§ 1. Развитие психики :: vuzlib.su

§ 1. Развитие психики :: vuzlib.su

37
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Развитие психики

.

§ 1. Развитие психики

В отличие от неорганической природы
живой организм беспрерывно взаимодействует с окружающей средой. Эволюция
организма, начиная от простейшего живого существования вируса, кончая
человеком, — это смена усложняющихся форм взаимодействия. Организм без внешней
среды, поддерживающей его существование, невозможен; поэтому в на­учное
определение организма должна входить и среда, влияющая на него, отмечал И.М.
Сеченов*. Без понимания изменений среды и ее влияния на организм не могут быть
поняты ни развитие психики чело­века в ее филогенезе (развитие человека из
животного мира), ни в ее онтогенезе (формирование личности человека).

_____________________________________________________________________________

* Сеченов И.М. Избр. произведения.
Т. 1, М., 1952, с. 533.

Известно, что Чарльз Дарвин открыл
законы эволюции животных существ и происхождения человека на основе
изменчивости всего живого и наследственности, закрепляющей и удерживающей приоб­ретенные
признаки путем естественного отбора.

В самом начале развития жизни
наметились две основные формы изменчивости во взаимодействии организмов и
среды. Они и определи­ли уже у одноклеточных организмов разделение всех живых
существ на две основные ветви: растений и животных. Одна, пассивная форма
проявлялась в основном в изменении физико-химических процессов и строения
организма под влиянием неоднородной среды. Другая, ак­тивная форма
изменчивости, определившая развитие животных, прояв­лялась в основном в
изменении форм поведения организма, то есть в изменении способов и форм его
активного реагирования на воздей­ствие изменяющейся среды.

Взаимодействие организма и среды в
его любой форме возможно потому, что даже самому простейшему организму
свойственна физиоло­гическая форма отражения среды — раздражимость.

Раздражимость представляет собой
способность живого существа от­вечать на непосредственные воздействия среды
процессами, поддер­живающими жизнь организма. Раздражимость вызывает
приспособительные процессы, уравновешивающие организм со средой и способ­ствует
возникновению высших форм отражения.

Растения остановились на
физиологической форме отражения. Жи­вотные в процессе эволюции на основе
раздражимости выработали свойство отвечать на воздействия среды, не только
непосредственно влияющие на жизненные функции организма, но и на сигнальные
воздействия, которые подготавливают, ориентируют организм в среде. Другими
словами, у животных в процессе их эволюции возникает новый вид раздражимости,
выполняющий сигнальную функцию, — чувстви­тельность.

Чувствительность — это свойство,
приобретенное животными на оп­ределенных этапах эволюции, отражать воздействие
среды. С помощью чувствительности организм всегда субъективно отражает
воздействие среды. С ее появлением начинается эволюция психического отражения,
высшей формой которого является сознание.

Отметим, что ранее всего психическое
отражение возникло в форме смутных положительных или отрицательных переживаний,
сигнали­зирующих о динамике состояния организма и его равновесии со средой. В
дальнейшем на этой основе возникла более сложная форма отраже­ния — ощущение
как субъективный образ объективного мира. Такое понимание психики позволяет
рассматривать ее как свойство самой жизни, необходимое на определенной ступени
эволюции животных.

Эволюция раздражимости у растений
изменялась очень мало. У жи­вотных же изменчивость их активного взаимодействия
с изменяющейся средой привела к образованию нервной системы — органа,
специализи­рованного на возникновении и передаче раздражения, вызываемого
воздействиями внешней среды.

Первоначальной формой психического
отражения и регуляции пове­дения являются инстинкты. Инстинктами называют
врожденные, слож­ные, биологически целесообразные и потому наследственно
закреплен­ные формы поведения.

Являясь целостной реакцией всего
организма на комплексные раз­дражители внешней и внутренней среды, инстинкты по
своим механиз­мам представляют цепные безусловные рефлексы. Это могут быть
очень длинные цепи рефлексов, в которых конец одного рефлекса служит
раздражителем для следующего звена цепи.

У животных в их обеих ветвях
врожденные инстинктивные формы поведения являются основными. У человека же
инстинкты играют важ­ную роль только в первые месяцы его жизни, а затем
становятся такими рудиментами, как волосяной покров кожи или червеобразный
отросток прямой кишки. Рудимент — это функция или орган, оставшийся в на­следство
от животных предков. Многие западные психологи переоцени­вают роль инстинктов в
психике человека. Фактически же у взрослого человека инстинктивные проявления
подчинены сознательной деятель­ности и контролируются ею. Только в
исключительных случаях инстин­кты могут определять поведение человека.

Как бы ни были различны весьма
многочисленные инстинкты живот­ных. они всегда связаны с удовлетворением
биологических потребнос­тей. Основными из них являются: половой, инстинкт
заботы о потомст­ве, инстинкт питания, самосохранения, стадный инстинкт,
инстинкт сезонной миграции и т. д.

Инстинктивные формы поведения могут
быть различной сложности, но в их основе всегда лежат простые безусловные
рефлексы с шаблон­ным ответом на непосредственный биологически положительный
или отрицательный раздражитель. Примером более простых таких рефлек­сов
является настораживание ушей или поворот головы у служебной собаки в ответ на
звук — как ориентировочный рефлекс или отскакива­ние — как защитный рефлекс. В
инстинктивном поведении животных иногда проявляется кажущаяся особым «умом»
целесообразность. Од­нако эта целесообразность обусловлена чисто внешними
факторами, и поведение животного с изменением среды подвергается лишь очень
незначительной перестройке. Едва изменяется определенный комплекс условий,
вызывающий инстинктивные действия, как нарушается стройное течение
инстинктивных действий — птица может бросить птенцов, млекопитающее загрызть
потомство. Иногда же бессмысленность поступков животного выражается так
отчетливо, что порой вызывает удивление. Так, птицы высиживают не только чужие
положенные им яйца, но и совсем не похожие на них камни. Объясняется это тем,
что вся цепь инстинктивных актов поведения животного, весьма целесообразная
только в условиях формирования большого числа поколений, в очень малой степени
может уточняться в изменяющихся условиях.

Развитие головного мозга в ветви
человека с самого начала дало возможность в инстинктивном поведении опереться
на сочетание одно­временно действующих раздражителей. Чем более высокоразвито
позво­ночное животное, тем легче изменившиеся условия среды снимают устаревшие
инстинктивные формы поведения.

Навыками у животных называются
приобретенные в индивидуальном опыте формы поведения, которые обеспечивают
дифференцированное приспособление животного к меняющимся условиям среды. По
своим механизмам навыки являются сложными условными рефлексами и осу­ществляются
с помощью высшей нервной деятельности.

Простейшие навыки могут
образовываться даже у одноклеточных животных. Так, таракана можно приучить
брать пищу только с черных квадратов шахматного поля. Пчелы не только хорошо
запоминают ри­сунки полевых цветов на лотках улья и постепенно учатся
запоминать дорогу к улью, но и вырабатывают условные рефлексы на запах клевера.

Развитие сигнального значения
отражения среды, то есть психичес­кого отражения, происходит, когда появляется
биологическая необходи­мость предвидения событий в изменяющейся среде. Примером
воздей­ствия среды, имеющего сигнальное значение, является такой звук или запах,
который сам по себе не способен влиять на жизненные процессы, но может служить
сигналом близкой опасности или добычи. Так, на­пример, если лягушка не видит
человека, то он может кричать и свис­теть — она не будет реагировать. А слабый
звук шлепка об воду воспри­нимается лягушкой как сигнал опасности, замеченной
другой лягушкой, и заставляет ее прыгать в воду. Первые звуки — крик, свист у
лягушки не имеют сигнального значения, какое они имеют, в частности, у оленя, а
второй — имеет. Но если какой-либо раздражитель приобрел у живот­ного
сигнальное значение, значит, оно уже обладает способностью к психическому
отражению и, следовательно, имеет психику.

В жизни навыки, развиваясь,
приводили к возникновению наиболее сложной формы поведения животного — рассудочного.
Рассудочными, их еще называют интеллектуальными, являются формы поведения,
направленные на решение новых задач не путем унаследованных или ранее
приобретенных в личном опыте способов, а на основе отражения существующих между
предметами связей и отношений.

Известно, что рассудочное поведение
— основная форма деятельнос­ти человека. Нам общи с животными все виды
рассудочной деятельнос­ти: индукция, дедукция, абстрагирование, анализ
незнакомых предме­тов. Без этой преемственной линии развития появление мышления
человека действительно было бы чудом. Развитие простейшего рассу­дочного
поведения животных было связано с возникновением возмож­ности предметного
отражения их на основании комплекса ощущений. Так, шимпанзе способны различать
и запоминать треугольники, шары, пирамиды по их окраске и форме и использовать
эти дифференцирован­ные представления в своем поведении.

Простейшим видом рассудочного
поведения, опирающегося на от­ражение соотношения между предметами, являются
так называемые обходные действия, недоступные, в частности, курам, однако
хорошо доступные собакам и полностью доступные человекообразным обезьянам.
Наиболее полно проявляется рассудочная деятельность при попыт­ках использования
животными разных предметов в качестве простейших орудий.

Проведенные под руководством И.П.
Павлова опыты с шимпанзе Рафаэлем и Розой показали, что эти животные обладают
умением подмечать некоторые связи между предметами и использовать их с целью
удовлетво­рения своих потребностей. Перед Рафаэлем был поставлен ящик с апель­сином,
который ясно виднелся через отверстие. Животное пыталось ов­ладеть им, но
наткнулось на неожиданное препятствие: на пути стояла зажженная спиртовка, и
Рафаэль обжегся. Это не помешало, однако, ему справиться с задачей. Он
направился к баку с водой, притащил его к ящику, погасил огонь и достал
приманку. В других случаях эта задача решалась Рафаэлем еще проще: для того
чтобы погасить спиртовку, он уже не тащил целый бак с водой, а набирал воду в
кружку или в рот и гасил пламя. И.П. Павлов, наблюдая за этими опытами, сказал:
«Мы начинаем понимать, каким образом происходит мышление человека, о котором
столько разговоров и столько всякой пустой болтовни»*.

____________________________________________________________________________

* Павловские среды. Т. 2. М.-Л., 1949. с. 586.

Основной признак психики человека
состоит в том, что кроме наслед­ственных и лично приобретенных форм поведения
человек владеет новым, важнейшим средством ориентировки в окружающей действи­тельности
— знаниями, которые представляют собой концентрирован­ный опыт человечества,
передаваемый посредством речи. Психика чело­века формируется и постоянно
обогащается в условиях социального окружения, в процессе усвоения социального,
общественного опыта. Если животное, выращенное в искусственных, изолированных
услови­ях, сохраняет все свои видовые качества, то человек без социального
окружения не приобретает никаких человеческих качеств.

С переходом от животного
существования к человеческому обществу возникло два новых фактора формирования
психики человека: это об­щественный труд с использованием орудий труда и
языковое общение. С возникновением прямохождения у человека освободились руки,
рас­ширился кругозор, возникли условия для интенсивного развития его
ориентировочной деятельности. Это, безусловно, привело к возникно­вению орудий
труда, трудового процесса. Человек начинает жить в мире постоянных орудий
труда, через которые из поколения в поколение передаются трудовые операции.

Психическое отражение мира человеком
связано с его общественной природой, оно опосредствуется общественно
выработанными знаниями. Высшей формой психики является сознание человека,
которое возник­ло, как мы уже отметили, в процессе общественно-трудовой
практики. Сознание неразрывно связано с языком и речью. Благодаря сознанию
человек произвольно регулирует свое поведение.

Содержанием психики являются
идеальные образы объективно существующих явлений. Но эти образы возникают у
различных людей своеобразно. Как правило, они зависят от прошлого опыта,
знаний, потребностей, интересов, психического состояния и т.д. Иначе говоря,
психика — это субъективное отражение объективной действительности в идеальных
образах, на основе которых регулируется взаимодействие человека с внешней
средой.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ