§ 2. Психологическая структура личности :: vuzlib.su

§ 2. Психологическая структура личности :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Психологическая структура личности

.

§ 2. Психологическая структура
личности

Психологию личности составляют
подсознание, сознание и самосоз­нание. Для человека, отмечает С.Л. Рубинштейн,
«фундаментальное значение имеет сознание… Без сознания, без способности
сознательно занять определенную позицию, нет личности»*. Сознание, и мы уже это
отметили, является тем структурным компонентом, который цементиру­ет всю
структуру личности.

________________________________________________________________________

* Рубинштейн С.Л. Принципы и пути
развития психологии. М. , 1959, с. 122.

К.К. Платонов считает, что структура
личности складывается из че­тырех подструктур:

1) биологически обусловленных
особенностей; 2) особенностей отдельных психических процессов; 3) опыта
личности; 4) социально-обусловленных качеств. Однако точка зрения К.К.
Платонова оспаривается отдельными учеными-психологами.

Структура личности, полагает другой
психолог А.Г. Ковалев, образу­ется путем соотношении психических процессов,
психических состояний и психических свойств личности, то есть в виде единства
направ­ленности характера, темперамента и способностей*. В учебнике «Общая
психология» под редакцией А.В. Петровского основными структурными компонентами
признается также темперамент, характер и способности.

________________________________________________________________________

* Ковалев А.Г. Психология личности.
М., 1970.

Если мы проанализируем все известные
точки зрения на психологи­ческую структуру личности, то придем к выводу о том,
что в этой структуре следует выделять прежде всего темперамент, характер и
способности*.

________________________________________________________________________

* См.: Платонов К.К., Голубев Г.Г.
Психология. М., 1977, с. 38—42, 86—97; Платонов К.К. Структура и развитие
личности. М. , 1986; Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

Темперамент характеризует тип
нервной системы человека. Представ­ляет собой индивидуально-психологические
особенности личности, в которых проявляется сила, уравновешенность и
подвижность нервных процессов. Слово «темперамент» произошло от латинского
слова «темпераментум», означающего «надлежащее соотношение частей» — четы­рех
жидкостей в теле человека. Отсюда и происходит название тем­пераментов: кровь
(сангвие) — сангвиник; слизь (флегма) — флегматик; желтая желчь (холе) —
холерик; черная желчь (мелано холе) — мелан­холик. Эту систему темпераментов
предложил в V веке до н.э. греческий врач и исследователь Гиппократ.

Учение о темпераментах было создано
И.П. Павловым. «Темпера­мент, — писал Павлов, — есть самая общая характеристика
каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной сис­темы,
а эта последняя кладет ту или иную печать на всю деятельность каждого
индивидуума»*. Складывается тип темперамента на основе со­отношений силы,
уравновешенности и подвижности основных нервных процессов — возбуждения и
торможения. Как отмечает К.К. Платонов**, в обычных условиях каждый темперамент
имеет свои преимущества и недостатки. Обычно сангвинику свойственна
общительность; флег­матику выдержка и самообладание; холерику— страстность,
актив­ность, увлеченность в работе; меланхолику — глубокие переживания,
впечатлительность. К негативным сторонам темперамента относятся: у сангвиника —
поверхностность, непостоянство, разбросанность; у флегматика — «толстокожесть»,
безразличие к людям, сухость; у холе­рика — взрывчатость, стремление к
незавершению начатых действий; у меланхолика — замкнутость и застенчивость*.

________________________________________________________________________

* Павлов И.П. Полн. собр. соч. Т. 3,
кн. 2., М.-Л., 1951, с. 85,

** См. подробнее: Платонов К.К.,
Голубев Г.Г. Психология. М., 1977, с. 18—39.

Характер можно представить в виде
общего качества личности, про­являющегося через отношения к людям, к делу, к
вещам и себе. В харак­тере отражаются все основные особенности личности.

Слово «характер» в
переводе с греческого означает «особенность, черта». Выделяют первичные черты,
вторичные черты и доминирующие черты. Вторичные черты описывают человека в
общем плане. Для этого используются специфические эпитеты (активный, волевой,
общитель­ный, деловой, коммуникабельный и т. д.). В процессе анализа совокуп­ности
вторичных черт выбирают основу для первичных черт. Синтез первичных черт дает
по отношению к конкретному лицу одну-две до­минирующие черты личности:
общительный, замкнутый, эмоциональ­ный, инертный и т. д.

Существует три составляющих
характера. Одна составляющая включает систему нравственных качеств человека. Ко
второй относятся волевые качества. К третьей — эмоциональные качества. Все три
состав­ляющих образуют систему отношений к людям, делу, себе, вещам.

Способности — это психические
свойства личности, обеспечиваю­щие успешное овладение какой-либо
деятельностью*. Изучение способ­ностей необходимо для познания интеллекта
человека и определения его пригодности к какому-либо определенному виду
деятельности. Обычно выделяют общие и специальные способности. К общим способ­ностям
относят общую склонность человека к труду, работоспособность, богатство
воображения, легкость запоминания. Сюда же включают ши­роту, глубину, логичность
и гибкость ума и т. д. Общие способности необходимы для достижения успеха в
любой деятельности.

________________________________________________________________________

* См. подробнее: Платонов К.К.
Проблемы способностей. М., 1977.

Специальные способности нужны для
успешной работы в каком-то определенном виде деятельности. Среди них следует
выделить педагоги­ческие, управленческие, лингвистические, организаторские
способнос­ти и т. д. К специальным способностям относятся также познаватель­ные,
творческие, диагностические способности.

При оценке людей важно определить
наличие и уровень развития у них способностей. Высший уровень развития
способностей называет­ся талантом.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ