальным аспектам ее проявления. Безусловно,
изучение биологии человека (анатомии, физиологии, антропологии) неразрывно
связано с исследованиями в области психофизиологии, нейропсихологии, пси­хофизики
и других наук, пограничных с психологией и естествознанием.

Вся система научного знания ощущает
потребность в использовании психологического знания, оно становится связующим
звеном различных областей науки. Психология связывает общественные науки и
естествен­ные, биологию и историю, медицину и педагогику, управление и юрисп­руденцию
и др. Этим определяется ее место в системе научного знания.

В отечественном науковедении
доминирующей является объектно-ориентированная система классификации научного
знания, разработан­ная академиком Б.М. Кедровым. Построена она на учете
процессов не только дифференциации, но и интеграции наук, их координации и суб­ординации,
субъективности и объективности в их развитии, обособлен­ности и
междисциплинарности*. Система Б.М. Кедрова отражает мно­гоплановые связи между
науками, обусловленные главным образом их предметной и объективной близостью,
методами исследования, их на­правлениями, организацией, кооперированием, координированием
от­дельных областей, всем сложным комплексом взаимоотношений между
теоретической и практической деятельностью в условиях современного этапа
развития научного знания. Схематически она выглядит как тре­угольник, вершины
которого занимают естественные, общественные, философские науки. Их
взаимодействие осуществляется по принципу субординации или развития более
высоких форм из нижестоящих, а не координации, основанному на
формально-логическом делении поня­тий. Субъективистскому принципу здесь противопоставляется
принцип объективности, согласно которому, науки должны располагаться после­довательно
и связывать между собой предметы, ими изучаемые. Следует отметить и принцип
развития, являющийся ведущим по отношению к остальным, заключается он в том,
что классификация наук является расположением согласно внутренней присущей им
последовательности их форм движения. Такой принцип классификации наук помогает
избе­жать резких разрывов между ними, предполагает возникновение много­численных
промежуточных наук и дисциплин**.

_____________________________________________________________________________

  *Кедров Б.М. Классификация наук.
М., 1985, с. 37-45.

  **Кедров Б.М. Классификация наук.
М., 1965. Т. 2, с. 218, 467.

     В системной классификации психология
располагается внутри «тре­угольника» и образует связи со всеми тремя группами
наук. Через эти основные группы наук психология связана с медициной,
педагогикой, социологией и другими науками, в сферу исследований которых входит
человек. Развитие этих связей, формирование промежуточных отраслей научного
знания, выработка их понятийного и категориального аппара­та на базе понятий и
категорий «материнский наук» происходит не только вне, но и внутри самой
психологии, поскольку наука по своему существу едина.

С учетом изложенных моментов Б.М.
Кедров развил «треугольник наук» в многогранник, который помогает более полно
представить мес­то психологии в системе научного знания*. Отметим, однако, что
в при­веденных выше данных не указаны место юридической науки и точки
взаимодействия с ней психологии, в которой она обозначалась бы как юридическая
психология. Естественно, что юриспруденция должна на­ходиться в блоке
общественных наук.

_____________________________________________________________________________

  *Кедров Б.М. Синтез наук. Проблемы
и поиски. М., 1973, с. 30. Его же. О методологических вопросах психологии.
Психологический журнал. 1982, № 6. Т. 3, с. 19.

Рассмотрев общие характеристики
психологии как науки о законо­мерностях развития и функционирования психики,
для того чтобы более полно представить базис возникновения юридической психо­логии,
обратимся к вопросам, относящимся к юриспруденции.

Юриспруденцию мы понимаем как
теоретическую и практическую деятельность в области права, а не только как
юридическую науку. В качестве науки юриспруденция изучает право как особую
систему социальных норм, правовые формы организации и деятельности госу­дарства,
других структурных элементов политической системы общест­ва. Юридическая наука
подразделяется на ряд отраслей, среди которых методологическая функция
принадлежит теории государства и права. Это: нормативные науки (гражданское,
административное, уголовное, муниципальное, семейное, хозяйственное,
финансовое, банковское, экологическое право), прикладные науки (криминалистика,
судебная медицина, судебная психиатрия, этика, правовая кибернетика и др.),
теоретические науки (теория государства и права, история политических и
правовых учений, история государства и права отечества и т. д.).

Юридическая наука изучает
государство и право в их единстве с точки зрения внутренних закономерностей
возникновения и развития, связи и взаимного влияния с социально-экономической
структурой общества. Она изучает также специфику общественного осознания
государствен­но-правовых явлений, правосознание, практическое функционирование
государственно-правовых отношений и других правовых связей субъек­тов права.
Юридическая наука изучает, следовательно, государственно-правовую организацию
общества и поэтому входит в систему общест­венных наук.

Воздействие права на социальную
среду осуществляется двумя пу­тями: деятельностью правоохранительных и
правоприменительных ор­ганов и влиянием, оказываемым на сознание личности,
социальных групп, общества уже самим фактом наличия, закрепления определен­ного
порядка должного поведения. В настоящее время все больший вес приобретает
подход, согласно которому юридическая наука — это ис­следование не только
общественных институтов, но и деятельности человека в его
государственно-правовых связях и отношениях. Пред­посылкой эффективности
исследований в области юриспруденции и эффективности правоохранительной и
правоприменительной деятель­ности является ориентация на реальных людей с их
сложным сознани­ем, изучение воздействия государственно-правовых институтов на
раз­витие их сознания. Поэтому необходим социально-психологических подход к
трактовке права как основы юриспруденции.

Юридическая наука, безусловно, не
может замыкаться в собственных узких рамках и не учитывать экономических,
демографических, куль­турных, социально-психологических и других факторов при
решении проблем правоохранительной и правоприменительной деятельности. На
стыках юриспруденции с указанными науками могут развиваться новые отрасли
научного знания, имеющие двойственную природу и единст­венную цель —
обеспечение правоохранительной и правоприменитель­ной деятельности. Интеграция
юриспруденции и психологии достаточ­но четко проявляется на трех уровнях:

применение психологического знания в
юриспруденции в «чистом» виде;

использование в юриспруденции
психологического знания путем его «трансформации»;

синтез психологии и юриспруденции,
собственно их стыков, и воз­никновение новой отрасли науки — юридической
психологии.

Первое направление — это
непосредственное использование психо­логических знаний в виде метода экспертных
психологических оценок. В данном случае психолог выступает в роли эксперта,
консультанта или специалиста в уголовном, гражданском, административном
процессе или в ходе исполнения наказания или других мер правового воздействия
на личность.

Второе направление — это уточнение,
расширение, совершенствова­ние юридических понятий и институтов за счет
привлечения психологи­ческих категорий и понятий, а также применения юристами
психологи­ческих методов в научных исследованиях или правоприменительной,
правоохранительной и другой юридической практике, использования данных
психологии в организационной и процессуальной деятельности, профессиональном
отборе, расследовании правонарушений, исправле­нии и перевоспитании осужденных.
Применяют психологические зна­ния и при установлении профессиональной
пригодности к работе в пра­воохранительных органах, профориентации и др.

Третье направление взаимодействия
психологии и юриспруденции имеет более выраженный, чем два предыдущих,
двухсторонний харак­тер. Потребности юриспруденции в психологическом знании
предо­пределяют возникновение юридической психологии, являющейся дву­единой
наукой, одновременно и психологической и юридической, ана­лизирующей
психологические особенности в сфере применения права. Безусловно, возникновение
такой интегративной науки одновременно стимулирует развитие и совершенствование
знания как психологичес­кого, так и юридического.

Учеными-правоведами традиционно в
юриспруденции выделяются следующие три формы ее взаимодействия со смежными
науками:

Использование данных смежных с
юриспруденцией наук для ре­шения актуальных специфических проблем
правотворчества и право­вого регулирования.

Использование научных идей и
принципов смежных наук для анализа системы государственно-правового
регулирования.

Использование в социально-правовом
познании конкретных при­емов, методов, способов, научного исследования,
заимствованных из той или иной конкретной науки*.

_____________________________________________________________________________
*Правовая система социализма. Понятие, структура, социальные связи. Под ред.
Васильева А.М.: М., 1986. Кн. 1, с. 347—348.

Нам представляется, что предложенная
первая модель взаимодей­ствия юриспруденции и психологии более полно, чем
вторая, традици­онная, отображает объективный характер процесса, в результате
кото­рого и формируется юридическая психология.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ