§ 1. Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных...

§ 1. Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук :: vuzlib.su

75
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 1. Роль и место теории государства и права в системе гуманитарных наук

.

§ 1. Роль и место теории
государства и права в системе гуманитарных наук

Единство и целостность
материального и духовного мира обусловливают единство всех наук. Особо тесная
взаимосвязь существует между гуманитарными (общественными) науками.
Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения,
созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и
общественное сознание. В центре гуманитарных наук находятся человек, его
достоинство, права и свободы.

Коренной вопрос общественной
жизни — вопрос о государстве и праве, их роли и месте в жизни общества. Этот
вопрос не может быть монополией какой-то одной науки. Все гуманитарные науки в
той или иной мере затрагивают его, отсюда тесное взаимодействие теории
государства и права с философией, экономической теорией, социологией, политологией и др. Она опирается на их передовые
достижения, занимает в системе гуманитарного знания место, определяемое
значением государства и права в жизнедеятельности общества.

Теория государства и права и
философия. Философия — наука о всеобщих закономерностях природы, общества и
мышления, система знаний об общих принципах бытия и сознания, об отношении
человека к окружающему миру. Теория государства и права имеет с этой наукой,
пожалуй, самые глубокие и прочные связи. Творческое использование вершинных
достижений фи» лософского знания во многом обусловливает
общенаучный уровень учения о государстве и праве, которое в свою очередь
вооружает философию богатым материалом, позволяющим формулировать общие
принципы развития свободы и социального прогресса. • Обращение к передовым
достижениям философии при изучении проблем государства и права позволяет
исследователям избегать мировоззренческих ошибок, способствует правильной
постановке новых проблем и более осознанному решению «вечных» вопросов
государства и права.

Зависимость между философскими
основами мировоззрения и государственно-правовыми теориями просматривается на
протяжении всей их истории. Именно философское мировоззрение того или иного
мыслителя может быть использовано и для прогрессивного, и для реакционного
влияния на формирование в обществе взглядов на государство и право. Так,
идеалистическая философская система Гегеля в условиях Прусской монархии
способствовала распространению антидемократических взглядов на государство,
слепому ему повиновению. В то же время диалектика Гегеля стала объективным
источником прогрессивных научных представлений о государстве и праве. Правда,
не всегда идеализм в философии порождает реакционное истолкование
государственно-правовых явлений, точно так же диалектическое их истолкование не
ведет автоматически к прогрессивным политическим взглядам.

Философское мировоззрение
помогает более глубокому усвоению теории государства и права как учебной
дисциплины. Диалектическое миропонимание открывает путь к осознанию внутренней
противоречивости государства и права, их многостороннего воздействия на
общественные процессы.

Теория государства и права и
экономические науки. Экономические науки изучают
способы производства материальных благ, формы собственности, хозяйственную
жизнь человека и общества, существующие в нем распределительные отношения и т. п., раскрывают влияние экономического базиса на
социальные и политические институты.

Наука о государстве и праве
исходит из следующего тезиса: объективная экономическая обусловленность
государственно-правовых явлений выражается прежде всего в том, что каждый
способ производства функционирует тем успешнее, чем больше простора ему дают
государственно-правовые механизмы. Словом, экономические отношения любого
уровня развития требуют для себя наиболее адекватных государственных и правовых
институтов. В этом смысле можно говорить об экономической заданности государственных учреждений и правовых норм,
где непосредственно смыкаются экономические и правовые проблемы. Государство и
право, возникая в ответ на экономические потребности, сами выступают важнейшим
фактором эффективного функционирования и даже формирования соответствующих
общественных отношений.

Государство и право сопряжены с
экономическими отношениями непосредственнее, теснее, чем другие части
общественной надстройки. Именно в них находят концентрированное выражение
социально-экономические потребности и интересы. В нашей стране проблемы
соотношения экономики и государственно-правового управления (регулирования)
приобрели в последние годы особую остроту и актуальность. Надежды на автоматическое
(после возникновения стихийного рынка) оздоровление экономики не оправдались и
не могли оправдаться. Стихийное развитие экономических процессов ведет к
расстройству и упадку всей системы материального производства. Мировой опыт
доказывает, что политическая власть может причинить экономическому развитию
величайший вред, подорвать и попусту разбазарить экономический потенциал
страны. Результаты такого пагубного воздействия государственной власти на нашу
экономику стали очевидным и безрадостным фактом. В этом немалая вина
экономической, а отчасти и юридической науки.

Теория государства и права и
социология. Социология — одна из гуманитарных наук, занимающаяся проблемами
управления социальной жизнью и функционирования социальных систем. Поэтому она связана
с управлением, осуществляемым посредством государства
и права. Социология изучает также закономерности социального поведения людей,
его мотивацию.

Опираясь на достижения
социологии, на конкретные социологические исследования, наука о государстве и праве
может успешно решать проблемы повышения социальной эффективности норм права,
способов и гарантий совершенствования государственного аппарата.

Теория государства и права и политология. Главное назначение политологии — изучение политики, политических институтов,
систем и процессов. Государство и право неотделимы от политики и политической
жизни общества. Причем государство, его деятельность отнюдь не частный случай
политики, не один из отдельных, рядовых участников политической жизни. С
государственной властью, с ее содержанием и формами, методами деятельности
напрямую связана политическая жизнь в целом. Политика, по мысли древних
греков,— это искусство управления государством.

Политическая (государственная)
власть представляет собой венец политики, служит основой порядка в обществе. С
политической властью прямо или косвенно сопряжены все политические партии и
другие политические институты, следовательно, все они активно взаимодействуют с
государством и правом.

Теория государства и права и
социальная психология. Теория государства и права, исследующая специфические
формы и методы воздействия на поведение людей, не может не интересоваться
социально-психологическими особенностями общественной жизни. Более того,
изучение формирования всех видов и уровней правосознания, правотворчества, содержания права, эффективности его
воздействия на сознание, волю и поведение людей невозможно без учета достижений
социальной психологии.

Социальная психология призвана
помочь науке о государстве и праве устанавливать наиболее типичные последствия
деятельности государственных и правовых институтов. Страх перед разгулом
преступности, обществеиная
апатия, шовинистические страсти, всеобщие неуверенность, подозрительность,
истерия, пассивность, с одной стороны, и общественная безопасность,
деловитость, уверенность в завтрашнем дне, организованность и высокая
дисциплина — два полюса состояний общественной психологии, которые не только
по-разному влияют на формы, функции государства, уровень развития и
эффективность права и правового регулирования, но и в значительной мере
являются результатами их функционирования.

Почти все основные категории
государства и права (власть, авторитет, субъективные права и обязанности,
подчинение, дисциплина, законность, бюрократизм, коррупция и др.) не могут быть
по-настоящему глубоко раскрыты без выявления их социально-психологической
стороны.

Сегодня важно использовать данные
психологической науки о такой закономерности человеческого поведения, как
апперцепция (восприятие), которая выражает зависимость сознания и поведения
людей от их опыта, от ранее усвоенных знаний, взглядов. Механизм апперцепции
обеспечивает и передачу прогрессивных традиций и навыков, и консерватизм,
косность, инертность в массовом поведении. Отсюда задача правотворчества— создавать
нормы, которые способствовали бы прогрессивному и препятствовали бы
отрицательному действию данного психологического механизма.

То же самое можно сказать о
психологических законах массового уподобления, подражания, обособления,
противопоставления «себя», «своих» «другим», «чужим». Названные психологические
процессы могут усиливаться или ослабевать в зависимости от того, насколько им
способствуют или препятствуют государство и право.

Обогащение государствоведения и правоведения новейшими
достижениями всех гуманитарных наук поможет им раскрыть природу, сущность и
закономерности движения своего предмета, избрать верные, гуманистически
направленные познавательные ориентиры, больше приблизиться к потребностям
практики.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ