§ 1. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализацни :: vuzlib.su

§ 1. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализацни :: vuzlib.su

43
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Психология осужденного, задачи и факторы ресоциализацни

.

§ 1. Психология осужденного, задачи
и факторы ресоциализацни

Что же изучает исправительная
психология? Исправительная (пенитенциарная — от лат- poenitentiarius — исправ­ляемый,
покаянный) психология изучает психологические основы ресоциализации —
восстановления ранее нарушенных качеств личности, необходимых для полноценной
ее жизнедеятельности в обществе. Пени­тенциарная психология исследует проблемы
эффективности наказания, динамику личности осужденного в процессе исполнения
наказания, формирование ее поведенческих особенностей в различных условиях
лагерного и тюремного режима, особенности ценностных ориентации и стереотипов
поведения малой группы в условиях социальной изо­ляции, соответствие текущего
исправительного законодательства зада­чам исправления и перевоспитания
осужденных. Тесно взаимодействуя с исправительным правом, исправительная
психология призвана выра­ботать практические рекомендации по ресоциализации
осужденных, также разрабатывать средства и приемы психологической коррекции
личности правонарушителей. Подробно об этом можно узнать из работы А.Д.
Глоточкина и В.Ф. Пирожкова*. Поясним, однако, что исправи­тельная психология
должна исследовать психологические стороны пере­воспитания лиц, совершивших
преступления, приобщения их к трудо­вой деятельности и адаптации к нормальному
существованию в обычной социальной среде, динамику личности осужденного и
факторы, влияю­щие на его перевоспитание, структуру коллектива осужденных, а
также должна разрабатывать практические рекомендации по перевоспитанию и
ресоциализации осужденных. Исправительная психология тесно свя­зана с
исправительно-трудовым правом, психологией труда, педагоги­кой и социальной
психологией. Перед исправительно-трудовыми уч­реждениями стоят чрезвычайно
сложные задачи по перевоспитанию лиц, совершивших преступления, приобщению их к
трудовой деятель­ности и адаптации к нормальному существованию в обществе.

_____________________________________________________________________________
*Глоточкин А.Д., Пирожков В.Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1974.

Каждый осужденный, попадая в
исправительно-трудовое учреждение, планирует для себя только окончание срока
наказания. Перед воспитателями исправительно-трудовых учреждений стоит гораздо
более сложная задача, а именно воспитать человека, добиться, чтобы осужденный
сам стремился к перевоспитанию, к переделке своей собственной личности.

У преступника (бандита, грабителя,
вора и т. д.) при длительном занятии преступной деятельностью вырабатываются
своеобразные при­вычки и навыки, то есть вырабатывается своеобразный
динамический преступный стереотип. Человек привыкает к отсутствию постоянного
жилья, перестает самостоятельно трудиться и теряет свои трудовые навыки, зато
приобретает преступные и впоследствии каждую окружаю­щую его ситуацию
рассматривает только под одним углом зрения — можно ли в данных обстоятельствах
безнаказанно совершить преступ­ление?

Исправительная психология должна
исследовать динамику личности осужденного, факторы, влияющие положительно на
осужденного и спо­собствующие активной перестройке его личности, а это режим,
труд, коллектив, воспитательное воздействие, также и факультативные факто­ры —
семья, дружеские связи с лицами, находящимися на воле, учеба, увлечение
самодеятельностью и т. д.

Нахождение в местах лишения свободы,
безусловно, не может не отразиться на психологии человека. Однако общие
условия, которые имеются в местах лишения свободы и постоянно нарушаются со
сторо­ны администрации, по-разному воздействуют на осужденных и влияют на
изменение их психологии. Знание особенностей психологии осуж­денных является
необходимой и важной предпосылкой для правильной организации взаимоотношений с
ними, для достижения целей перевос­питания. Основными факторами, влияющими на
формирование осо­бенностей у лишенных свободы, являются: наличие режима места
лише­ния свободы, ограничение потребностей, изменение сложившегося сте­реотипа
жизни, переживания, связанные с осуждением к лишению свободы. Психология осужденного
во многом должна определяться его отношением к самому факту лишения свободы.

Особенности психологии осужденных
проявляются в определенном комплексе психических состояний, которые развиваются
в местах лише­ния свободы. К наиболее типичным из них следует отнести:
состояние ожидания изменений (пересмотра дела, расконвоирования, освобожде­ния);
состояние нетерпения. Как то, так и другое состояние может характеризоваться
повышенной напряженностью, что часто приводит к резким срывам в поведении.
Может развиваться и состояние безна­дежности, обреченности, что влечет за собой
апатию, пассивность во всех действиях, проявлениях.

Лишение свободы часто усиливает
угнетенное состояние в тех случа­ях, когда оно имелось и ранее. Угнетенное
состояние является следстви­ем полного неверия в свои силы, неверия в
возможность снова обрести нормальную жизнь. К моменту прибытия в
исправительно-трудовую колонию у некоторых осужденных уже имеется развитое
состояние угнетенности от сознания своей вины перед обществом, семьей. Эти
осужденные не нарушают режима, даже по возможности выполняют норму и все
требования воспитателей. Однако постоянная угнетенность не благоприятствует
созданию полноценной личности и обязательно должна быть снята. Личность должна
активно, творчески относиться к труду, к воспитательному воздействию.
Угнетенность снимается в про­цессе воспитательной работы. Для этого необходимо
выяснить и лик­видировать ее причины, создавать условия для переключения целена­правленного
внимания на другие процессы, объекты, не связанные с теми процессами и
объектами, которые создали угнетенное состояние у данного осужденного. Должна
возбуждаться активная деятельность, направленная на ликвидацию данным
осужденным последствий совер­шенного им преступления, на его самовоспитание.

Типичным состоянием в месте лишения
свободы является тоска по дому, по свободе, по любимым людям, что внешне
выражается в от­решенности и оцепенении. Под влиянием тоски может развиваться
раздражительность и повышенная возбудимость.

Изменение психических состояний
связано с определенными периода­ми нахождения в месте лишения свободы. Выделим
следующие основные периоды, связанные с изменением психических состояний
осужденного.

Период адаптации, привыкания к новым
условиям жизни, который длится первые

три-четыре месяца, а иногда и
больше. В этот период особенно остро ощущается ограничение потребностей,
изменение при­вычного стереотипа. Всегда имеет место сужение возможности удовле­творения
сложившихся потребностей, что вызывает состояние повы­шенной раздражительности.
У отдельных лиц это, наоборот, выражается в состоянии подавленности и
угнетенности.

Специфические психические состояния,
вызванные фактом лишения свободы, особенно полно проявляются в первое время и
вызываются процессом ломки ранее сложившегося стереотипа жизни, который всег­да
имеет место под влиянием режима ИТУ. Осужденный вынужден изменять привычный
стереотип жизни. Ломка старых динамических стереотипов приводит к возникновению
разнообразных отрицательных эмоций, повышенной возбудимости, угнетенности. Это
происходит до тех пор, пока у осужденного не вырабатываются качества,
необходимые для новых условий жизни. Повышенная возбудимость может явиться
причиной различных срывов, резких нарушений режима и т. д. Терпе­ние и такт
воспитателя особенно необходимы в этой первой стадии отбывания наказания.

Психология осужденного в начальной
стадии пребывания в ИТУ часто характеризуется отсутствием ясной перспективы
жизни. Это приводит к снижению жизненной активности, к появлению раздражитель­ности
по отношению к возникающим ситуациям.

Период появления, развития интересов
в новых условиях жизни. Этот период

связан с появлением и развитием
положительных эмоций, сос­тояний, вызывающих, повышающих психическую активность
осужден­ного. Интересы, вызывающие такие состояния, могут быть самые раз­личные:
создание микрогруппы, участие в жизни коллектива осужден­ных, выполняемая
работа, культурный досуг, учеба, свидания с род­ственниками и т. д. Появление
нового круга интересов, расширение структуры выполняемых социальных ролей
способствуют изменению психологии осужденного.

Период сочетания внешнего
воздействия с самовоспитанием. Процесс

перевоспитания немыслим без
появления такого периода. Он харак­терен появлением целей в жизни, выработкой
путей их достижения, В психологии осужденного в большей степени проявляются
раскаяние в совершенном преступлении, переживание его в сочетании со стремле­нием
возместить нанесенный вред. Для этого периода характерна пере­оценка ценностных
характеристик в жизни, что связано с определенным комплексом психических
состояний, связанных с подобным изменени­ем отношений, а часто и мировоззрения.

Период, предшествующий освобождению
заключенного. Ожидание освобождения

часто переживается очень тяжело, оно
связано с пережи­ванием трудностей, которые ожидают его в новых условиях
(взаимоот­ношения в семье, на работе и т. д.). По этой причине возможно
развитие психических состояний угнетенности, повышенной раздражительности и т.
д.

У осужденных комплекс отрицательных
психических состояний мо­жет периодически развиваться в связи с наличием
постоянной внутрен­ней борьбы мотивов, стимулов, интересов. Изменение
стереотипа, структуры, потребностей, интересов все время проходит через мысли­тельную
деятельность осужденного, вызывает противоречивое отноше­ние, часто отражается
и на его психических состояниях.

Нахождение в исправительном
учреждении, наличие режима, измене­ние стереотипа, резкое ограничение и
изменение потребностей в значи­тельной степени усиливают переживания
осужденных, причем эти пере­живания имеют различную направленность. У отдельных
осужденных в переживаниях доминирует категория прошлого, у других — категория
будущего, у третьих —категория настоящего. Первая группа замыкается в
воспоминаниях о прошлом образе жизни, идеализирует его, более длительное время
привыкает и приспосабливается к настоящему образу жизни. Значительно легче
приспосабливается к режиму и к условиям жизни в исправительных учреждениях
осужденные, у которых доми­нируют переживания второго и третьего порядка. Когда
начинает доминировать категория будущего, когда мысленно строят свою жизнь
после отбытия наказания, трудности режима переживают значительно легче,
поскольку рассматривают их как временные; этот период жизни являет­ся для них
только переходным к тому, которого они ждут в будущем.

Как правило, в условиях лишения
свободы и вследствие этого лише­ния многих благ, которыми повседневно и
незаметно пользуются все граждане, происходит существенное переосмысливание
осужденным многих прошлых отношений и интересов. Он начинает иначе ценить те
отношения и блага, которые раньше им вообще не замечались или даже вызывали
определенное раздражение. Совершенно иначе в настоящих условиях он вспоминает
отношения товарищей по работе, взаимоотно­шения в своей семье. В связи с этим
происходит переоценка своих прошлых интересов, своего отношения к людям.

Отметим и психологические
особенности у особо опасных рецидиви­стов. У них часто проявляется крайняя
недисциплинированность. В ос­нове ее лежит наличие отрицательной установки и
целенаправленности деятельности, эмоциональный склад характера,
расторможенность по­ведения и как следствие этого импульсивность, подчас
переходящая в психопатичность и агрессивность.

Для процесса перевоспитания
осужденных в исправительных учреж­дениях должны использоваться обучение, труд,
общение. Однако здесь они обязательно сочетаются с режимом, особой организацией
деятель­ности ИТУ, что создает специфику всей деятельности по исправлению и
перевоспитанию осужденных.

Стратегическая задача
исправительного учреждения — оторвать пре­ступника от условий его
криминализации, разрушить его преступные связи и установки. В последнее время
эта задача оказывается менее всего разрешаемой в местах лишения свободы.
Развращающее влияние криминализированной среды здесь, как правило, не только не
преодо­левается, но получает некоторые дополнительные стимулы, в частности
бесконтрольность досуга, скученность, ничем не искоренимое господ­ство
преступной идеологии, принуждение среды к асоциальному пове­дению и т. д.
Лагерные обычаи и традиции в большинстве случаев превалируют над требованиями
администрации. О трудовой мотивации администрация в подавляющем большинстве не
задумывается. Автор полностью согласен с М.И. Еникеевым, который считает, что
наша тюрьма (под этим собирательным понятием следует понимать все места лишения
свободы, в том числе и те, которые называются лагерями) стала «академией»
преступности*. Большинство сотрудников колоний и тюрем… попросту не знают,
что такое перевоспитание, в чем оно заключается и как его осуществлять… По
существу осужденных помеша­ют за колючую проволоку, и только**.

____________________________________________________________________________

*Еникеев М.И. Основы общей и
юридической психологии. М., 1996, с. 602.

**Антонян Ю.М. К чему приговаривает
суд? Правители преступного мира. М., 1992.

Режимом обычно называют точно
установленный распорядок труда, питания, отдыха и т. д. В то же время это и
система необходимых правил и мероприятий. Режим выполняет функцию выработки тех
или иных особенностей личности в связи с определенным ритмом деятель­ности.
Соблюдение режима осужденными обеспечивается посредством: 1) охраны и надзора
за ними; 2) использования мер поощрения и взы­скания; 3) применения в строго
определенных случаях особых мер безопасности (оружия, наручников и смирительных
рубашек). Ос­новной базой действий режима как фактора является его жесткость и
неуклонность требований его выполнения. Человек в подавляющем большинстве
смиряется с действием режима и, осознавая его неотв­ратимость, бывает вынужден
принять его без внутренних протестов и конфликтов.

Как правило, режим — это организация
жизни и деятельности осуж­денных в строгом соответствии с требованиями законов.
Именно такая организация и должна оказывать воздействие на человека, формируя у
него те или иные морально-психологические качества. Соблюдение осужденными
установленного в исправительно-трудовом учреждении режима обеспечивается не
только посредством охраны их и надзора за ними, использования мер поощрения и
взыскания, применения в стро­го определенных случаях особых мер безопасности,
но и мер воспита­тельных, основанных на глубоком учете особенностей психологии
от­дельных осужденных и их коллективов, что, к сожалению, в настоящее время не
выполняется.

Кара, заключающаяся в режиме,
субъективно, по-разному, воспри­нимается и переживается осужденными. Прежде
всего различны глуби­на, сила и длительность переживаний осужденными кары. «Мы
далеки от мысли, — писал М.Н. Гернет, — что особенности того или иного режима в
той или другой тюрьме проходят через каждого заточенного всегда и везде
одинаково. Наоборот, мы признаем, что следы в психике от такого прохождения
через нее тюремного режима очень различны: у одних они так же глубоки, как
глубоки колеи от тяжело нагруженной телеги в грязной проселочной дороге. У
других эти следы — лишь рябь на реке после прошедшего парохода, очень быстро
совсем исчезаю­щая»*. Субъективное восприятие и переживание кары зависит от
вида определенного режима, отношения осужденного к приговору, количест­ва
судимостей, времени нахождения в ИТУ, индивидуальных особенностей осужденного,
возраста, пола, семейного и социального положе­ния и т. д. Работникам ИТУ важно
знать, как каждая группа осужден­ных и каждый осужденный воспринимают и
переживают те или иные режимные ограничения.

_____________________________________________________________________________

* См.: Гернет М.Н. В тюрьме. Очерки
тюремной психологии. М., 1925, с. 7—8.

Режим обеспечивает постоянное
восприятие условий жизни в ИТУ как наказание за совершенное преступление, без
чего не может быть обеспечен активный процесс перевоспитания. При осуществлении
вос­питательного воздействия на осужденного часто приходится сталкивать­ся с
первоначально отрицательным отношением его к этому воздей­ствию. Всякая попытка
изменить взгляды и образ жизни взрослого встречает сопротивление, и столь
значительное, сколь устойчивы уста­новки личности и инертен разум индивида*.
Это и определяет необ­ходимость, особенно в ИТУ, системы мер принуждения и
наказания, регламентированных режимом.

_____________________________________________________________________________

*Ковалев А.Г. Психологические основы
исправления правонарушителя. М., 1968, с. 96.

Озлобленность осужденных нередко
возникает как следствие воспри­ятия наказания только как мести. А это приводит
к негативному по­ниманию мер воздействия — нежеланию искать в мерах воздействия
какой-либо иной смысл, кроме кары, направленной против данного осужденного. При
определении дисциплинарного воздействия всегда необходимо заранее учитывать
воспитательное воздействия данного ви­да взыскания как на конкретного
осужденного, так и на весь коллектив. Воспитательная цель наказания будет
достигаться только в тех случаях, когда наказание не ломает воли осужденного, а
способствует изменению ее направленности.

Требования, принуждение, наказание
должны сочетаться и с сис­темой поощрений*. Правильно примененное поощрение
способствует укреплению уверенности осужденного в своих силах, вызывает у него
чувство удовлетворения, возбуждает энергию, способствует появлению желания к
повторению положительных поступков. Поощрение усилива­ет начавшийся процесс
исправления.

_____________________________________________________________________________

*Меры поощрения и взыскания
осужденных перечислены в Исправительно-трудовом кодексе Российской Федерации.

Несмотря на большое воспитательное
значение карательных элемен­тов режима, он обладает вполне самостоятельной
воспитывающей функцией. Действительно, четкий распорядок дня, высокая организо­ванность
жизни и быта непосредственно накладывают отпечаток на характер осужденного, его
поведение, дисциплинируют его, вырабаты­вают качества, необходимые в жизни на
свободе (точность, исполни­тельность, аккуратность и т. д.).

Режим есть средство воспитания
дисциплины у осужденных. Одна из основ ликвидации социально-психологических
дефектов в личности преступника — это внедрение в его сознание необходимости
дисцип­лины, определенного поведения в обществе. Под влиянием дисцип­линарных
требований у осужденных развиваются и укрепляются такие положительные качества,
как собранность, подтянутость, ликвидируют­ся расхлябанность, безволие,
вырабатывается привычка к определен­ному положительному образу жизни.

Установление правил режима должно
быть всегда психологически обоснованным, соответствующим научным требованиям
организации жизни и деятельности осужденных. В этом случае они окажут мак­симальное
воздействие на психику осужденных, разовьют у них необ­ходимые
морально-психологические качества. Использование данных психологии позволит так
построить режим, чтобы нагрузки распределя­лись оптимально и, с одной стороны,
создавали определенную напря­женность, благоприятную для развития личности, а с
другой  — не вели бы к срыву психической деятельности.

Следует отметить, что особенно
жестко исправительные учреждения травмируют неокрепшую психику подростков. Как
правило, здесь воз­можны тяжкие, необратимые психические деформации личности.
Зна­чительная часть подростков становится правонарушителями уже в силу
имеющихся у них психических аномалий и личностных акцентуаций. Эта психическая
дезадаптация в условиях исправительного учреждения еще более усугубляется.
Вписываясь в криминальную субкультуру в наи­более сензитивный к внешним
воздействиям период своей жизни, под­ростки испытывают глубинные личностные
перестройки — формируют­ся системообразующие механизмы антисоциальной личности.
Для под­ростков особенно пагубна ограниченность поля возможностей для их
развития и самореализации. Безусловно, пагубна для них и ранняя криминализация.

Труду как особому фактору
воздействия всегда отводилось особое место. Причина этого заключается в том,
что труд является специфичес­кой человеческой деятельностью, формирующей
личность. Труд являет­ся тем мерилом, по отношению к которому измеряется
общественная ценность человека.

Как правило, труд сам по себе не
перевоспитывает, а предохраняет человека от личностного распада. В целом он
организует психику человека, интегрирует его жизнедеятельность определенной
целеус­тремленностью, создает условия для рационального межличностного общения,
организует структурирование микросреды. Хорошо организо­ванный труд — это
мостик связи человека с социальной действитель­ностью.

Правильно организованный полезный
труд способствует гармоничес­кому развитию физических и умственных качеств
осужденного и оказы­вает преобразующее воздействие на его личность. Широко
известно выражение Ф. Энгельса, что труд создал человека*. Труд воспитывает в
человеке сознательность, дисциплинированность, чувство товарищес­тва и
коллективизма. Он формирует и закрепляет в человеке положительные моральные,
этические, нравственные и правовые программы. Воздействие труда на личность
осужденного огромно, однако это чрез­вычайно сложный процесс, так как многие
осужденные не имеют трудо­вых навыков и в связи с извращением своих моральных и
нравственных критериев отрицательно относятся к своему личному участию в трудо­вом
процессе, а в настоящее время и администрация исправительных учреждений не
всегда уделяет этому вопросу должное внимание.

_____________________________________________________________________________

*См.: Маркс К., Энгельс Ф. Собр.
соч. Т. 20, с. 486.

Социально-психологические дефекты в
личности осужденных в зна­чительной мере определяются их отрицательным
отношением к труду, отсутствием соотношения между потребностями и мерой труда.
Однако труд может и должен воздействовать на личность преступника с укоре­нившейся
иждивенческой психологией, помочь такому человеку найти свое место в жизни, по
возможности стать полноправным членом об­щества. Трудовой процесс должен быть
основой для восприятия общест­венно полезных взглядов и навыков, мотивов и
целей. Выработке трудо­вых навыков способствует общий ритм трудового процесса,
его постоянство, развивающее стереотип определенных привычек, навыков и дея­тельности.
В целях воздействия на преступника в ИТУ создаются такие условия, при которых
от осужденного постоянно требуются трудовые усилия. Только постоянство трудовых
усилий создает привычку, а затем и потребность в труде*. Интерес к работе,
увлеченность трудовым про­цессом способствуют изменению комплекса психических
состояний, что в свою очередь позволяет активизировать и деятельность по
перевос­питанию такой личности. Трудовые процессы способствуют и накопле­нию
опыта, формированию системы положительных связей и т. д.

_____________________________________________________________________________
*Ковалев А.Г. Психологические основы исправления правонарушителей. С. 113.

Труд должен способствовать изменению
основной направленности личности. Отсюда процесс труда должен заинтересовывать
осужден­ного, ставить перед ним определенные задачи, заставлять работать не
только физически, но и умственно. Труд должен не отуплять тяжестью и
бесцельностью, а вовлекать в свой процесс физические и умственные силы
человека. Большое психологическое значение имеет внедрение в подразделения ИТУ
методов экономической реформы. Доведение этих методов до сознания каждого
осужденного пробуждает трудовую актив­ность, заставляет многих из них думать об
улучшении трудового процес­са. Главная же цель воспитательного процесса —
сделать так, чтобы труд становился необходимой потребностью осужденного. Когда
это будет достигнуто, можно говорить о положительном моменте перевоспитания
личности. Осужденный должен видеть результаты своего труда и кон­кретно осмысливать
их. Он должен ощущать радость в процессе труда, и поэтому ни в коем случае не
следует поручать выполнение трудовых операций осужденному, который заведомо с
ними не может справиться. Огромной силой воспитательного воздействия обладают
все формы производственной деятельности, соревнования, перенесенные с опреде­ленными
изменениями в деятельность ИТУ. Это создает условия для полного восприятия
осужденными опыта нормальных трудовых взаимо­отношений между людьми на свободе.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ