§ 6. Воля и ее воспитание :: vuzlib.su

§ 6. Воля и ее воспитание :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 6. Воля и ее воспитание

.

§ 6. Воля и ее воспитание

Для выполнения разнообразных
служебных задач, особенно в экс­тремальных условиях, юристу-практику часто
требуется напряжение всей психики. При этом достижение любой цели требует от
него целеус­тремленности, инициативы, настойчивости, выдержки, самообладания,
мужества, смелости и стойкости. Все эти качества неразрывно связаны с
проявлением воли.

Воля — это одна из сторон
человеческой психики, обеспечивающая человеку возможность сознательно
регулировать свои действия и по­ступки в соответствии с поставленной целью при
учете конкретно складывающихся обстоятельств.

Чтобы удержать себя в рамках,
обусловленных проводимой прак­тической деятельностью, работник юридического
труда в большинстве случаев должен проявить свою волю, сдерживая эмоциональное
возбуж­дение. При этом он неизменно включает в действие свою вторую сиг­нальную
систему (слово). «…В нормально развитом человеке. — отмеча­ет И.П. Павлов, —
вторая сигнальная система есть высший регулятор человеческого поведения»*. И
поскольку слово является сигналом сигналов, оно может повлиять на деятельность
первой сигнальной системы (впечатлительность, эмоциональность) и подчинить ее.
При помощи слова, обращенного к самому себе, юрист может по своему усмотрению
регулировать свою деятельность.

_____________________________________________________________________________

* Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3,
кн. 2, с. 346.

В практической деятельности юристов
имеют место случаи, когда внутреннее состояние их не отвечает требуемой внешней
активности (поведение в условиях кризисной ситуации). Например, практическая
деятельность требует решительных действий, а внутреннее состояние работника
юридического труда, подчиняясь воздействию отрицатель­ных эмоций, тормозит
требуемую от него активность. И ему приходится усилием воли заставить себя
подавить тормозящие эмоции и начать соответствующую практической цели активную
деятельность.

Отсутствие сильной воли может
толкнуть даже стойкого человека на нежелательные, совершенно не свойственные
ему поступки. Проявле­ния здесь большой воли очень много значит.

«Большая воля, — пишет
А.С.Макаренко, — это не только умение чего-то пожелать и добиться, но и умение
заставить себя отказаться от чего-то, когда нужно. Воля — это не просто желание
и его удовлетворе­ние, а это желание и обстановка, и желание и отказ одновременно»*.

_____________________________________________________________________________

* Макаренко А.С. Собр.соч. в 7
томах. Т. 4., М., 1958, с. 463

Из сказанного выше следует, что
поведение по своей сущности является сознательным и целенаправленным, а не
стихийным и неорганизован­ным. Такое поведение называется волевым поведением и
предполагает наличие у работника юридическою труда определенных волевых
качеств.

Волевые качества юриста-практика в
своей основе аккумулируют в себе структурные компоненты его
эмоционально-волевой устойчивос­ти, связывают интеллект и моральные структуры
личности. И.М.Сеченов пишет: «Ни обыденная жизнь, ни история народов не
представляют ни единого случая, где одна холодная, безликая воля могла бы совер­шить
какой-нибудь нравственный подвиг. Рядом с ней всегда стоит, определяя ее,
какой-нибудь нравственный мотив, в форме ли страстной мысли или чувства»*.

_____________________________________________________________________________

* Сеченов И.М. Избранные
произведения. М., 1958. с 218.

Высокие нравственные мотивы
пронизывают все волевые качества работника юридического труда*. К волевым
качествам относятся: целе­устремленность, инициативность, настойчивость,
выдержка и самообла­дание, мужество, смелость, решительность, стойкость.
Названным по­ложительным волевым качеством противостоят их антиподы —
отрицательные качества: нецелеустремленность, безынициативность, отсутст­вие
настойчивости, невыдержанность, трусость, нерешительность, нес­тойкость.
Человек, наделенный такими качествами, безволен, не способен к выполнению даже
самой элементарной задачи.

_____________________________________________________________________________

* См.подробнее о волевых качествах
личности: Военная психология. М., 1972, с. 187—192; Зимин И.И., Чуфаровский
Ю.В. Воспитание воли. Ташкент. 1985.

По мнению известного психолога А.Г.
Ковалева, волевая недостаточ­ность может проявляться в чрезвычайно
многообразных формах, под­разделяемых на пассивные и активные формы волевой
недостаточности. К пассивным формам относятся: легкая внушаемость и
несамостоятель­ность, апатия, нерешительность, отсутствие настойчивости. К
активным формам следует отнести импульсивность, упрямство.

Изучение общих форм проявления
волевой недостаточности важно для того, чтобы отличить подлинные волевые
качества от пародии на них, а также чтобы избрать правильные пути и средства
для волевого воспитания и самовоспитания.

Сотрудник правоохранительных и
правоприменительных органов должен хорошо осознать, что целеустремленным
самовоспитанием можно развить у себя все положительные волевые качества. Многие
люди думают, что для таких тренировок необходимо специальное время. Такое
мнение ошибочно. Воспитывать волю можно в любой обстановке. Повседневная жизнь,
учебные занятия предоставляют для такого воспи­тания немало возможностей: воля
воспитывается в преодолении любых трудностей. Для этого можно применять и
специальные упражнении.

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяНотификация ФСБ
Следующая статьяИ. КАНТ :: vuzlib.su

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ