Статья 13 :: vuzlib.su

Статья 13 :: vuzlib.su

59
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 13

.

Статья 13

1. В Российской Федерации
признается идеологическое многообразие.

2. Никакая идеология не может
устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

3. В Российской Федерации
признаются политическое многообразие, многопартийность.

4. Общественные объединения равны
перед законом.

5. Запрещается создание и
деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на
насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности
Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооруженных
формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Комментарий к статье 13

Статья устанавливает меру и
принципы политической и идеологической свободы в Российской Федерации. Следует
сразу же отметить, что эта мера предоставляет необычайно широкий простор для
деятельности личности, партий и общественных объединений.

Идеология — это система
политических, правовых, религиозных, философских взглядов на социальную
действительность, общество и отношения людей между собой. Характерная
особенность идеологии состоит в том, что она непосредственно связана с
практической деятельностью людей и направлена на утверждение, изменение либо
преобразование существующих в обществе порядков и отношений.

Идеологическое многообразие
понимается как право отдельной личности, социальных групп, политических партий
и общественных объединений:

1) беспрепятственно разрабатывать
теории, взгляды, идеи относительно экономического, политического, правового и
иного устройства Российской Федерации, зарубежных государств и мировой
цивилизации в целом;

2) пропагандировать свои взгляды,
идеи с помощью средств массовой информации: прессы, радио, телевидения, а также
путем издания монографических и научно — популярных работ, трудов, статей и
т.п.;

3) вести активную деятельность по
внедрению идеологии в практическую сферу: разрабатывать программные документы
партий, готовить законопроекты, иные документы, предусматривающие меры по
совершенствованию социального и политического строя Российской Федерации;

4) публично защищать свои
идеологические воззрения, вести активную полемику с иными идеологиями;

5) требовать по суду или через иные
органы государства устранения препятствий, связанных с реализацией права на
идеологическое многообразие.

Конституционный принцип, согласно
которому никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной
или обязательной, закрепляет равноправие идеологий в обществе. Ни одна из них
не имеет приоритета, который закреплялся бы официально государством
законодательным или иным способом. Граждане России вправе придерживаться той
или иной идеологии, принимать активные меры по ее реализации в жизнь. Но такой
выбор делается ими осознанно, добровольно и самостоятельно. В то же время
государство не может навязывать гражданам какую-либо идеологию в качестве
общеобязательной, которую они должны под страхом уголовного и иного наказания
разделять, изучать и пропагандировать.

Отсутствие государственной или
обязательной идеологии нельзя понимать в том смысле, что органы государственной
власти вообще действуют вне и независимо от каких-либо идеологических взглядов,
идей, находятся как бы вне идеологической борьбы в обществе, стоят над нею.

Зависимость государственной
власти от идеологических установок лиц, проводящих эту власть, а также
последствия, к которым может привести и приводят ситуации, когда разные органы
государственной власти или лица придерживаются различных идеологических
воззрений, наиболее ярко показывают взаимоотношения бывшего Верховного Совета
Российской Федерации и Президента Российской Федерации в 1993 г.

Именно возможность с помощью
государственного аппарата проводить идеологические воззрения в жизнь и
заставляет социальные группы и партии весьма активно бороться за внедрение
своих сторонников в те или иные государственные структуры, что еще раз
убедительно продемонстрировали выборы в Федеральное Собрание.

Действенной гарантией принципа
идеологического многообразия служит закрепленный в ч. 3 данной статьи
Конституции принцип политического многообразия, многопартийности.

Партии, выражая политическую волю
своих членов, своими основными задачами видят участие в формировании органов
государственной власти и управления, а также в осуществлении власти через своих
представителей, избранных в законодательные и иные представительные органы
власти. Партии принимают программные документы, публикуемые для всеобщего
сведения, ежегодно оглашают свои бюджеты, не могут получать финансовую и иную
материальную помощь от иностранных граждан, государств и организаций.

Партии имеют право выдвигать
кандидатов в депутаты и на иные выборные должности, в том числе единым списком,
вести предвыборную агитацию, формировать фракции из своих сторонников в
представительных органах.

Равенство общественных
объединений перед законом проявляется в равенстве требований государства к
уставам общественных объединений, к порядку их регистрации и прекращения их
деятельности. Так, в уставе, положении или ином основополагающем акте
общественного объединения должны быть определены цели, задачи, структура и
территория деятельности общественного объединения, условия и порядок приема и
выхода членов, их права и обязанности, полномочия, порядок образования и сроки
полномочий руководящих органов, источники образования средств и иного имущества
общественного объединения и его организаций.

Равенство общественных
объединений перед законом проявляется также в равенстве их прав в общественной
и хозяйственной деятельности.

Во-первых, это возможность
свободного распространения информации о своих целях и деятельности, участие в
формировании органов государственной власти и управления и в выработке их
решений, представление и защита законных интересов своих членов и осуществление
иных полномочий в соответствии со своими уставами и законодательством России.

Во-вторых, это права всех
общественных объединений учреждать средства массовой информации, осуществлять
издательскую деятельность, создавать в целях выполнения уставных задач
предприятия и хозрасчетные организации, иметь в собственности здания,
сооружения, жилищный фонд, оборудование, инвентарь, имущество культурно —
просветительского и оздоровительного назначения. Денежные средства равным
образом могут формироваться из вступительных и членских взносов (если это
предусмотрено уставом общественного объединения), добровольных взносов,
пожертвований, поступлений от лекций, выставок, лотерей, спортивных и иных
мероприятий, доходов от производственной, хозяйственной, издательской и иной
деятельности, не запрещенной законом.

В ч. 5 ст. 13 Конституции
предусматривается перечень оснований, при наличии которых запрещаются создание
и деятельность общественных объединений. Если при регистрации устава
проверяются цели общественного объединения, то после регистрации — его
действия. И то и другое возложено на учреждения Министерства юстиции Российской
Федерации, которые вправе требовать от руководящего органа общественного
объединения представления принятых решений, направлять своих представителей для
участия в проводимых общественным объединением мероприятиях, получать
объяснения от членов общественного объединения и других граждан по вопросам,
связанным с соблюдением законодательства и устава общественного объединения.

Федеральным законом «Об
общественных объединениях», принятым Государственной Думой Российской
Федерации 14 апреля 1995 г. <*>, предусматриваются обязанности
общественных объединений: соблюдать законодательство России, общепризнанные
принципы и нормы международного права, свои уставы и иные учредительные
документы, ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные
объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места
нахождения постоянно действующего руководящего органа, его названия,
представлять данные о руководителях общественного объединения в объеме
сведений, включаемых в единый государственный реестр юридических лиц.

———————————

<*> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст.
1930.

В случае нарушения общественными
объединениями ч. 5 ст. 13 Конституции, а также совершения иных действий,
противоречащих законам, уставным целям, прокуроры вносят в руководящие органы
данных общественных объединений представление об указанных нарушениях и
устанавливают срок для их устранения. Если в установленный срок эти нарушения
не устраняются, деятельность общественных объединений приостанавливается на
срок до шести месяцев решением соответствующего суда на основании заявления
прокурора.

Орган, регистрирующий
общественные объединения, вправе подать заявление в суд о приостановлении
деятельности общественных объединений после двух письменных предупреждений,
если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом
порядке или не признаны судом как основанные на законе.

В случае приостановления
деятельности общественного объединения на срок, установленный решением суда,
приостанавливаются его права как учредителя средств массовой информации; ему
запрещается организовывать собрания, митинги, демонстрации и другие публичные мероприятия;
принимать участие в выборах; использовать банковские вклады, за исключением
расчетов по хозяйственной деятельности и трудовым договорам, возмещению
убытков, причиненных его действиями, и уплате штрафов.

Если в течение установленного
срока общественное объединение устраняет нарушение, послужившее основанием для
приостановления его деятельности, то после окончания указанного срока
общественное объединение возобновляет свою деятельность.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ