Статья 88 :: vuzlib.su

Статья 88 :: vuzlib.su

60
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 88

.

Статья 88

Президент Российской Федерации
при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным
законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее
местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету
Федерации и Государственной Думе.

Комментарий к статье 88

Чрезвычайное положение вводится
Президентом Российской Федерации для скорейшей нормализации обстановки,
восстановления законности и правопорядка, устранения угрозы безопасности
граждан и оказания им необходимой помощи.

Статья 4 Закона «О
чрезвычайном положении» от 17 мая 1991 г. <*> определила, что основаниями введения чрезвычайного положения могут быть:

———————————

<*> ВВС. 1991. N 22. Ст.
773.

а) попытки насильственного
изменения конституционного строя, массовые беспорядки, сопровождающиеся насилием,
межнациональные конфликты, блокада отдельных местностей, угрожающие жизни и
безопасности граждан или нормальной деятельности государственных институтов;

б) стихийные бедствия, эпидемии,
эпизоотии, крупные аварии, ставящие под угрозу жизнь и здоровье населения и
требующие проведения аварийно — спасательных и восстановительных работ.

Комментируемая статья внесла
изменения в существовавший до принятия действующей Конституции порядок введения
на территории Российской Федерации чрезвычайного положения.

Новелла состоит в том, что право
на введение чрезвычайного положения на всей территории Российской Федерации
принадлежит только Президенту Российской Федерации. Прежде это право
принадлежало и другим государственным органам, что создавало опасность дублирования
полномочий по введению чрезвычайного положения.

Кроме того, предусмотрено
правило, что указы Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного
положения должны утверждаться Советом Федерации (п. «в» ч. 1 ст. 102
Конституции).

Процедура утверждения указа о
введении чрезвычайного положения аналогична процедуре утверждения указа о
введении военного положения (см. комментарий к ст. 87 Конституции Российской
Федерации), хотя правовая природа этих указов различна.

Для издания указа о введении
военного положения никаких предварительных обращений в связи с необходимостью
вводить военное положение не нужно. В гипотезе нормы названы юридические факты
(в данном случае это события), служащие основанием для принятия Президентом
указа о введении военного положения.

Между тем в соответствии со ст. 7
Закона «О чрезвычайном положении» до введения чрезвычайного положения
по основаниям, указанным в п. «а» ст. 4 данного Закона, необходимо
обратиться к группам лиц, организациям, учреждениям, являющимся инициаторами или
участниками действий, служащих основанием для введения чрезвычайного положения,
с предупреждением и требованием прекратить противоправные действия в течение
установленного в обращении срока. В случае неподчинения упомянутых лиц,
организаций и учреждений обращенному к ним требованию и продолжения ими
противоправных действий по истечении установленного срока может быть введено
чрезвычайное положение.

В соответствии с международно —
правовыми обязательствами Российской Федерации, вытекающими из Международного
пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст. 4), Президент Российской Федерации в трехдневный срок, как это предписывает ст. 41
Закона «О чрезвычайном положении», принимает меры к оповещению
Генерального секретаря ООН об ограничениях прав и свобод граждан, составляющих
отступления от обязательств по указанному Международному пакту, об объеме этих
отступлений и о причинах такого решения.

В уведомлении сообщается также о
дате предполагаемого прекращения указанных отступлений от обязательств,
предусмотренных Международным пактом о гражданских и политических правах.

Комментируемая статья
предусматривает, что Президент Российской Федерации вправе вводить чрезвычайное
положение в отдельных местностях Российской Федерации в порядке, установленном
федеральным конституционным законом.

На практике возник вопрос о
принципах размежевания полномочий по введению в республиках чрезвычайного
положения между Президентом Российской Федерации и главами республик. Ответ на
этот вопрос дан в Конституции Российской Федерации и конституциях республик,
установивших, что вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий
Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и
субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей
полнотой государственной власти.

Данный вопрос должен быть
предметно разработан в федеральном конституционном законе.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ