§ 3. Форма государственного устройства :: vuzlib.su

§ 3. Форма государственного устройства :: vuzlib.su

70
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 3. Форма государственного устройства

.

§ 3. Форма государственного
устройства

История существования государства
свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от
друга внутренним строением (структурой), т. е. способом
территориального деления (административно-территориальные единицы, автономные
политические образования, государственные образования, обладающие
суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти
(централизованные, децентрализованные, организованные по принципу
демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой
понимается территориальная организация государственной власти, соотношение
государства как целого с его составными частями.

При всем многообразии форм
государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и
федеративная. Третья форма государственного устройства — конфедерация, но она
встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.

Унитарное государство — это
целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы
которого (области, провинции, округа и т. д.) не
имеют статуса государственных образований, не
обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы
государства, единое гражданство, единая конституция, что создает
организационноправовые предпосылки для высокой степени влияния центральной
государственной власти на всей территории страны. Органы административно-территориальных
единиц находятся либо в полном подчинении центра, либо в двойном подчинении —
центра и местных представительных органов.

Большинство всех существовавших и
ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство
хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надежно обеспечивает
государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный
(Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия
и др.) состав населения.

Федеративное государство
(федерация) •— сложное союзное государство, части которого (республики, штаты,
земли, кантоны и п.
д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими
суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.

В строго научном смысле
федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции.
Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные
государства. «При этом федеральные конституции устанавливают, в чем именно
политически срастающиеся малые государства сохраняют свою
«самостоятельность» и в чем они ее утратят»

Входящие в состав федерации
государственные образования и государства
называются ее субъектами. Они могут иметь свои конституции, свое гражданство,
собственные высшие государственные органы — законодательные, исполнительные,
судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов — федерации в целом и
ее субъектов — вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы
ведения).

Способы размежевания компетенции,
применяемые в различных федерациях, многообразны, однако наиболее
распространенными являются два. В США, Канаде, Бразилии, Мексике и других
странах конституции устанавливают сферы, подпадающие под исключительную
компетенцию федерации и исключительную компетенцию ее субъектов. В ФРГ, Индии и
иных государствах конституции, кроме того, предусматривают сферу действия
совместной компетенции федерации и ее субъектов.

В литературе нередко отмечается,
что федерация бывшего Советского Союза носила искусственный характер, что
фактически СССР был унитарным государством. Некоторые основания для таких утверяеде-ний есть: в Союзе, особенно в период
расцвета тоталитаризма, степень централизации государственной власти была очень
высока. Тем не менее СССР обладал всеми признаками союзного (федеративного) государства.

Конфедерация — это союз
суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных,
экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность
государств — членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых
они объединились. Значит, конфедерация не обладает суверенитетом.

Исторический опыт показывает, что
конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо
распадаются, либо преобразуются в федерации. Например, штаты Северной Америки с
1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами
борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути
создания федеративного государства — США. А созданная в 1952 г. конфедерация Египта и Сирии (Объединенная Арабская Республика) распалась.

Мы считаем, что у данной формы
все же есть будущее: в конфедерацию могут объединиться бывшие республики СССР,
Югославии, Северная и Южная Корея.

В последние десятилетия появилась
особая форма ассоциированного государственного объединения. Примером тому
является Европейское Сообщество, уже вполне доказавшее свою жизнеспособность. Дредставля-ется, что процесс современной европейской
интеграции может привести от содружества к конфедеративному государственному
устройству, а от него—и к федеративному всеевропейскому
государству.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ