Статья 38 :: vuzlib.su

Статья 38 :: vuzlib.su

78
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 38

.

Статья 38

1. Материнство и детство, семья
находятся под защитой государства.

2. Забота о детях, их воспитание
— равное право и обязанность родителей.

3. Трудоспособные дети, достигшие
18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.

Комментарий к статье 38

Защита государством материнства и
детства, семьи как конституционный принцип была впервые закреплена в 1977 г. Подтверждение государственной политики в данной области в действующей Конституции Российской
Федерации соответствует международно — правовым актам ООН по правам человека и
свидетельствует о том значении, которое придается в современном социальном
обществе семье, женщине — матери, детям.

Защита материнства и детства,
семьи носит комплексный социально — экономический характер и осуществляется
путем принятия разнообразных государственных мер по поощрению материнства,
охране интересов матери и ребенка, укреплению семьи, ее социальной поддержке,
обеспечению семейных прав граждан. И хотя средства и способы такой защиты в
последние годы постоянно расширялись, необходимо их дальнейшее
совершенствование.

Особое место при этом всегда
занимали правовые средства, и прежде всего закон. Конституционный принцип
защиты материнства и детства, семьи находит свое конкретное выражение и
развитие в законодательстве Российской Федерации и субъектов Федерации: об
охране здоровья, о труде и охране труда, по социальному обеспечению, о браке и
семье, а также в ряде норм других отраслей права.

Законодательство об охране
здоровья граждан закрепляет право каждой женщины самой решать вопрос о
материнстве. Оно обеспечивается предоставлением ей возможности:

получить бесплатные консультации
по вопросам планирования семьи, пройти медико — генетические обследования с
целью предупреждения наследственных заболеваний у потомства;

произвести искусственное
прерывание беременности; добровольную медицинскую стерилизацию при достижении
35-летнего возраста или наличии не менее двух детей (независимо от этих условий
— по медицинским показаниям);

произвести искусственное
оплодотворение или имплантацию эмбриона;

воспользоваться в период
беременности, во время и после родов бесплатной специализированной медицинской
помощью;

получить во время беременности и
в связи с рождением ребенка специальные отпуска по беременности и родам, по
уходу за ребенком.

Отпуск по беременности и родам —
70 календарных дней до родов и 70 календарных дней после родов (при осложненных
родах — 86, а при рождении двух и более детей — 110) — предоставляется и
оплачивается женщине полностью (в размере полного заработка) независимо от
числа дней, фактически использованных до родов. Женщине, вставшей на учет в
женской консультации в ранние сроки беременности, одновременно с пособием по
беременности и родам выплачивается дополнительное пособие в размере однократной
минимальной оплаты труда. При рождении ребенка женщина имеет также право на
получение единовременного пособия в размере 15-кратной величины минимальной
оплаты труда.

Отпуск по уходу за ребенком — до
достижения ребенком трехлетнего возраста — предоставляется женщине по ее
заявлению с выплатой государственных пособий (см. комментарий к ст. 39). По
усмотрению семьи такой отпуск может быть использован (полностью или по частям)
не только матерью, но и другими членами семьи.

Законодательством о труде и
охране труда предусматривается также комплекс мер, обеспечивающих особую охрану
трудовых прав женщин и создание им благоприятных условий труда, отвечающих их
физиологическим особенностям. Они включают:

повышенные гарантии в связи с
материнством при приеме на работу и увольнении. Так, запрещено отказывать
женщинам в приеме на работу и снижать им заработную плату по мотивам, связанным
с беременностью и наличием детей. Беременным, женщинам, имеющим ребенка до трех
лет, а одиноким матерям — ребенка до 14 лет (ребенка — инвалида до 16 лет),
причины отказа должны быть сообщены в письменной форме. Отказ может быть
обжалован в суд. Не допускается также увольнение указанных категорий женщин по
инициативе администрации, за исключением случаев полной ликвидации предприятия
и при условии обязательного их трудоустройства. Нарушение данных предписаний
влечет ответственность, вплоть до уголовной (ст. 145 УК);

специальные правила по охране труда
и здоровья женщин: запрещение их труда (выделяя особо женщин детородного
возраста) на тяжелых работах и работах с вредными или опасными условиями труда;
установление предельно допустимых нагрузок при подъеме и перемещении тяжестей
вручную; введение режимов, ограничивающих труд беременных и женщин, имеющих
детей, на работах в ночное время, на сверхурочных работах и работах в выходные
дни, направление их в командировки; рациональное трудоустройство беременных,
высвобождение и перевод их на более легкие работы.

Закон устанавливает
дополнительные гарантии, позволяющие женщинам сочетать труд с материнством:

использование труда женщин,
имеющих детей, на работе с неполным рабочим днем или неполной рабочей неделей
(по желанию женщин, имеющих детей до 14 лет, а детей — инвалидов — до 16 лет,
администрация обязана установить им такой режим работы), по скользящему
(гибкому) графику, на дому;

предоставление одному из
родителей (лицам, их заменяющим) 4 дополнительных оплачиваемых выходных дней в
месяц для ухода за детьми — инвалидами, а также ежегодно двухнедельного отпуска
без сохранения заработной платы женщинам, имеющим двух и более детей до
12-летнего возраста.

Трудовые льготы и гарантии,
предоставляемые женщине в связи с материнством, распространены законом на отцов,
воспитывающих детей без матери, а также на опекунов (попечителей)
несовершеннолетних.

Защита материнства и детства,
семьи обеспечивается также повышением уровня специализированной медицинской
помощи матери и ребенку, развитием системы дошкольных учреждений,
предоставлением льгот и компенсаций многодетным и малообеспеченным семьям,
семьям, воспитывающим детей — инвалидов, приемным семьям, выплатой
государственных пособий гражданам, имеющим детей (см. также комментарий к ст.
39).

Доминирующее положение среди
правовых норм, призванных защитить семью, занимают нормы семейного
законодательства, направленные на ее укрепление, обеспечение равенства прав
женщин и мужчин во всех семейных отношениях, всемерную охрану интересов матери
и ребенка. В настоящее время оно существенно обновлено. 8 декабря 1995 г. Государственной Думой принят новый Семейный кодекс Российской Федерации <*>, который
вступил в силу с 1 марта 1996 г.

———————————

<*> См.: СЗ РФ. 1996. N 1.
Ст. 16.

Кроме того, следует отметить, что
Россия стала широко участвовать в международных договорах гуманитарного
характера, содержащих предписания, обязательные для исполнения на ее
территории. Важнейшим таким договором в области охраны и защиты семьи,
материнства и детства является Конвенция ООН о правах ребенка от 20 ноября 1989 г. <*>, в соответствие с которой приведены нормы нового семейного законодательства.

———————————

<*> См.: Международное
сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. М., 1993. С. 274
— 294.

Каждый ребенок с момента рождения
имеет гарантированное государством право на воспитание и заботу. Это право
обеспечивается в первую очередь предоставлением родителям родительских прав,
которые одновременно являются обязанностями по воспитанию, что закреплено в ч.
2 ст. 38 Конституции. При этом особо подчеркивается равенство прав и
обязанностей обоих родителей, основанное на общем конституционном принципе
равенства прав и свобод мужчины и женщины (ст. 19 Конституции).

Равенство прав и обязанностей
родителей обеспечивается семейным законодательством. Его нормы устанавливают,
что отец и мать имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих
детей. Каждый из них (до достижения детьми совершеннолетия, т.е. до 18 лет) имеет
право и обязан воспитывать своих детей, заботиться об их здоровье, физическом,
психическом и нравственном развитии. Родители обязаны обеспечить получение
детьми основного общего образования. Они являются законными представителями
своих детей и вправе выступать в защиту их прав и интересов в отношениях с
любыми лицами, в том числе в суде, без специальных полномочий.

Расторжение брака родителей или
их раздельное проживание не влияют на объем родительских прав. Отдельно
проживающий родитель не только вправе, но и обязан принимать участие в
воспитании ребенка, другой не вправе ему в этом препятствовать. Все вопросы,
касающиеся воспитания и образования ребенка (в браке и при его расторжении),
решаются отцом и матерью совместно, исходя из интересов детей и с учетом их
мнения. В случае спора они разрешаются органом опеки и попечительства или
судом.

Родительские права не могут
осуществляться в противоречии с интересами детей. Родители, злоупотребляющие
своими правами или осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам
детей, не только не могут рассчитывать на защиту этих прав, но могут быть по
суду в них ограничены или полностью их лишены. Возможно привлечение к уголовной
ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по
воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением с
несовершеннолетним (ст. 156 УК РФ).

При отсутствии родителей, при
лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения
защита прав и интересов несовершеннолетних детей осуществляется органами опеки
и попечительства, которыми в соответствии с законом являются органы местного
самоуправления.

Совершеннолетние трудоспособные
дети, в свою очередь, должны заботиться о своих нетрудоспособных родителях. Эта
конституционная норма отразила уже закрепленные в семейном законодательстве
обязанности взрослых детей по отношению к своих родителям.

Закон обязывает детей заботиться
о своих родителях и оказывать им помощь, а если они нетрудоспособны и нуждаются
— содержать их. При отказе в материальном обеспечении родителей необходимые
средства (алименты) взыскиваются с трудоспособных совершеннолетних детей по
суду, при злостном уклонении от уплаты алиментов они могут быть привлечены к
уголовной ответственности (ст. 157 УК). Размер участия каждого из детей в
содержании родителей определяется судом исходя из материального и семейного
положения родителей и детей и других заслуживающих внимания интересов сторон в
твердой денежной сумме, выплачиваемой помесячно.

В отличие от обязанности
содержать родителей, суд не может принудительно заставить взрослых детей
проявлять к ним внимание. Правовым последствием пренебрежения детей своим
долгом является возможность взыскания с них по суду сверх алиментов
дополнительных денежных сумм, в том числе для оплаты труда лиц, осуществляющих
за ними уход.

Не могут рассчитывать на защиту
закона родители, лишенные родительских прав, а также уклонявшиеся в прошлом от
выполнения родительских обязанностей.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ