Статья 14 :: vuzlib.su

Статья 14 :: vuzlib.su

5
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 14

.

Статья 14

1. Российская Федерация —
светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве
государственной или обязательной.

2. Религиозные объединения
отделены от государства и равны перед законом.

Комментарий к статье 14

Статья посвящена одному из
наиболее рано сформировавшихся признаков современного правового государства.
Статья действует в единстве со ст. 28 Конституции и Законом РСФСР «О
свободе вероисповеданий» от 25 октября 1990 г. <*> Светский характер государства подразумевает признание ряда принципов в сфере
отношений государства с религиозными организациями. Основой этих отношений
является свобода совести, поскольку, согласно ч. 1 ст. 14, никакая религия не
может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

———————————

<*> ВВС. 1990. N 21. Ст.
240.

Светский характер Российского
государства означает отделение церкви от государства, разграничение сфер их
деятельности. Это отделение проявляется, в частности, в гражданском характере
правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в
отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную
религию, а также в гражданском статусе верующих, поскольку, согласно ст. 6
указанного Закона, граждане России равны перед законом во всех областях
гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни
независимо от их отношения к религии. Указание в официальных документах на
отношение к религии не допускается.

В соответствии с принципом
отделения религиозных объединений от государства ст. 8 Закона «О свободе
вероисповеданий» определяет, что государство, его органы и должностные
лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не
поручают им выполнение каких-либо государственных функций. В свою очередь,
религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства. Они не могут
быть составной частью государственных органов и учреждений, в том числе таких,
как государственные школы, университеты, больницы, дошкольные учреждения.

Статья 9 Закона конкретизирует
такое свойство светского государства, как светский характер государственной
системы образования и воспитания. Поскольку образование и воспитание формируют
духовный мир личности, постольку государство уважает право личности в сфере
духовного самоопределения. Кроме того, государственные учреждения образования и
воспитания содержатся на средства налогоплательщиков различных вероисповеданий,
что исключает привилегии для какой-либо определенной религии.

Согласно ст. 5 Закона в указанных
учреждениях по желанию граждан (родителей, детей) преподавание вероучения может
осуществляться факультативно, т.е. носить добровольный характер и не
рассматриваться как обязательный предмет для остальных учащихся. Принуждение к
посещению таких занятий недопустимо.

В Законе также четко проводится
разграничение между преподаванием вероучения с соблюдением религиозных обрядов
и получением знаний о религии в историко — культурном, информационном смысле.
Дисциплины религиоведческого и религиозно — философского характера, не
сопровождающиеся совершением религиозных обрядов, могут включаться в программу
государственных учебных и воспитательных учреждений.

Второй принцип, сформулированный
в ч. 2 ст. 14, состоит в провозглашении равноправия религиозных объединений,
создаваемых гражданами. Более широко этот принцип развит в ст. 10 Закона
«О свободе вероисповеданий», указывающей на равноправие религий и
религиозных объединений, которые не пользуются никакими преимуществами и не
могут быть подвергнуты никаким ограничениям по сравнению с другими. Государство
в вопросах свободы вероисповедания и убеждений нейтрально, т.е. не становится
на сторону какой-либо религии или мировоззрения. Светский характер государства
не означает, что оно не взаимодействует с религиозными организациями.
Государство издает законы, обеспечивающие претворение в жизнь свободы
вероисповеданий, и устанавливает ответственность за ее нарушение, оскорбление
религиозных чувств граждан (см. комментарий к ст. 28). Поскольку деятельность
религиозных объединений должна быть законной, они должны иметь устав и быть
зарегистрированы в Министерстве юстиции Российской Федерации. Порядок
образования и регистрации религиозных объединений, их права в
благотворительной, информационной, культурно — просветительной, имущественной,
финансовой деятельности, при международных связях и контактах регулируются ст.
ст. 17 — 28 Закона.

Особой проблемой, нуждающейся в
правовом урегулировании, является положение религиозных объединений,
создаваемых иностранными гражданами и лицами без гражданства. Согласно ст. 4
Закона «О свободе вероисповеданий» такое право признается, однако
правовая регламентация создания, регистрации, деятельности и прекращения
деятельности охватила лишь религиозные объединения, создаваемые гражданами
Российской Федерации (ст. ст. 15 — 32 Закона). Между тем законодательство
должно в соответствии со ст. 14 Конституции урегулировать указанную проблему,
определить границы деятельности религиозных объединений иностранных граждан в
области образования, здравоохранения, культуры, на телерадиовещании. Кроме
того, поскольку в нашей стране в течение ряда десятилетий нарушалась свобода
совести, в том числе подрывались материальные основы традиционных массовых
религий, необходима их защита от религиозной зарубежной экспансии. В этой
области не должно быть места рыночной конкуренции.

Государство реагирует на
возникновение псевдорелигиозных организаций, которые формируют военизированные
группы, манипулируют психикой личности, насильственно удерживают в объединении
своих членов. Таковы называемые тоталитарными сектами «Аум синрике»,
«Белое братство» и др. Относительно подобных организаций государство,
в том числе и Российская Федерация, осуществляет запрет их деятельности
правовыми средствами и в случае необходимости принимает меры государственного
принуждения.

Государство в своей деятельности
учитывает интересы религиозных объединений. В соответствии с распоряжением
Президента Российской Федерации от 24 апреля 1995 г. разработано Положение о Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте
Российской Федерации, утвержденное последним 2 августа 1995 г. <*>

———————————

<*> СЗ РФ. 1995. N 32. Ст.
3294.

В соответствии со ст. 1 Положения
Совет носит консультативный характер и его участники осуществляют свою
деятельность на общественных началах. Положение регулирует взаимодействие
Президента Российской Федерации с членами Совета, представляющими различные
религиозные объединения. Члены Совета принимают участие в разработке
современной концепции взаимоотношений государства с этими объединениями, в
подготовке законодательных актов. Состав Совета, включивший представителей
девяти конфессий, способен обеспечить поставленную в ст. 4 Положения задачу
поддержания межконфессионального диалога, достижения взаимной терпимости и
уважения в отношениях между представителями различных вероисповеданий (см.
также комментарий к ст. 28).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ