Статья 30 :: vuzlib.su

Статья 30 :: vuzlib.su

3
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 30

.

Статья 30

1. Каждый имеет право на
объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих
интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.

2. Никто не может быть принужден
к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем.

Комментарий к статье 30

Предусмотренное этой статьей
право означает беспрепятственную возможность граждан объединяться по интересам
и целям. Оно препятствует узурпации власти государством, одним человеком или
узкой группой лиц.

Согласно Международному пакту о
гражданских и политических правах (ч. 1 ст. 22) и Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод (ст. 11) каждый человек имеет право на
свободу ассоциаций с другими, включая право создавать профсоюзы и вступать в
них для защиты своих интересов. В соответствии со Всеобщей декларацией прав
человека никто не может быть принужден вступать в какую-либо ассоциацию (ч. 2
ст. 20).

Свобода деятельности общественных
объединений, ее гарантирование, как и ограничение, также осуществляются
согласно принципам и нормам международного права.

В ч. 2 ст. 22 Международного
пакта о гражданских и политических правах говорится, что пользование правом на
свободу ассоциации не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые
предусматриваются законом и необходимы в демократическом обществе в интересах
государственной или общественной безопасности, общественного порядка, охраны
здоровья и нравственности населения, для защиты прав и свобод других лиц.
Возможно лишь введение законных ограничений пользования этим правом для лиц,
входящих в состав вооруженных сил и полиции.

Право на объединение базируется
на принципах добровольности, равноправия членов и других участников
объединения, самоуправления, законности, гласности. Важнейшей формой
объединения является политическая партия (см. комментарий к ст. 13).
Общественные объединения свободны в определении своей внутренней структуры,
целей, форм и методов своей деятельности. Деятельность общественных объединений
должна быть гласной, а информация об их учредительных и программных документах
— общедоступной.

Свобода деятельности общественных
объединений во многом определяется их взаимоотношениями с государством, его
органами и должностными лицами. В соответствии с Федеральным законом «Об
общественных объединениях» от 19 мая 1995 г. <*> государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных
объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует
предоставление им налоговых и иных льгот и преимуществ. Государственная
поддержка может выражаться в виде целевого финансирования отдельных общественно
полезных программ; заключения договоров, в том числе на выполнение работ и
предоставление услуг; социального заказа на выполнение государственных программ
неограниченному кругу общественных объединений на конкурсной основе и т.д.
<**>

———————————

<*> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст.
1930.

<**> См.: Закон РФ о
некоммерческих организациях от 12 января 1996 г. // РГ. 1996. 24 янв.

Вмешательство органов
государственной власти и их должностных лиц в деятельность общественных
объединений, равно как и вмешательство общественных объединений в деятельность
органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается, за
исключением случаев, предусмотренных данным Федеральным законом.

Вопросы, затрагивающие интересы
общественных объединений, в предусмотренных Законом случаях решаются органами
государственной власти и органами местного самоуправления с участием
соответствующих общественных объединений или по согласованию с ними.

Это прежде всего государственная
регистрация общественного объединения органами юстиции по месту нахождения постоянно
действующего руководящего органа общественного объединения. Правоспособность
общественного объединения как юридического лица возникает с момента
государственной регистрации, но объединение считается созданным с момента
утверждения устава и формирования руководящих и контрольно — ревизионных
органов на съезде (конференции) или общем собрании общественного объединения.

Наиболее массовыми общественными
объединениями являются профессиональные союзы, в которых состоит большинство
населения страны. Во взаимоотношениях с государственными органами,
хозяйственными организациями, предпринимателями профессиональные союзы
представляют и защищают интересы своих членов в области производства, социально
— экономической, культурной и иных областях. Все профессиональные союзы должны
быть равны перед законом. Специфическая деятельность профессиональных союзов
стимулируется, а особенности, связанные с их созданием, функционированием,
реорганизацией и ликвидацией, регулируются Законом РФ «О профессиональных
союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12 января 1996 г. <*>, иным законодательством о профессиональных союзах, принимаемым в соответствии с
Законом РФ «Об общественных объединениях».

———————————

<*> РГ. 1996. 20 янв.

Право граждан на объединение
включает в себя право создавать на добровольной основе общественное объединение
для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в
общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право
беспрепятственно выходить из общественных объединений.

Граждане имеют право создавать по
своему выбору общественные объединения без предварительного разрешения органов
государственной власти и органов местного самоуправления, а также вступать в
такие общественные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.
Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в
порядке, предусмотренном Законом «Об общественных объединениях», и
приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной
регистрации и приобретения прав юридического лица.

Орган, регистрирующий
общественные объединения, в месячный срок обязан рассмотреть заявление
общественного объединения о его регистрации и принять одно из решений:
зарегистрировать общественное объединение и выдать учредителям свидетельство о
его государственной регистрации либо отказать в государственной регистрации и
выдать учредителям письменный мотивированный отказ, который может быть
обжалован в судебном порядке.

Перечень оснований, по которым может
быть отказано в регистрации общественного объединения, включает обстоятельства,
предусмотренные п. 5 ст. 13 Конституции, другие основания, предусмотренные
Законом об общественных объединениях. Отказ в регистрации по мотивам
нецелесообразности создания общественного объединения не допускается. Отказ в
государственной регистрации либо уклонение от нее могут быть обжалованы в суд.
Кроме того, отказ в регистрации не является препятствием для повторной подачи
документов на государственную регистрацию при условии устранения оснований,
вызвавших отказ. Учреждения юстиции обязаны указать конкретные положения
законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло отказ в
государственной регистрации данного объединения.

Свобода деятельности общественных
объединений заключается также в том, что им гарантируется самостоятельность в
принятии уставов, избрании руководящих органов, составлении программы,
управлении собственностью, распространении информации о своей деятельности и
выступлении с инициативами по различным вопросам общественной жизни. Условия и
порядок приобретения, утраты членства, включая условия выбытия из членов
общественных объединений по возрасту, определяются уставами общественных
объединений.

Требование об указании в
официальных документах на членство или участие в тех или иных общественных
объединениях не допускается. Принадлежность или непринадлежность граждан к
общественным объединениям не может служить основанием для ограничения их прав и
свобод, условием для предоставления им государством каких-либо льгот и
преимуществ, за исключением случаев, предусмотренных законодательством России.

В законодательстве
предусматриваются меры против злоупотреблений правом на объединение.
Общественное объединение может быть ликвидировано лишь по решению суда на
основании заявления прокурора в случаях несоблюдения п. 5 ст. 13 Конституции
Российской Федерации, виновного нарушения прав и свобод граждан, иных
неоднократных или грубых нарушений правовых актов либо систематической
деятельности, противоречащей уставным целям. Государство, его органы,
общественные объединения, в том числе лица, входящие в состав руководящих
органов этих объединений, и граждане несут равную ответственность за соблюдение
законодательства об общественных объединениях.

Статьей 144 УК предусматривается
уголовная ответственность за воспрепятствование законной профессиональной
деятельности журналистов, ст. 239 — за организацию объединения, деятельность
которого сопряжена с причинением вреда здоровью граждан или с иными
посягательствами на личность или права граждан либо с побуждением граждан к
отказу от исполнения гражданских обязанностей.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ