§ 3. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания :: vuzlib.su

§ 3. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания :: vuzlib.su

37
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 3. Методы психологического воздействия на осужденных в процессе их
перевоспитания

.

§ 3. Методы психологического
воздействия на осужденных в процессе их перевоспитания

Процесс создания коллектива в
колонии во всех случаях проходит при активном участии воспитателя. Воспитатель
должен стремиться к укреп­лению самосознания коллектива, чувства коллективизма,
взаимозави­симости и взаимоответственности. Его деятельность направляется на
оказание воздействия на каждую конкретную личность, на коллектив осужденных в
целом. Это определяет развитую систему и специфич­ность тех методов
воздействия, которые должны применяться в ИТУ. Все методы по возможности должны
обеспечивать определенное вос­питательное воздействие одновременно и на
конкретную личность, и на создаваемый коллектив; должны переплетаться и
дополнять друг друга. Меры воздействия со стороны воспитателя направлены на
коллектив, а в условиях коллектива эти меры уже оказывают свое действие на
каждого осужденного. А.С. Макаренско писал: «Мы имеем дело только с отрядом. Мы
с личностью не имеем дела. Такова официальная фор­мулировка. В сущности это
есть форма воздействия именно на лич­ность, но формулировка идет параллельно
сущности. На самом деле мы имеем дело с личностью, не утверждая, что до
личности нам нет ника­кого дела»*.

_____________________________________________________________________________

* Макаренко А.С. Соч. Т. 5, с. 169.

Воздействие на коллектив,
использование коллектива для воздей­ствия на отдельную личность не исключает и
целенаправленного лич­ностного воздействия воспитателя на каждого отдельного
осужденного. Для этого применяются следующие основные методы.

Метод убеждения. Он чаще всего
реализуется в ходе проведения индивидуальных бесед. Как и любое психическое
общение, беседа со­четает в себе цели изучения и воздействия на личность.

Во время бесед разъясняются сущность
и конечная цель действий администрации исправительного учреждения, чтобы
осужденные поня­ли, что цели действий администрации полностью совпадают с их
соб­ственными интересами. Осужденные должны знать, какими путями они могут
облегчать себе переходный период к жизни и деятельности в общем коллективе
российских граждан. Эти знания будут способствовать направленности их
деятельности, волевых и интеллектуальных способ­ностей на достижение таких
промежуточных целей. Создается отрица­тельное отношение осужденного к своему
прошлому поведению, которое в конечном итоге и привело его к совершению
преступления. Без подобного изменения отношения к своему прошлому поведению не
может создаться новое отношение к труду, к жизни, новое мировоззрение.

Убеждение направлено и на
пробуждение у осужденного чувства совести и т. п.

Метод регулирования психических
общений. Воспитатель имеет большую возможность влиять на психические общения,
регулировать те из них, которые складываются у осужденного с работниками
колоний, с другими осужденными, с родными, близкими ему людьми.

Воспитательное воздействие
представителей общественных организа­ций и коллективов существенно дополняется
встречами с лицами, ранее отбывавшими наказание в данной колонии и ставшими
полноценными гражданами российского общества.

Особое значение имеет осуществление
контакта осужденного с семьей, который во многом способствует выработке у него
положи­тельных качеств, изменению его отрицательных психических состояний. В
этом немаловажная роль принадлежит и воспитателям колонии, ко­торые должны
обеспечить в необходимых случаях связи с семьей, соот­ветствующее отношение
членов семьи к осужденному. Особенно важно правильно использовать в целях
воспитательного воздействия свидания с родственниками, которые надо тщательно
подготавливать. Перед сви­данием воспитатель информирует их о тех изменениях,
которые произо­шли в психологии данного осужденного, о возможных путях
укрепления в нем положительных интересов, качеств, тактично подсказать наиболее
целесообразную линию их поведения при свидании и т. д. Для достиже­ния целей
перевоспитания воспитатель должен использовать все психи­ческие общения, в
которые вступает осужденный.

Метод передачи информации.
Специально и целенаправленно от­бираемая информация, поступающая к осужденному,
должна способ­ствовать восполнению его социального опыта, получению и переработ­ке
им сведений, которых он раньше не получал, и т. д. Опыт многих воспитателей
показывает, что очень важно собирать сведения о том, как живет семья
осужденного в настоящее время, как ей оказывают помощь государство, коллектив,
где он раньше работал. На наглядных примерах он видит, что, хотя он и причинил
вред государству, коллективу, они оказывают помощь его семье, делают все, чтобы
его дети росли нор­мальными гражданами. Такие факты существенно влияют на
выработку твердого решения перевоспитываться, повысить активность в труде,
скорее вернуться к нормальной жизни.

Метод внушения. Как метод воспитания
и перевоспитания он всегда должен основываться на авторитете лица, которое
применяет данный метод (воспитателя).

При определенных условиях в качестве
воздействия применяется и метод «взрыва», под которым А.С. Макаренко понимал
«мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его
стремле­ния»*. Однако или этому методу должна предшествовать длительная
работа по накоплению определенных предпосылок для достижения ре­зультатов
«взрыва», или непосредственно за «взрывом» должна следо­вать
длительная работа по закреплению возникшего при «взрыве» чувст­ва. Сам по себе
отдельно примененный метод «взрыва» не может достиг­нуть целей перевоспитания.

_____________________________________________________________________________
*Макаренко А.С. Соч. Т. 5, с. 253.

Для того чтобы определить наиболее
правильные пути воздействия на конкретного осужденного, рекомендуется широко
применять в отноше­нии него психолого-педагогический эксперимент. Такой
эксперимент позволяет наиболее полно вскрыть все свойства личности осужденного,
помогает формировать его интеллектуальные и волевые качества. Тща­тельно
организованные психолого-педагогические эксперименты, на­блюдения позволяют
создать правильное представление об отношении данного осужденного к мерам
воспитательного воздействия.

Воздействие воспитателя в сочетании
со всеми другими мерами имеет целью и возбуждение у осужденного стремления к
самовоспитанию. Возбуждение самовоспитания у осужденного — процесс очень
сложный. Для этого воспитательное воздействие предполагает создание таких
условий, при которых у осужденного возникает желание добиться каких-либо
конкретных навыков и знаний. Перед осужденным надо открывать какие-то цели,
которых он реально может достигнуть. В процессе работы осужденного по
достижению поставленной перед ним цели надо акцен­тировать его внимание на уже
достигнутых результатах, поощрять его, что укрепляет его желание добиться еще
больших результатов. Укрепление и воспитание положительных качеств личности
возможно только в том случае, если у осужденного постепенно создаются новые
перспективы, идеалы, возможности, если у него вырабатывается понимание путей и
целей достижения этих перспектив. Наряду с общими перспективами и планами надо
создавать и вырабатывать и частные, но близкие перспек­тивы, например перевод
на другую работу, овладение определенной специальностью, возможность перевода в
колонию иного типа, наконец, даже такие перспективы, как получение свидания с
женой и т. д.

В процессе самовоспитания у
осужденного надо развивать привычку и умение анализировать свое поведение. Это
достигается путем разбора его действий и поведения, присутствия его, а затем и
участия в разборе поведения других осужденных. Так постепенно создается
привычка анализировать, корректировать свое поведение, привычка к внутрен­нему
контролю.

Процесс перевоспитания может быть
правильно организован только в том случае, если воспитатель знает и полностью
учитывает внутренние переживания осужденного. Отбывание наказания всегда
связано со вспоминанием и разбором своей прошлой жизни, своих действий и вза­имоотношений.
От того, по какому пути пойдут эти процессы вспоми­нания и оценки, во многом
зависит вся деятельность по перевоспита­нию данного осужденного, зависит
быстрота появления у него стремле­ния к самовоспитанию: к изменению своих
привычек и черт характера.

Осужденный должен постоянно
обучаться принимать самостоятель­ные решения, управлять собственными поступками.
Существенно по­могает воспитанию качеств личности создание ситуаций, при
которых осужденный ставится перед необходимостью принимать решения за группу
лиц, чувствовать ответственность за труд, поведение других. Практика ИТУ
показывает, что именно в подобных ситуациях осужден­ные начинают активнее
трудиться, их труд становится более произ­водительным, сознательным.

Применение совокупности методов
воздействия, условий режима, труда, обучения должно учитывать и конкретные
особенности личности осужденного, что обеспечивает действенность процесса
перевоспитания.

В заключении этого параграфа следует
отметить, что традиционно сложившаяся воспитательная работа в исправительных
учреждениях, содержащая в себе зачастую формальные средства воздействия, в
целом не принесла успеха пенитенциарной деятельности. В настоящее время, как
считает М.И. Еникеев, необходимо концептуальное переоснащение всей системы ИТУ
новыми, принципиально иными подходами к про­блеме «исправления» преступников.
Суровость, ненависть и жестокость могут дать лишь аналогичные всходы.
Человеческое в человеке фор­мируется по другим законам — по законам
сострадания, сочувствия, всемерного укрепления хотя бы слабых положительных
проявлений индивида, созданием человеческих условий быта*.

_____________________________________________________________________________
*Еникеев М.И. Основы общей и юридической психологии. С. 617.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ