§ 1. Система психических процессов :: vuzlib.su

§ 1. Система психических процессов :: vuzlib.su

41
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Система психических процессов

.

§ 1. Система психических процессов

Известно, что личность реализуется в
деятельности, которая возможна благодаря познанию окружающей среды. В этом
случае кибернетики самого человека характеризует как сложную, саморегулирующую
сис­тему, поддерживающую динамическое равновесие с окружающей средой. В
обеспечении взаимодействия человека с внешним миром ведущую роль играют
свойства личности, ее мотивы, установки. Однако всякое психи­ческое явление —
это и отражение действительности, и звено в регуляции деятельности*. Регуляция
деятельности начинается уже на уровне ощу­щений и восприятий — с психических
познавательных процессов. С них и логично начинать рассмотрение психических
явлений.

_____________________________________________________________________________

* Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание,
М., 1957, с. 264.

Познавательная деятельность включает
в себя следующие процессы:

Сенсорные (от лат. sensus —
ощущение) познавательные процессы отражают отдельные свойства предметов и
явлений. Психический ре­зультат этого действия называется ощущением.

Перцептивные (от лат. percipere —
воспринимать) познавательные процессы отражают предметы и явления в их целостном
виде. Психи­ческие образы этих предметов и явлений называются восприятием.

Мнемические (от греч. mneme —
память) процессы создают образы памяти. Преобразование представлений памяти в
новые образы — это процессы воображения.

Интеллектуальные (от лат. intellectus
— разум), или мыслительные, процессы отражают существенные связи между
явлениями.

Ощущения, восприятия, представления,
память относятся к чувствен­ным формам познания.

Чувственное отражение у человека
всегда связано с логическим по­знанием, мышлением. Единичное в чувственном
познании человека отражается как проявление общего. В чувственном познании
сущест­венную роль играет язык, слово, которое всегда выполняет функцию
обобщения. В свою очередь логическое познание (мышление) осно­вывается на данных
чувственного опыта, на ощущениях, восприятии и представлениях памяти. В едином
процессе познания осуществляется непрерывное взаимодействие всех познавательных
процессов.

На ощущениях основаны более сложные
познавательные процессы: восприятия, представления, память, мышление,
воображение. Иначе как через ощущения мы ни о каких формах движения ничего
узнать не можем. Ощущением называется простейший, далее уже не разложимый
психический процесс.

В ощущениях отражаются объективные
качества предмета (запах, цвет, вкус, температура и др.) и интенсивность
воздействующих на нас раздра­жителей (например, более высокая или более низкая
температура).

Как правило, накопление и обработка
информации начинаются с ощущения и восприятия, физиологическую основу которых
составляет деятельность органов чувств, называемых в физиологии анализаторами.
Но воспринимают не анализаторы, а конкретная личность со своими потребностями,
интересами, стремлениями, способностями, собствен­ным отношением к тому, что
воспринимается. Поэтому восприятие зависит как от объекта восприятия, так и от
индивидуальных особеннос­тей воспринимающего человека,

В жизни восприятие окружающих
предметов представляет собой ди­намический процесс. Человек производит
множество перцептивных действий для того, чтобы сформировать адекватный образ
объекта вос­приятия. Эти действия состоят в движении глаза в зрительном воспри­ятии,
движении руки при осязании, движении гортани, воспроизводя­щей слышимый звук, и
т. п.

Связаны акты человеческого
восприятия также с анализом и син­тезированием впечатлений, получаемых от
объекта, воспринимаемого при различной освещенности, удалении, под разными
углами зрения, в различных положениях и условиях (туман, дождь, снег и т. д.).
Наблю­датель получает при этом более правильное представление о его форме,
цвете, размере, соотношении частей. На основе различных представле­ний от
разных ракурсов восприятия все более ясным и точным делается синтетическое
впечатление лучшего свидетеля, потерпевшего, подо­зреваемого и обвиняемого о
наблюдаемом предмете.

Отметим, что, несмотря на то что
физическое существование внеш­них объектов никак не связано с мозгом, свойства
и отношения внеш­них объектов трансформируются в процессе восприятия благодаря
тому, что в них участвуют основные психические процессы, содержанием которых
являются эти свойства и отношения. Так, мысль раскрывается в признаках тех
объектов, отношения между которыми она отражает, а эмоция — в терминах,
обозначающих отношения к тем событиям, предметам или лицам, которые ее
вызывают. Цвет, звуки, запахи, фор­мы предметов и явлений выступают в
восприятии то с большей, то с меньшей силой — в зависимости от установок,
внимания личности.

Внимание может быть специально
направлено на восприятие отдельной стороны вещей и явлений и этим содействовать
их тонкому различению, установка же облегчает восприятие объектов. Сложность
формирования материалов показаний заключается и в том, что в акт восприятия
включаются имеющиеся у субъектов ранее сложившиеся представления о предметах
такого рода и накопленные знания о них.

Так, предметом допроса обычно
являются обстоятельства, которые имели какое-либо отношение к событию
преступления. Но из этого не следует, что материал будущих показаний
воспринимается изолирован­но от тех предметов и событий, которые не относятся к
предмету допроса. Если бы человек каждый раз пользовался только теми сиг­налами
из внешнего мира, которые в данный момент получают его органы чувств, то вряд
ли была бы возможна сознательная деятельность. Умение ориентироваться в том,
что происходит вокруг, понимать назна­чение воспринимаемых объектов дает
человеку его жизненный опыт, в основе которого лежит память. Восприятие
человеком любого пред­мета представляет собой не просто приобретение
чувственных данных зрительного, слухового или иного характера, а всегда связано
с осмыс­ливанием, истолкованием увиденного, будет ли восприятие длительным или
мгновенным. Проявление единства этих процессов П.М. Якобсон описывает так: «В
ходе первичного и повторяющегося всматривания в предмет происходит истолковывание
увиденного. Оно основывается на вычленении определенных частей предмета, на
таком сопоставлении этих частей и элементов, которое позволяет увидеть, «что»
является главным и определяющим в предмете. В ходе такого сопоставления частей
между собой отдельно или в группе, сопоставления их с целым происходит
выяснение соотношений между ними, усмотрение назначе­ния предмета, раскрытие
его существенных свойств. При таком рас­смотрении некоторые отдельные стороны
или качества предмета дела­ются для нас «ориентирами», которые позволяют лучше
всего понять и поэтому по-настоящему увидеть, что такое находится перед
нами»*.  Как правило, такими ориентирами могут выступать, характер движения,
особенности звука, контур предмета и т. д. Обычно люди не осознают все звенья
процесса восприятия, например, характер сопоставления частей воспринимаемого
объекта, оценку продолжительности процесса восприятия, взвешивание тех или иных
соображений, которые приходят в голову в ходе сопоставления, и т. д. Вследствие
того что они тысячи раз видели подобные явления и предметы, их различные формы,
цвета, контуры, размеры, длительности, процесс восприятия и истолкования может
быть сокращенным и даже мгновенным. Осмысливание и истолкование происходит
более развернуто и осознанно, как бы «выходит» наружу лишь в тех случаях, когда
появляются затруднения и сомнения при восприятии. В этом случае воспринимающий
мысленно, иногда даже вслух рассуждает о том, что видит. На практике такое
отражение действительности делает формирование показаний более продуктивным.

_____________________________________________________________________________

* Якобсон П. М. Психология
художественного  восприятия. М., 1964, с. 11—12.

В настоящее время психология уделяет
большое внимание изучению скорости и точности восприятия человеком показаний
различных прибо­ров и сигналов современных средств связи. При анализе
наблюдательных качеств следователя, при исследовании процесса формирования
показа­ний свидетелей, потерпевших о быстротечных событиях юридическая психология
может использовать положения инженерной психологии. В условиях нынешнего
научно-техничного прогресса нередко приходит­ся допрашивать свидетелей,
потерпевших, подозреваемого и обвиняемо­го об информации, полученной через
новейшие средства связи. В послед­ние годы в производстве следственных органов
возникают новые кате­гории уголовных дел, связанных с авиационными и
железнодорожными катастрофами, работой скоростных машин и аппаратуры. В связи с
этим следственным работникам необходимо знать, какие ошибки возможны в
восприятии, переработке сигналов от приборов и технических устано­вок
свидетелями, потерпевшими, подозреваемыми, обвиняемыми.

Важное значение для успешного
исследования показаний потерпев­ших и свидетелей имеет знание основных вопросов
психологии этих показаний. Дача показаний органам дознания и расследования
связана с различными сторонами психической деятельности человека. Чтобы человек
мог дать показания, он, конечно, должен ранее наблюдать события, интересующие
органы расследования. Воспринятое им должно оформиться, сложиться в его
сознании, должно быть удержано им в памяти в течение более или менее
длительного промежутка времени и, наконец, должно быть изложено следователю. В
каждом из этих момен­тов процесса формирования показаний свидетелей и
потерпевших в си­лу самых различных причин объективного и субъективного
свойства возможны ошибки, которые, безусловно, могут отразиться на достовер­ности
показаний в целом. Поэтому для лучшего изучения факторов, могущих оказать
влияние на достоверность показаний, остановимся на них более детально.

Один из важнейших вопросов
психологии — это проблема внимания, под которым понимается направленность и
сосредоточенность сознания на чем-либо определенном. Известно, что на каждого
из нас в каждый данный момент действуют тысячи самых разнообразных
раздражителей, вызывая зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения. Од­нако
не все внешние раздражения, которые действуют на наши органы чувств, доходят до
нашего сознания, запечатлеваются с одинаковой яркостью. В каждый данный момент
мы отчетливо воспринимаем лишь сравнительно небольшое количество предметов. В
связи с этим от­метим, что внимание к одному или нескольким предметам всегда
есть вместе с тем, однако, невнимание ко всем остальным. В этом смысле психологи
говорят, что в явлениях внимания обнаруживается избира­тельный характер
сознания. Именно потому, что человек обращает внимание на одни объекты, он тем
самым отвлекается от других. В прак­тической деятельности те внешние
раздражения, которые не сосредота­чивают нашего внимания, или вовсе не доходят
до нашего сознания, или доходят до него очень слабо, оставляют в нем совсем
незначитель­ный и легко забывающийся след.

Отметим, что направленность внимания
определяется и интересом, значением определенных, конкретных фактов для данного
человека. Такую личность прежде всего интересует все то, что близко связано с
деятельностью, к которой он в данный момент имеет отношение, работой, которую
он выполняет. Следует отметить и зависимость качес­тва восприятия от состояния
органов чувств человека. У разных людей различны острота и сила зрения или
слуха, впечатлительность обоня­ния, вкуса и осязания, неодинакова способность
различать цвета, лока­лизовать звук, определять время и пространство.

Естественно, что известного рода
физические недостатки, в частности неполноценность зрения, слуха и т. п., могут
препятствовать воспри­ятию тех или иных фактов либо существенно влиять на
достоверность восприятия. Однако следует заметить, что лица, обладающие тем или
иным недостатком органов чувств, весьма часто и не подозревают о сво­ем
недостатке.

Восприятие всякого конкретного
предмета — явление сложное. Дос­таточно сложным является восприятие человека:
будущий участник следствия охватывает и осмысливает не только его целостный
облик и отдельные «физические» качества. Здесь в этот процесс включается также
истолкование присущих ему качеств: по особенностям речи, про­изношения, по
облику и поведению делается суждение о национальнос­ти, возрасте, роде занятий,
характере, свойственном ему эмоциональ­ном отношении к людям. Точность
восприятия социальных качеств у каждого человека может быть различной и
опять-таки зависит от жизненного опыта.

Содержащиеся в устной речи людей
сведения воспринимаются также благодаря взаимодействию двигательных, слуховых и
зрительных ощу­щений, но в отличие от ощущений простых физических звуков они в
большей степени определяются деятельностью мышления и носят смысловой характер.
На практике одним из непременных условий пра­вильного формирования показаний свидетеля,
потерпевшего, подо­зреваемого и обвиняемого является понимание слова. Полное
понима­ние достигается тогда, когда обе стороны: и тот, кто говорит, и тот, кто
слушает, имеют в виду одно и то же. Непонимание одним человеком другого может
происходить по многим причинам. Это зависит не толь­ко от языкового барьера, но
и от индивидуальных особенностей лица, как произносящего, так и воспринимающего
речь. Первый может про­износить слова невнятно, не выговаривать некоторые
звуки. Второй же может иметь пониженную слуховую восприимчивость или плохо вла­деть
языком, на котором идет речь. Большое внимание на восприятие могут оказывать
«предвзятые мысли», например заранее сложившееся представление о том, какой
смысл имеют слова и поступки говоряще­го. Безусловно, сказанное относится не
только к восприятию свиде­теля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого, но
и к деятельнос­ти следователя, когда он слушает рассказ последних во время
допроса.

Следует отметить, что в
допроцессуальной стадии формирования по­казаний фактическое восприятие
предметов, людей, явлений обуслав­ливается не только наличными периферическими
раздражениями ор­ганов чувств, но и всем прошлым опытом воспринимаюшего.
Конечно, это существенно, так как помогает разобраться в том, какие важные моменты
«накладываются» на самый обычный процесс восприятия, которые могут не
осознаваться самим свидетелем, потерпевшим, подо­зреваемым и обвиняемым. Мы
считаем, что полноценное восприятие предполагает, что будущий участник его
правильно охватывает объект в его частях и в целом, верно отражает его смысл и
назначение. Это обстоятельство связано с единст­вом ощущений и мышления. Чтобы
правильно оценить показания до­прашиваемого, допрашивающему нужно вычленить в
них чувственные данные, которые явились «материалом» восприятия, и проанализиро­вать
интерпретацию его самим свидетелем, потерпевшим, подозрева­емым и обвиняемым.

В заключении этого параграфа следует
отметить, что психика челове­ка развивается как результат его практического
взаимодействия с внеш­ним миром. Только деятельность и определяет дальнейший
прогресс всех психических процессов. Согласно принятой в отечественной пси­хологии
теории деятельности, высшие психические процессы —ощуще­ние, восприятие,
внимание, память, мышление, эмоции — рассмат­риваются как особые формы
действий.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ