Статья 127 :: vuzlib.su

Статья 127 :: vuzlib.su

47
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Статья 127

.

Статья 127

Высший Арбитражный Суд Российской
Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и
иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных
федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и
дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Комментарий к статье 127

Важнейшей гарантией эффективного
осуществления хозяйственной деятельности является защита нарушенных или
оспариваемых гражданских прав арбитражным судом.

Экономическая реформа, развитие
рыночных отношений, отказ от административно — командной системы управления
экономикой создали объективные условия для замены государственного арбитража
системой арбитражных судов. Конституция закрепляет арбитражный суд как орган
правосудия, осуществляющий судебную власть наряду с судами общей юрисдикции. В
отличие от государственного арбитража, арбитражный суд не вмешивается в
деятельность сторон, осуществляя правосудие на основе принципов
состязательности, диспозитивности и гласности.

Систему арбитражных судов
Российской Федерации возглавляет Высший Арбитражный Суд Российской Федерации,
который наряду с Конституционным Судом Российской Федерации и Верховным Судом
Российской Федерации относится к высшим органам судебной системы России.

Система и состав арбитражных
судов, порядок их образования, основные принципы деятельности и функции
отдельных звеньев системы арбитражных судов определены Федеральным
конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации»
от 28 апреля 1995 г. <*> Статус судей арбитражных судов, порядок их
назначения установлены также Законом Российской Федерации «О статусе судей
в Российской Федерации», действующим в редакции Федерального закона от 21
июня 1995 г. <**> Закон «Об арбитражных судах» закрепил
трехзвенную систему, состоящую из Высшего Арбитражного Суда Российской
Федерации; 10 федеральных арбитражных судов округов; арбитражных судов
республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области,
автономных округов (арбитражных судов субъектов Российской Федерации).
Последние — это суды первой инстанции, т.е. принимают по существу первое
решение по делу. В то же время судом первой инстанции является и Высший
Арбитражный Суд, рассматривающий по существу дела, отнесенные к его
компетенции. Арбитражные суды субъектов Российской Федерации одновременно
являются и апелляционной инстанцией. Федеральные арбитражные суды округов — это
суды кассационной инстанции. Надзорной же инстанцией является Высший
Арбитражный Суд Российской Федерации.

———————————

<*> СЗ РФ. 1995. N 18. Ст.
1589.

<**> СЗ РФ. 1995. N 26. Ст.
2399.

Подведомственность и подсудность
дел арбитражным судам, процедура судебного разбирательства и принятия решений,
порядок и основания их обжалования определены АПК.

Основные принципы деятельности
арбитражных судов, сама процедура судебного разбирательства во многом совпадают
с гражданским процессом, применяемым судами общей юрисдикции. Как и суды общей
юрисдикции, арбитражные суды осуществляют судебную власть при разрешении
споров, вытекающих из гражданских, административных и иных правоотношений. В
АПК такие споры названы экономическими.

К компетенции арбитражных судов
отнесены споры с участием юридических лиц (организаций), а также граждан,
осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического
лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя. Эти споры возникают, как
правило, в предпринимательской сфере и тесно связаны с экономикой. Специфика
таких споров, обусловленная субъектным составом участников арбитражного
судопроизводства и характером правоотношений, из которых возникают споры,
порождает потребность в существовании наряду с судами общей юрисдикции
арбитражных судов, определяет особенности арбитражного судопроизводства.

Наряду с экономическими
(имущественными) спорами из гражданских правоотношений, арбитражные суды
разрешают споры в сфере управления, вытекающие из административных правоотношений.
Возможность опротестовать в арбитражный суд неправомерные акты государственных
органов и органов местного самоуправления — важное правомочие предпринимателей;
осуществление же контроля за законностью актов государственных органов и
органов местного самоуправления, признание недействительными незаконных актов,
ущемляющих права и интересы организаций и граждан — предпринимателей, —
проявление судебной власти.

Таким образом, арбитражные суды
рассматривают разные категории споров: экономические (имущественные) споры из
гражданских правоотношений, споры в сфере управления, т.е. вытекающие из
административных и иных правоотношений; дела о несостоятельности (банкротстве)
организаций и граждан — индивидуальных предпринимателей, о защите чести,
достоинства и деловой репутации и др.

К экономическим спорам,
возникающим из гражданских правоотношений, относятся споры о собственности,
споры, возникающие при заключении и исполнении гражданско — правовых договоров,
и др. Среди споров в сфере управления можно назвать споры о признании
недействительными неправомерных актов, связанных с созданием, реорганизацией и
ликвидацией юридических лиц и государственной регистрации граждан —
индивидуальных предпринимателей; иных властных актов, не соответствующих
законодательству и ущемляющих охраняемые законом права и интересы организаций,
а также индивидуальных предпринимателей; споры о возврате незаконно списанных
сумм в виде налогов, административных штрафов и т.д.

В состав Высшего Арбитражного
Суда Российской Федерации входят: Пленум; Президиум; Судебная коллегия по
рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; Судебная
коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных
правоотношений. В каждой коллегии формируются судебные составы, возглавляемые
председателем.

При Высшем Арбитражном Суде
действует Совет председателей арбитражных судов и Научно — консультативный
совет. Совет председателей судов, являясь совещательным органом, рассматривает
важные для всей системы судов вопросы, связанные с их организационной, кадровой
и финансовой деятельностью.

Полномочия Пленума и Президиума
Высшего Арбитражного Суда определены Законом «Об арбитражных судах в
Российской Федерации». Пленум действует в составе Председателя Высшего
Арбитражного Суда, его заместителей и судей этого Суда. Президиум состоит из
Председателя Суда, его заместителей и председателей судебных составов.

Пленум наделен большими
полномочиями. Он утверждает членов судебных составов, место пребывания
федеральных арбитражных судов округов, регламент арбитражных судов, а также
решает другие важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов. Однако главное
значение имеют полномочия Пленума, связанные с рассмотрением материалов
изучения и обобщения практики применения законов и иных правовых актов,
представляемых арбитражными судами, с подготовкой и дачей разъяснений по
вопросам судебной практики.

Основные полномочия Президиума
Высшего Арбитражного Суда — рассмотрение конкретных дел в порядке надзора по
протестам на решения, вступившие в законную силу, если они уже были обжалованы
в апелляционном и (или) кассационном порядке.

Президиум рассматривает также
отдельные вопросы судебно — арбитражной практики и о результатах рассмотрения
информирует арбитражные суды Российской Федерации.

В соответствии с Конституцией
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом.
Отсюда вытекает, что одним из его важнейших правомочий является дача
разъяснений по вопросам судебной практики. Разъяснения Высшего Арбитражного
Суда, даваемые в порядке судебного толкования по вопросам применения
законодательства, закрепляют условия применения законодательных и иных правовых
актов и способствуют уяснению их смысла. Такие разъяснения принимаются Пленумом
Высшего Арбитражного Суда и обязательны для всей системы арбитражных судов в
Российской Федерации. Обязательность разъяснений в виде постановлений Пленума
призвана обеспечить единство правоприменительной судебно — арбитражной практики
всех арбитражных судов Российской Федерации.

Другим средством обеспечения
единства судебно — арбитражной практики является судебный надзор за
деятельностью арбитражных судов, осуществляемый Высшим Арбитражным Судом
Российской Федерации как надзорной инстанцией. Дела в порядке надзора по
протестам на вступившие в законную силу судебные акты всех арбитражных судов в
Российской Федерации рассматривает Президиум Высшего Арбитражного Суда.
Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда по отдельным делам также
оказывают влияние на судебно — арбитражную практику в силу авторитета судебных
актов высшего арбитражного органа, принимающего постановления в порядке
надзора.

Хотя Высший Арбитражный Суд и
рассматривает наиболее важные споры как суд первой инстанции, основной его
функцией является обобщение и направление судебно — арбитражной практики,
обеспечение ее единообразия путем дачи обязательных разъяснений и осуществления
надзора за судебной деятельностью в процессуальных формах.

Закрепленное в ст. 127
Конституции требование осуществлять судебный надзор в процессуальных формах
исключает возможность вмешательства Высшего Арбитражного Суда в деятельность
арбитражных судов в иных формах.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ