§ 5. Эмоции и чувства в юридической деятельности :: vuzlib.su

§ 5. Эмоции и чувства в юридической деятельности :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 5. Эмоции и чувства в юридической деятельности

.

§ 5. Эмоции и чувства в юридической
деятельности

Эмоции и чувства, как и другие
психические явления, представляют собой различные формы отражения реального
мира. В отличие от по­знавательных процессов, отражающих окружающую
действительность в ощущениях, образах, представлениях понятиях, мыслях, эмоции
и чувства отражают объективную реальность в переживаниях. В них выражается
субъективное отношение человека к предметам и явлениям окружающей
действительности. Одни предметы, явления, вещи радуют человека, он восхищается
ими, другие — огорчают или вызывают от­вращение, третьи — оставляют
равнодушным. Таким образом, отраже­ние в мозгу человека его реальных
переживаний, то есть отношение субъекта потребностей к значимым для него
объектам, принято назы­вать эмоциями и чувствами.

Деятельность работников юридического
труда нередко протекает в ус­ловиях высокого нервного напряжения. Поэтому
юристу необходимо уметь управлять своими эмоциями и чувствами в целях
сохранения работоспособности в любых условиях.

Эмоция (от лат. «волновать»,
«возбуждать») — это переживание чело­веком своего личного отношения к реальной
деятельности. Следует отметить, что некоторые эмоции человека совпадают с
эмоциями жи­вотных, например ярость и страх. Однако ввиду наличия разума, а
также особенных потребностей на базе эмоций у человека сформировались более
сложные переживания, то есть чувства.

Термин «эмоция» обозначает
конкретную, относительно элементар­ную форму переживания чувств. Источники
эмоций и чувств следует искать в объективной действительности, в соответствии
или несоответ­ствии предметов, явлений, вещей реального мира потребностям и
целям личности. Многообразные положительные эмоции и чувства (радость,
удовольствие и т. п.) возникают при удовлетворении потребностей человека, и,
наоборот, препятствующие отрицательные эмоции и чувства вызываются при
неудовлетворении потребностей личности. Если пред­меты и явления окружающего
мира не связаны с целями и удовлетворе­нием потребностей человека, то они не
вызывают его эмоционального отношения, являются безразличными для него,

Несмотря на то, что эмоции и чувства
как переживания тесно взаи­мосвязаны, они имеют существенные различия.
Переживания, связан­ные с удовлетворением (или неудовлетворением) потребностей
орга­низма в пище, защите от холода, во сне, в самосохранении, относятся к
эмоциям. Эмоции, как мы уже отмечали, присущи людям и живот­ным. Однако эмоции
человека существенно отличаются от эмоций животных: они в известной степени
перестроены под влиянием соци­ального опыта. От условий общественной жизни
зависят как формы проявления эмоций у человека, так и способы достижения целей
и удовлетворения тех потребностей, с которыми связана та или иная эмоция.

В процессе общественно-исторического
развития социальной жизни людей в сфере их переживаний появляется особая форма
и отражения и отношения к окружающему миру — чувства, специфически человечес­кие
переживания, возникающие на основе удовлетворения или неудов­летворения
потребностей человека как личности (таких, как потребнос­ти в общении, в
познании, эстетические и т, п.). Чувства, например, товарищества, стыда и
совести, долга и ответственности и т. д. присуши только человеку как
общественному существу. Своеобразие эмоций и чувств проявляется в особой субъективности,
зависящей от личност­ной значимости воздействующих на человека предметов и
явлений окружающей действительности. Один и тот же предмет, ситуация, слу­чай,
преступление в разное время могут вызывать у человека различные переживания,
эмоции, чувства. Это свидетельствует о сложной взаимо­связи эмоций и чувств с
потребностями и целями человека и объясняет источник субъективности эмоций и
чувств.

В чувствах и эмоциях более рельефно,
чем в познавательных процес­сах, проявляются наиболее существенные особенности
личности. В от­личие от познавательных процессов эмоции и чувства нередко прояв­ляются
и во внешнем поведении: в выразительных движениях лица (мимике), тела
(пантомиме), в жестах, интонациях и тембре голоса.

Эмоции и чувства характеризуются полярностью
и пластичностью. Каждой эмоции и любому чувству противостоят противоположные пе­реживания,
между которыми существует множество переходов. Так, радости противостоит горе,
любви — ненависть, коллективизму — эго­изм и т. п. Вместе с тем одни и те же
эмоции и чувства могут пережи­ваться человеком с различной глубиной, в
зависимости от вызвавших их причин и особенности деятельности, совершаемой
личностью.

Для эмоций и чувств характерно и то,
что личностная и общественная оценки испытываемых человеком переживаний могут
при определенных условиях не совпадать.   

Физиологической основой эмоций и
чувств являются сложные взаимодействия процессов, протекающих как в организме в
целом, так и в мозгу (подкорке, вегетативной нервной системе и в коре головного
мозга). При этом соотношение деятельности коры и подкорки в эмоциях и чувствах
различно. И.П. Павлов говорил по этому поводу: «.. эмоция — это есть
работа инстинкта, а чувство — горечь, печаль и т. д. — это уже статья другая,
это связано с затруднением деятельности больших полушарий, чувства связаны с
самым верхним отделом, и все они привязаны ко второй сигнальной системе»*.

_____________________________________________________________________________

* Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3,
кн. 2, с. 403.

Изменения, происходящие в организме
при тех или иных эмоциях и чувствах, передаются в кору и другие отделы
головного мозга, влияют на протекание нервных процессов, положивших начало
эмоции и чувст­ву. Особо важную роль в управлении эмоциями и чувствами и их внешним
выражением играет вторая сигнальная система, то есть образу­ющиеся в коре
головного мозга нервные связи под влиянием слова.

В данном случае сфера человеческих
переживаний значительно рас­ширяется, эмоции и чувства начинают развиваться под
влиянием об­щественных условий, приобретают социальный характер. Слово позво­ляет
человеку усваивать эмоциональный опыт других людей, содержа­ние и форму
выражения эмоций и чувств. С его помощью человек может осознавать и
регулировать свои переживания, подчинять их требовани­ям долга, оказывать
влияние на эмоции и чувства других людей и т. д.

Эмоции и чувства отличаются большим
разнообразием. Все они под­разделяются на две группы: активизирующие
деятельность — стенические и подавляющие, угнетающие жизнедеятельность —
астенические. Однако одно и то же чувство или эмоция могут в зависимости от
обстоятельств активизировать или подавлять деятельность человека. На­пример,
радость, вызванная поощрением руководителя, у одного со­трудника юридического
труда является стимулом к дальнейшей доб­росовестной работе, а на другого
действует демобилизующе, мешает сосредоточиться на расследовании конкретного
уголовного дела. Влия­ние эмоций и чувств на жизнедеятельность человека нельзя
не учиты­вать в воспитательной работе с сотрудниками правоприменительных и
правоохранительных органов.

В процессе развития человека на
практике сложились системы поло­жительных и отрицательных эмоций*.

_____________________________________________________________________________

* Лук А.Н. Эмоции и чувства, М„
1972. с. 18—20.

Положительные эмоции:
удовлетворение, радость, восторг, ликова­ние, гордость, восхищение,
самодовольство, уверенность, удовлетворен­ность собой, уважение, доверие,
симпатия, нежность, любовь, благодар­ность, спокойная совесть, облегчение,
безопасность, злорадство и др.

Отрицательные эмоции: горе (скорбь),
неудовольствие, тоска, печаль, скука, отчаяние, огорчение, тревога, испуг,
страх, ужас, жалость, со­страдание, разочарование, обида, гнев, презрение,
негодование, непри­язнь, зависть, ненависть, злость, ревность, сомнение,
растерянность, смущение, стыд, раскаяние, угрызение совести, отвращение и т.д.

Как видно, разделение эмоций на
положительные и отрицательные проведено исключительно по принципу удовольствия
и неудовольствия, Положительные эмоции, воздействуя на нервную систему,
содействуют оздоровлению организма, а отрицательные — его разрушению, ведут к
различным заболеваниям*.

_____________________________________________________________________________

* Общая психология. Под ред.
Петровского А.В. и др. М., 1986, с. 371.

В жизни человека названные выше
эмоции создают у личности различ­ные формы эмоциональных состояний: настроение,
страсть и аффект.

Настроение — это самое
распространенное эмоциональное состояние, характеризующееся слабой
интенсивностью, значительной дли­тельностью, неясностью и «безотчетностью»
переживаний. Юрист-практик должен уметь управлять своим настроением и, если
нужно, создавать определенное настроение у объекта воздействия. Для этого ему
надо знать причину и обстоятельства, которые вызывают настрое­ние. Их
складывается в основном четыре:

органические процессы (болезнь,
утомление создают пониженное настроение; здоровье, полноценный сон, физическая
активность под­нимают настроение);

внешняя среда (грязь, шум, спертый
воздух, раздражающие звуки, неприятная окраска помещения ухудшают настроение;
чистота, умерен­ная тишина, свежий воздух, приятная музыка, соответствующая
окраска помещения улучшают настроение);

взаимоотношения между людьми
(приветливость, доверие и такт со стороны окружающих делают человека бодрым и
жизнерадостным; гру­бость, безразличие, недоверие и бестактность угнетают
настроение);

мыслительные процессы (образные
представления, в которых от­ражаются положительные эмоции, создают подъем в
настроении; об­разы, связанные с отрицательными эмоциями, угнетают настроение).

Страсть — сильное и глубокое
длительное эмоциональное состояние. «Страсть — это энергично стремящаяся к
своему предмету сущностная сила человека»*. Она активизирует это деятельность, подчиняет
себе все его мысли и поступки, мобилизует его на преодоление трудностей, на
достижение поставленных целей: страсть к любимому делу позволяет достичь
исключительных успехов, страсть к борьбе порождает мужество, бесстрашие. Однако
страсть может как формировать личность, так и разрушать ее.

_____________________________________________________________________________

* Цит. по кн : Никифорова А.С.
Эмоции в нашей жизни. М., 1974, с. 25.

Аффект — эмоциональное переживание,
протекающее с большой и резко выраженной интенсивностью. Особенности аффекта:
а) бурное внешнее проявление; б) кратковременность; в) безотчетность поведе­ния
человека во время эффекта; г) диффузность переживания (аффект захватывает
личность целиком, ее ум, чувства и волю).

Работник юридического труда должен
знать, что в принципе любые эмоции могут в зависимости от обстоятельств
усиливаться и доходить до аффекта.

Чувства в отличие от эмоций
характеризуются осознанностью и пред­метностью. Выделяют низшие
чувства-переживания и высшие чувства-переживания. Различают три группы чувств:
нравственные, эстетичес­кие и интеллектуальные (познавательные)*.

____________________________________________________________________________

* Психология. Под. ред. Рудика П.А.
М., 1974, с. 201—204; Общая психология. Под ред. Петровского А.В. М., 1986, с.
366—377.

Нравственные чувства отражают
отношение человека к требованиям морали. Система нравственных чувств
российского человека состоит из чувства справедливости, чести, долга,
ответственности, патриотизма, солидарности. Нравственные чувства тесно связаны
с мировоззрением человека, его убеждениями, помыслами, принципами поведения.

Эстетические чувства возникают у
людей в результате переживания красоты или безобразия воспринимаемых объектов,
будь то явления природы, произведения искусства или люди, а также их поступки и
дей­ствия. В основе эстетических чувств лежит врожденная потребность человека в
эстетическом переживании. Постоянно сопровождая человеческую деятельность,
эстетические чувства становятся активными дви­гателями человеческого поведения.

В деятельности юриста эстетические
чувства играют своеобразную роль катализаторов поведения. Особенно большое
значение они приоб­ретают для коммуникативной деятельности: человек, способный
от­кликнуться на эстетические переживания собеседника, как правило, приобретает
авторитет и уважение.

Интеллектуальные чувства связаны с
познавательной деятельностью человека. Они возникают в процессе осуществления
гностической и ис­следовательской деятельности. Из всего многообразия
интеллектуаль­ных чувств основными считаются чувство ясности или нечеткости мыс­ли,
удивления, недоумения, догадки, уверенности в знании, сомнения.

Интеллектуальные чувства, обладая
движущей силой человеческого познания, усиливают породившие их потребности к
познанию, стиму­лируют эмоции человека*.

_____________________________________________________________________________

* См.: Общая психология. Под ред.
Петровского А.В. М., 1986, с. 381—383.

Если профессиональная деятельность
протекает успешно, в эмоци­ональной сфере работника юридического труда
создается состояние эйфории (повышенная оживленность, разговорчивость),
начинают пре­обладать положительные эмоции. И наоборот, в случае неудачи у него
появляются неуверенность, боязнь, тревога и иногда даже страх. Все это
дезорганизует поведение молодого специалиста-юриста. У опытных ра­ботников
юридического труда, в совершенстве владеющих своей про­фессией, такого, как
правило, не происходит.

Необычайные и достаточно сложные
ситуации, острые конфликты, в ходе которых совершаются правонарушения, в ряде
случаев способ­ствуют развитию у человека таких психических состояний (гнев,
аффект, страх и др.), которые в юридической психологии достаточно чаще
становятся предметом научного, чем в других областях психологии. Однако эти
состояния так же, как и устойчивые особенности характера и личности
правонарушителя, развиваются и протекают не иначе как подчиняясь
общепсихологическим и психофизическим законам. Спе­цифика предмета юридической
психологии заключается в своеобразии видения этих состояний, в исследовании их
правового значения, в оценке их криминогенности, в поисках научно обоснованных
методов сни­жения возможности нарушений правовых норм путем психологической
корреляции этих состояний, равно как и свойств личности правонарушителей.

В практической деятельности
эмоциональная активация возникает, как правило, в критические моменты процесса
решения тактических задач и связана с выявлением правильного направления
поисков. В та­кие моменты деятельность обычно характеризуется очень быстрой
реак­цией в принятии решений. Общая ориентировка в целом, предваритель­ная
оценка и являются функцией эмоций как специфического знания. В эмоциональной
оценке возникает первый, еще не совсем ясный образ будущего единства ощущений и
восприятия.

В общении следователя и судьи с
участниками уголовного процесса эмоции и чувства играют особую роль. В
частности, без них было бы невозможно достижение контакта с допрашиваемыми, в
особенности в конфликтных ситуациях. Однако, являясь необходимыми и неизбеж­ными,
эмоции и чувства в расследовании и рассмотрении уголовного дела играют не
только положительную роль. Отрицательные эмоци­ональные состояния следователя и
судьи могут нарушать, а иногда и разрушать их деятельность. Эмоции и чувства способны
вызывать представления, не соответствующие действительности. Под влиянием
чрезмерных чувств следователь или судья могут иногда прийти к резуль­татам,
лишь желаемым, но далеким от истинного положения дел.

Следует отметить, что качество
восприятия также зависит не только то состояния органов чувств человека, но и
от его общего физического и психического состояния в момент восприятия.
Известно, что болез­ненное состояние может не только влиять на достоверность
получаемых ощущений, но и быть причиной неполноты восприятия. Равным об­разом
на качестве восприятия сказывается и состояние усталости, раз­дражения,
опьянения, взволнованности и т. д. Усталость и болезненное состояние притупляют
интерес к окружающему. Безусловно, воспри­ятие во многим зависит от настроения
и особенностей характера челове­ка, его привычек, предопределяющих его
отношение к окружающей действительности, его наклонности и интересы. В бодром,
хорошем настроении человек склонен больше подмечать положительные стороны
действительности. В мрачном, угнетенном, подавленном настроении он видит скорее
отрицательные ее черты, нередко преувеличивая, переоце­нивая их.

Чувства и эмоции могут влиять на
процесс приема и переработки информации. Человека одни события волнуют, другие
оставляют без­различным, одних людей он любит, других ненавидит, а к третьим не
имеет определенного отношения. Человек переживает радость и горе, удовольствие
и неудовольствие. Испытываемые чувства в зависимости от индивидуальных
особенностей человека и конкретной ситуации восприятия могут быть глубокими.
Профессиональная деятельность сле­дователя, прокурора, судьи, да и вся жизнь
современного человека на­сыщены событиями и ситуациями, вызывающими самые
различные эмоциональные отклики. Эти чувства пронизывают, окрашивают в оп­ределенный
тон всю деятельность человека, включая его ощущения, восприятия, мысли,
воображение.

Воздействие ситуации способно
вызвать в организме интенсивное стрессовое состояние, которое может или усилить
работоспособность юриста, поднять его или стать причиной болезни. В этих
случаях гово­рят об эмоциональном стрессе. Чаще всего эмоциональный стресс про­исходит
в результате воздействия отрицательных эмоций. Стрессу не­редко предшествуют
неприятные процессы, конфликтные ситуации в семье и на работе, мнительность,
необоснованные опасения и тревоги.

Стресс характеризуется наличием трех
фаз: фазы тревоги, фазы со­противляемости, фазы истощения. Люди с устойчивой
эмоциональной сферой, как правило, преодолевают фазу тревоги и включаются в
актив­ную борьбу со стрессовыми факторами: берут себя в руки, разумно
взвешивают все «за» и «против». Эмоционально неустойчивых людей охватывает
тревога, которая затем переходит в страх, и за фазой тревоги сразу наступает
фаза истощения.

Человек, оказавшийся очевидцем
страшного преступления (например, убийства) или ставший жертвой преступления,
испытывает состояние напряженности. При этом все его психические процессы как
бы притор­можены: человек плохо слышит, мало видит, медленно соображает, плохо
ощущает свои движения. У одних картина напряженности может быть ярко
выраженной, длительной, у других — менее заметной и корот­кой. Растерянность,
или фрустрация (англ. frusration буквально означает расстройство планов),
указывает на ситуацию, при которой терпится неудача. Психолог Н.Д. Левитов
определяет фрустрацию как психичес­кое состояние, выражающееся в характерных
особенностях переживаний и поведения и вызываемое объективно непреодолимыми
трудностями, возникающими на пути к достижению цели или к решению задачи*. В
состоянии растерянности может находиться потерпевший, не сумев­ший отразить
нападение преступника, и человек, оказавшийся не в сос­тоянии реализовать до
конца свой преступный замысел из-за возникших непредвиденных преград. Отличие
растерянности от напряженности состоит в их происхождении. Если при
напряженности нарушения во внимании и мышлении производны от эмоционального
состояния, то при растерянности они первичны, а эмоции — производны**.

______________________________________________________________

* Левитов Н.Д. Фрустрация — один из
видов психических состояний. Вопросы психологии. М., 1967, № 6, с. 120.

** Луков Г.Д., Платонов К.К.
Психология М., 1964,с.192

Устойчивость любого человека, как
юридического работника, так и клиента, к стрессовым ситуациям может быть обеспечена
двумя пу­тями: системой его эмоциональной тренировки и тщательным его об­учением,
то есть подробнейшим информированием по интересующим клиента фактам,
проигрыванием возможных сложных ситуаций и т, д.

В методологическом плане
эмоциональная тренировка опирается на принцип психологической науки о связи
психики и деятельности: пси­хика, сознание формируются в деятельности.
Содержание тренировки базируется на положении психологии о взаимосвязи чувств и
физичес­ких действий. Воспитание эмоциональной сферы человека возможно только
через действие. Для этой цели применяется специально раз­работанный тренинг —
«гимнастика чувств»*.

_____________________________________________________________________________

* Гиппиус С. Гимнастика чувств.
М.-Л., 1967.

Применяется и аутогенная тренировка,
которая представляет собой процесс самовнушения. Главным орудием тренировки
является слово, обращенное к самому себе.

Человек путем систематических и
упорных занятий может научиться расслаблять свою мускулатуру. Овладев навыками
аутотренинга, работник юридического труда в различных ситуациях сможет по
своему желанию замедлять дыхание, работу сердца, расширять кровеносные сосуды,
вызывать тепло в любой части тела, засыпать где и когда захочет, оставаться
хладнокровным в напряженных ситуациях.

Это достигается потому, что почти
половина клеток головного мозга регулирует двигательный аппарат человека.
Поэтому при самовнуше­нии, например о расслаблении мускулатуры, эти клетки
посылают в мышечную структуру соответствующие импульсы. И если мус­кулатура
расслабляется, в мозг поступают слабые сигналы, что успокаивающе действует на
человека. Особенно важно в этом отноше­нии расслабление мышц лица: мышцы лица
посылают в головной мозг гораздо больше импульсов, чем мышцы всего туловища.
Вот почему, научившись управлять хотя бы мышцами лица, человек может овладеть
умениями и навыками воздействия на свою нервную систему*.

_____________________________________________________________________________

* Руководство по
психотерапии.М.,1974; Гиссен Л. Психология и психогигиена в спорте. М.,1973;
Алесеев А. О самовнушении. Наука и жизнь, 1973, №1, 2, 3; Гримак Л.П. Общение с
самим собой. М., 1991.

Юрист-практик, овладевший навыками
аутогенной тренировки, при­обретает уверенность в своих силах, а это благотворно
сказывается на его эмоционально-волевой устойчивости, способствует более
быстрой адаптации к постоянно меняющейся обстановке и повышает работоспо­собность.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ