§ 2. Память человека :: vuzlib.su

§ 2. Память человека :: vuzlib.su

3
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Память человека

.

§ 2. Память человека

В деятельности юриста, где ведущим
является коммуникативный процесс, получение информации и ее запоминание
являются той осно­вой, на которой строятся все практические действия. В связи с
этим тренировка умений и навыков запоминания является одной из основ­ных в
системе психологической подготовки к юридической деятельности. Эта тренировка
должна организовываться и проводиться с учетом главных закономерностей памяти.

Память представляет собой сложный
психический процесс, включаю­щий в себя: 1) запоминание предметов, явлений,
лиц, действий, мыс­лей, информации и т. д.; 2) сохранение в памяти того, что
было запом­нено; 3) узнавание при повторном восприятии и воспроизведение за­помненного.
Физической основой памяти являются следы нервных процессов, сохраняющихся в
коре больших полушарий головного мозга.

Воздействие среды на мозг человека
осуществляется или путем непо­средственного воздействия предметов и явлений на
органы его чувств, или же опосредованно через слово: рассказ, описание и т. д.
Эти воздей­ствия оставляют в коре головного мозга соответствующие следы,
которые потом могут быть оживлены повторным восприятием (узнавание) или же
путем припоминания. Память — это интегративный психический про­цесс,
охватывающий результаты ощущений, восприятия и мышления.

В психологии различают четыре типа
памяти.

Наглядно-образная память проявляется
в запоминании, сохранении и воспроизведении зрительных, слуховых, вкусовых,
температурных и т.п. образов. Это может быть зрительное представление объекта
наблюдения, собеседника, участка местности, знания, процесса обще­ния и т. д.
Наглядно-образная память имеет большое значение в учеб­ной и творческой
деятельности человека.

Словесно-логическая память
выражается в запоминании и воспроиз­ведении мыслей. Этот тип памяти тесно
связан с речью, так как любая мысль обязательно выражается словами. Особенности
этого типа па­мяти учитываются в процессе обучения. Чтобы запоминание было
более эффективным, используются образная речь и интонация.

Двигательная память зависит от
мышечных ощущений, от возбужде­ния и торможения соответствующих проводящих
путей и нервных кле­ток. Например, следователь может очень четко представить
свои дей­ствия, которые он совершал при наблюдении за преступником. Если по
истечении некоторого времени ему придется словесно описывать эту процедуру, то
он незаметно для себя может воспроизводить совершен­ные им движения.

Эмоциональная память — это память на
эмоциональные состояния, имевшие место в прошлом. Как правило, яркие
эмоциональные образы быстро запоминаются и легко воспроизводятся. Отличительной
особен­ностью эмоциональной памяти являются широта общения и глубина
проникновения в сущность пережитого когда-то чувства. Свойства эмоциональной
памяти зависят от особенностей работы органов чувств.

Необходимо учитывать, что одни люди
при запоминании материала пользуются преимущественно зрительными
представлениями, другие — слуховыми, третьи — двигательными. Однако не следует
думать, что для человека, у которого преобладают определенного вида
представления, недоступны другие виды,

Различают следующие виды памяти:
зрительную, слуховую, двига­тельную и смешанную. В соответствии с этим работник
юриспруденции должен представлять, какой вид памяти присущ ему самому, а также
людям, с которыми ему придется работать. Это необходимо для того, чтобы при
восприятии и описании событий вносить соответствующие коррективы для принятия
правильного решения.

Различают также долговременную и
кратковременную память. Крат­ковременная память удерживает информацию в
неполном виде. Долго­временная память служит для запоминания информации
надолго, не­редко на всю жизнь. Этот вид памяти наиболее важен и наиболее
сложен. Сведения о кратковременной и долговременной памяти весьма значимы для
следственной работы.

Протекание процессов запоминания,
сохранения и последующего воспроизведения определяется тем, какое место
занимает данная ин­формация в деятельности субъекта, какова ее значимость, что
он делает с этой информацией. Наиболее продуктивно запоминается материал,
связанный с целью деятельности, с ее основным содержанием. В этих случаях даже
непроизвольное запоминание может быть более продук­тивным, чем произвольное.

Следует учитывать влияние эмоций на
процесс запоминания. Оно будет более продуктивным, если восприятие
осуществляется на фоне повышенных эмоциональных состояний. Когда явление и
событие за­трагивают чувства, то мыслительная деятельность свидетеля, потерпев­шего,
подозреваемого и обвиняемого будет более активна, заставляя неоднократно
возвращаться к пережитому.

Забывание представляет собой
процесс, противоположный запечатлению и сохранению. Забывание — явление
физиологически вполне нор­мальное. Если бы вся информация, накапливаемая в
памяти, одновре­менно всплывала в сознании человека, то практически было бы не­возможно
продуктивное мышление. Только усилием воли люди каждый раз извлекают из
долговременной памяти лишь ту часть информации, которая необходима для
выполнения данного вида деятельности. «Дви­жение мысли, — пишет А.Н. Лук, — та
нить, которая переводит необ­ходимую информацию длительной памяти в
оперативную»*. Таков и ме­ханизм воспроизведения показаний свидетелем,
потерпевшим, подо­зреваемым, обвиняемым.

_____________________________________________________________________________

* Лук А.Н. Память и кибернетика. М.,
1966, с. 80.

Большую роль при запоминании
материала играет установка на запо­минание. Как показывает практика и
экспериментальные исследования, люди, которые воспринимают материал лишь для того,
чтобы записать его, намного быстрее забывают этот материал, в отличие от тех,
кто этот же материал запоминает с установкой «запомнить надолго». Особое
значение здесь имеет важность материала. Если человек явно осознает, что
запоминаемый материал решает успех важной операции, то установ­ка на прочное
запоминание формулируется легко. Отсюда следует вы­вод: запоминаемый материал
должен быть классифицирован по степени важности,

В юридической деятельности
целесообразно запоминать воспринима­емую информацию по плану: 1) основная мысль
(осмысливание запо­минаемого): 2) факты и события (что, когда и где
происходит); 3) при­чины происходящих событий; 4) выводы и источник информации.

Для правильной оценки показаний
свидетеля, потерпевшего, подо­зреваемого. обвиняемого работникам
правоохранительных органов и су­дьям важно знать закономерности процесса
развития памяти человека, Память развивается и совершенствуется в течение всей
жизни человека. На нее влияют развитие нервной системы человека, условия
воспитания и обучения, выполняемая деятельность. При этом развитие происходит
как количественно, так и качественно. В зависимости от подъемов и спадов
уровней интеллектуальных функций происходят подъемы и спады в памяти человека.

Исследованиями установлено, что в
возрасте от 18 до 25 лет память обычно улучшается, до 45 лет сохраняется на
одном и том же уровне, затем постепенно начинает ослабевать*. Однако если люди
вовлечены в активную деятельность, то этот спад может быть малозаметен. Если по
роду деятельности человеку приходится постоянно что-то запоминать, то память не
только не деградирует, а, наоборот, развивается.

_____________________________________________________________________________

* Воронин Л.Г. Физиология и биохимия
памяти. М., 1965.

Бывают случаи провалов памяти
(амнезии), когда из сознания выпадают события, заполняющие определенный отрезок
времени. Провалы памяти могут наступить, в частности, у потерпевшего после
полученной травмы или обморочного состояния. Нередко следователю или прокурору,
умело пользующемуся ассоциациями, удается добиться того, что провал памяти
устраняется.

Следователю и судье необходимо
учитывать индивидуальные харак­терологические особенности свидетеля,
потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого: при прочих равных условиях одни люди
склонны к запо­минанию приятного, другие — неприятного, в зависимости от
жизнера­достного, бодрого, оптимистического или пессимистического склада
личности. На запоминание материала, воспринятого свидетелем, потер­певшим,
подозреваемым, обвиняемым, обычно оказывает влияние их последующая
деятельность. Впечатления могут забываться полностью или частично.

Отметим, что воспоминание и
припоминание не являются процес­сами, изолированными друг от друга. Между ними
существует двухсторонняя взаимная связь. Припоминание является, с одной
стороны, предпосылкой воспроизведения, а с другой — оно оказывается его ре­зультатом*.
Припоминание совершается в процессе воспроизведения, в ходе рассказа свидетеля,
потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого на допросе. Поэтому не случайно
рекомендуется начинать допрос со свободного рассказа, так как это способствует
активизации латентного слоя, запечатленного в памяти. Поэтому не следует без
крайней надоб­ности прерывать свободное повествование допрашиваемого. Заданный
в ходе свободного рассказа вопрос часто рассеивает внимание допра­шиваемого,
нарушает ход его мыслей, мешает припоминанию фактов.

_____________________________________________________________________________

* Рубинштейн С.Л. Основы общей
психологии. Изд. 2 , с. 326.

Известно, что люди легко и быстро
забывают сведения, которыми они в повседневной жизни редко пользуются, не
освежают в памяти, не воспроизводят часто. В практике наблюдаются случаи, когда
и много­кратно воспроизводившиеся материалы вдруг забываются и, несмотря на
усилия человека, не припоминаются сразу. Подобные «осечки» па­мяти не являются
отклонением от нормы, ибо они довольно часто, а иногда и быстро проходят. Здесь
в необходимых случаях следователь может попросить допрошенного свидетеля,
потерпевшего, подозрева­емого, обвиняемого сообщить дополнительно то, что он
вспомнит после допроса, или провести через определенное время повторный допрос.
Безусловно, следователь не должен терять надежду и в том случае, если даже
какое-то обстоятельство допрашиваемому покажется безвозвратно забытым, ибо это
психологически демобилизующе действует на послед­него. Побуждая его к активной
мыслительной работе и мобилизации волевых усилий, можно добиться припоминания
забытого.

При воспроизведении какого-либо
события всегда имеют место уз­навания. Здесь мы имеем в виду не узнавание
человека или предмета при повторном восприятии во время следствия, а узнавание
допрашива­емым воспроизводимого им материала на допросе. Воспроизведение
явления, факта, которые не сопровождается чувством узнавания, не будет
осознаваться как воспоминание. От того, какова степень узнава­ния сообщаемых
сведений, будет зависеть и точность, правильность показаний*. Как правило,
узнавание бывает различной степени — от слабого чувства знакомства с воспроизводимым
материалом до пол­ной уверенности в его точности. Следует поэтому помнить, что
самооценка свидетелем, потерпевшим, подозреваемым и обвиняемым пока­заний не
всегда может соответствовать действительности. В юридичес­кой практике известны
случаи, когда показания, точность которых казалась несомненной, впоследствии
оказывались ошибочными. Необ­ходимо учитывать, что узнавание иногда создает
иллюзию достоверного знания, вызывает ложную уверенность в прочном запоминании
матери­ала, внешности человека, приводя к добросовестному заблуждению.

_____________________________________________________________________________

* Корнеева Л.М., Ордынский С.С.,
Розенблит С.Я. Тактика допроса на предварительном следствии. М., 1958,с. 33.

При проведении допроса следователю и
судье нужно уметь разбирать­ся в индивидуальных различиях памяти свидетеля,
потерпевшего, подо­зреваемого, обвиняемого. Индивидуальность памяти личности
проявля­ется, с одной стороны, в особенностях ее процесса, то есть в том, как
осуществляются запоминание, сохранение и воспроизведение, а с дру­гой — в
особенностях содержания памяти, то есть в том, что запомина­ется. Указанные две
стороны памяти, по-разному сочетаясь, делают память каждого человека
индивидуальной в смысле ее продуктивности. В процессах памяти индивидуальные
различия выражаются в скорости, объеме, точности, прочности запоминания и
готовности к воспроиз­ведению, которые определяются биологическими
особенностями, ус­ловиями жизни, воспитания и профессиональной деятельности.
Готов­ность памяти допрашиваемого к воспроизведению также будет зависеть от
знаний и жизненного опыта.

В зависимости от цели деятельности
запоминание может носить непроизвольный или произвольный характер. При
произвольном запо­минании происходит осмысливание образа, отбор и обобщение
главно­го в нем, а если это необходимо, информация заучивается. При непро­извольном
же запоминании закрепление впечатления происходит как бы само собой, без усилия
со стороны воспринимающего. Юридическая деятельность показывает, что непроизвольное,
как и произвольное, за­поминание в большинстве случаев обеспечивает правильное
воспроиз­ведение нужной информации на допросе.

Индивидуальные различия памяти могут
проявляться и в том, что один человек хорошо запоминает даты, цифры, другой —
имена людей, третий — цвета красок и т. д.

Следует, однако, отметить, что
существует люди, память которых всегда работает безотказно, без срывов,
промахов и искажений, В таких случаях, для того чтобы добиться максимальной
полноты воспроизведе­ния, следователю важно сделать правильный выбор времени
допроса свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого. Практика по­казывает,
что чем ближе по времени допрос свидетеля, потерпевшего, подозреваемого и
обвиняемого к тому факту, который он освещает, тем больше вероятность полноты и
достоверности в показаниях.

На основании исследований психологов
можно сделать вывод, что укрепление памяти связано с воспитанием воли,
внимания, наблюдательности, применения осмысленных приемов заучивания. Можно
рекомендовать следующие приемы развития памяти:

1. Повторение заученного. Известно,
что К. Маркс постоянно зани­мался повторением даже того, что им было хорошо
усвоено. «У него была привычка после продолжительных перерывов перечитывать
свои записные тетради и отмеченные в книгах места для того, чтобы закре­пить их
в своей памяти. Он изощрял свою память с юных лет, выучивая по совету Гегеля
наизусть статьи на незнакомом языке»*. Работник юридической профессии должен
периодически освежать в памяти все, что было им усвоено в процессе деятельности
(перечитывать и перелистывать источники, продумывать полученную информацию и т.
д.).

_____________________________________________________________________________

* Цит. по кн.: Пекелис В. Твои
возможности, человек. М., 1973, с. 90.

2. Целенаправленные упражнения. Все
виды памяти можно развить путем специальных упражнений: а) заучивание цифрового
материала; б) заучивание прозы и стихов; в) запоминание образов. В последнем
случае можно рекомендовать метод известного художника Айвазовского. К примеру,
на прогулке вы залюбовались поразившим вас пейзажем. Чтобы запечатлеть его в
памяти, надо взглянуть на пейзаж внимательно несколько раз подряд, закрывая и
открывая глаза и сравнивая при этом то, что вы видите, с тем, что вы
представляете, когда ваши глаза закрыты. Постепенно зрительное впечатление
будет становиться все полнее и ярче. Если вам понадобится в считанные секунды
оценить обстановку или запомнить большой объем зрительной информации, навыки
запоминания, приобретенные с помощью этого метода, вам очень пригодятся.

3. Тренировка наблюдательности.
Чтобы запомнить увиденное, надо развивать наблюдательность. Она способствует
улучшению непроиз­вольного запоминания. Для этой цели можно рекомендовать
регуляр­ные упражнения по обдумыванию и запоминанию того, что имело место  за
день, неделю, месяц и т. д.

Гигиена памяти. Память является
важнейшей функцией интеллекта. Поэтому каждый человек, особенно работник
юридического труда, дол­жен соблюдать гигиену памяти. В этом отношении можно
рекомендо­вать следующее:

1) при утомлении нельзя постоянно
«взбадривать» себя тонизирую­щими напитками (чай, кофе, алкоголь). Вред этих
«взбадриваний» заключается в том, что, избавляя себя от чувства усталости,
человек не снимает утомления, а длительное «взбадривание» приводит к нервным
расстройствам;

2) при интенсивной умственной работе
(чтение, составление до­кументов, подготовка к важным совещаниям, мероприятиям)
целесообразно через 40—45 минут делать небольшие перерывы в работе на 10—12
минут. Необходимы также продуманная организация рабочего дня и полноценный сон;

3) существенное значение для памяти
имеет правильное питание не реже трех раз в день при обязательном употреблении
жиров и углеводов.

Память — это та основа, на которой
базируется любая профессиональная деятельность. Юрист должен обладать хорошей
памятью.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ