§ 1. Социально-психологическая характеристика личности :: vuzlib.su

§ 1. Социально-психологическая характеристика личности :: vuzlib.su

41
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Социально-психологическая характеристика личности

.

§ 1. Социально-психологическая
характеристика личности

Личность, как мы уже отмечали,
понятие многообразное. Исследова­тели в это понятие вкладывают самое различное
содержание. Однако можно выделить два основных подхода: одни из них
рассматривают личность как конкретного человека, носителя сознания*, другие
делают упор на социальное свойство индивида как на «совокупность интег­рированных
в нем социально значимых черт, образовавшихся в процес­се прямого и косвенного
взаимодействия данного лица с другими людь­ми и делающих его, в свою очередь,
субъектом труда, познания и обще­ния»**. Оба подхода акцентируют внимание на
содержательной стороне понятия «личность», представляющей собой единство
индивидуально-значимых и социально-типических черт и качеств. «Для психологии,
— отмечает Е.В. Шорохова, — личность — это человек как носитель сово­купности
психических свойств и качеств, определяющих социально значимые формы
деятельности и поведения»***.

_____________________________________________________________________________

* См.: Платонов К.К. Личность и
труд. М., 1965. с. 19.

** Кон И.С. Социология личности. М.,
1967, с. 7.

*** Шорохова Е.В. Теоретические
проблемы психологии личности. М., 1974, с. 17

Каждый конкретный человек — это не
просто индивид со своими особенностями, а личность, интегрирующая
социально-типические чер­ты класса, этнической общности, группы. Чтобы понять
конкретного индивида, надо изучить его как личность. В Древней Греции слово
«личность» (persona) обозначало маску (русское «личина»), которую надевал актер
в театре, а затем самого актера и его роль. У римлян это слово употреблялось с
указанием социальной функции или роли: лич­ность отца, личность обвинителя,
личность судьи и т. д. При употребле­нии слова «личность» повсеместно стали
подразумевать «роль», которую играет в обществе тот или иной человек.

Различают две разновидности ролей:
конвенциальные и межлич­ностные*.

_____________________________________________________________________________

* См. подробнее по данной проблеме:
Ананьев Б.Г. Общие вопросы социологической и психоло­гической теории личности.
В кн.: О проблемах современного человекознания. М., 1977,с. 229-252.

Конвенциальные роли представляют
собой стандартизированные права и обязанности — отец, мать, сын, начальник,
руководитель и т. п. Отношения между людьми, заключенные в этих ролях, лежат на
поверх­ности, и нет ничего легче, чем ошибиться, истолковывая по ним истин­ное
содержание интересующей нас личности. Казалось бы, раз перед тобой начальник,
которому подчиняются другие, то, следовательно, он наделен какими-то
качествами, которые делают его лидером. Однако это далеко не всегда так. Если
мы, например, знакомимся с какой-нибудь семьей, то автоматически обращаемся к
отцу как к главе семей­ства, и здесь мы также часто ошибаемся. Жизненные
наблюдения и ис­следования показывают, что отец может играть очень много ролей:
пользующийся доверием, честолюбец, трудяга, безответственный и т. д. Здесь мы
наблюдаем наличие другого вида ролей. Это межличностные роли.

В отличие от конвенциальных
межличностные роли выступают в виде прав и обязанностей, выполнение которых
зависит от индивидуальных особенностей членов группы. Несмотря на свое
«официальное» положе­ние, отец, например, может не быть главой семьи. Здесь
дает о себе знать социальный статус личности, то есть социальное положение
человека в обществе. Другой, наиболее важной его составляющей является
субъективная оценка людьми члена своего круга.

Важность названного феномена
заключается в том, что на его основе формируется самооценка личности, лежащая в
основе чувства собствен­ного достоинства.

Люди с развитым чувством
собственного достоинства отличаются последовательностью действий. Они
справляются со своими внутрен­ними конфликтами, подавляют склонности, которые
доставляют им неудобство, проявляют высокий самоконтроль. Это уравновешенные,
тактичные, спокойные и независимые люди. Люди с низким уровнем чувства
собственного достоинства обладают противоположными качествам. У тех и у других
в связи с этим формируются специфические качества самосознания.

Самосознание — это прежде всего
осознание себя в качестве устойчи­вой, более или менее определенной единицы,
сохраняющей свою неза­висимость и целостность в различных ситуациях.
Самосознание — это образ «Я», установка по отношению к самому себе. Каждый
человек, если у него нормально функционирует самознание, в какой-то степени
осознает свои достоинства и недостатки, признает свои ошибки. Если же он
отказывается от этого полностью или хотя бы частично, то, чтобы поддержать свой
уровень самосознания, вводит в действие механизмы психологической защиты. «Идея
«психологической защиты», — пишет В.Ф. Бассин, — отразила совершенно реальную и
важную сторону пси­хической деятельности… Психологическая защита является
нормаль­ным, постоянно применяемым психологическим механизмом…»*.

_______________________________________________________________________

* Бассин В.Ф. О силе «Я» и
психологической защите. Вопросы психологии, 1969, №2, с. 124.

На формирование личности оказывают
влияние как деловые, так и личные отношения.

Конкретная социальная общность, в
пределах которой люди непо­средственно контактируют между собой (семья,
сотрудники кафедры и т.п.), называется малой группой. Наиболее развитая
социальная группа — коллектив.

Основное назначение социальной
группы — целенаправленное регу­лирование межличностных отношений для реализации
интересов группы. В социальной группе индивид находится в отношениях не только
с другим индивидом, но и с множеством членов группы.

Положение человека в группе, его
права и обязанности определяют статус личности. Поведение личности в
соответствии с его обществен­ным статусом называется социальной ролью.

Группа своими требованиями может
усиливать или ослаблять отдель­ные свойства личности.

В своей микросреде человек вступает
в непосредственные личные контакты, возникают межличностные отношения, которые
зависят не только от нравственно-психологических особенностей людей, но и от их
социального статуса. Люди часто тормозят в себе те проявления, ко­торые
противоречат групповому мнению. Это явление называется конформностью (от лат.
слова con-formis — подобный). Чем выше степень единства в группе, тем выше
требования конформности, тем меньше вероятность отклонений.

Человек усваивает ту линию
поведения, которая поддерживается, одобряется тем ближайшим к нему окружением,
с которым он контактирует. И если в нем преобладают мнения, позиции и
представления, противоречащие нормам морали и права, то, разделяя их, индивид
вступает в конфликт с обществом и законом. Так, совместная преступ­ная
деятельность подростков оказывает на соучастников значительно большее
разлагающее влияние, чем преступление, совершенное в оди­ночку. Подросток,
приобщаясь к атмосфере преступной группы, под­вергается быстрой десоциализации.

Социальные нормы являются важнейшими
средствами социального воздействия на индивида, они используются обществом и
группами для формирования необходимых им типа поведения и свойств личности.

В процессе деятельности, общения и
взаимодействий в обществе и группах у личности вырабатывается
нормативно-ценностная систе­ма — особое психологическое образование — важнейший
компонент внутреннего мира личности, интегративная система внутренних регуля­торов
поведения человека. Формирование этой системы — основное направление
социального развития личности как специфического в психологическом плане
процесса становления гражданина.

Полнота и степень реализации прав и
свобод во многом зависят от самой личности, от ее социальных установок,
ценностных ориентации и других психологических свойств и качеств.
Социально-правовая ак­тивность проявляется как способ самоактуализации
личности, реали­зации ее внутреннего социально-политического и нравственного
потенциала*.

________________________________________________________________________

* Новик. Ю.И. Психологические
проблемы правового регулирования. Минск, 1989, с. 87-89.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ