4.3. Принципы правового статуса человека и гражданина :: vuzlib.su

4.3. Принципы правового статуса человека и гражданина :: vuzlib.su

7
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


4.3. Принципы правового статуса человека и гражданина

.

4.3. Принципы правового статуса
человека и гражданина

Принципы правового статуса человека
и гражданина — это основополагающие начала, руководящие идеи, провозглашаемые и
охраняемые государством, положенные в основу осуществления прав, свобод и
обязанностей человека и гражданина.

В Конституции РФ получили
закрепление следующие принципы правового статуса человека и гражданина:

1. Центральное место занимает
принцип равноправия (ст. 19). Равноправие означает, что каждому члену общества
государство гарантирует равные с другими его членами права и свободы, требует
от него выполнения равных обязанностей и обеспечивает ему возможность
осуществления прав, свобод и обязанностей на равных с другими основаниях.

Принцип равноправия включает в себя
следующие положения:

1) правовой статус человека и
правовой статус гражданина с точки зрения равноправия. Суть этого положения
сводится к тому, что как член гражданского общества каждый человек равноправен
со всеми другими, но как член политически организованного общества (как
гражданин своего государства) он равноправен только лишь с теми, кто, как и он,
принадлежит к данному государству;

2) равенство конституционных прав и
свобод человека и гражданина независимо от их фактических различий (пола, расы,
национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения и
т. д.). Принципу равенства противоречит дискриминация в пользовании правами и
свободами, в наложении обязанностей по каким-либо основаниям, зависящим от
естественных особенностей личности и ее правового статуса;

3) равноправие мужчины и женщины.
Необходимость сформулировать указанное положение в виде отдельной правовой
нормы в Конституции РФ (ч. 3 ст. 19) обусловлена требованиями Конвенции ООН от
18 декабря 1979 г. «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»,
ратифицированной СССР в 1980 году;

4) равенство всех перед законом и
судом. Равенство всех перед законом -необходимое, но не достаточное условие
равноправия. Если закон устанавливает привилегии или произвольно ограничивает
права отдельных категорий лиц, то равенство всех перед таким законом означает
неравноправие.

Законодательство Российской
Федерации допускает в отдельных случаях неравенство перед законом. Например,
Федеральный закон «О статусе судей» запрещает судьям принадлежать к каким-либо
политическим общественным объединениям. Данный запрет обусловлен соблюдением
принципа независимости судей и подчинения их только закону.

Положение о равенстве всех перед
судом означает:

 — наличие единой для всех судебной
системы, обеспечивающей каждому человеку независимо от происхождения,
имущественного, должностного положения и других обстоятельств справедливое и
гласное разбирательство дела компетентным и независимым судом;

— справедливое разбирательство его
дела независимым и беспристрастным судом;

— равное для всех применение норм
материального права в процессе разрешения спора;

процессуальное равенство сторон в
судебном заседании;

     5) равноправие в социальном
государстве. Российская Федерация, провозглашая себя социальным государством,
устанавливает для отдельных категорий лиц, чьи социальные возможности
ограничены (дети, пенсионеры, инвалиды, участники войны и др.), дополнительные
права и льготы. Предоставление указанных прав и льгот не может рассматриваться
как нарушение принципа равноправия, поскольку является выражением идеи
социальной справедливости.

2. Непосредственное  действие прав и
свобод. Данный принцип получил впервые свое закрепление в ст. 18 Конституции
РФ, которая гласит: «Права и свободы человека и гражданина являются
непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение
законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного
самоуправления и обеспечиваются правосудием».

   Принцип непосредственного
действия конституционных прав и свобод   тесно связан с общим принципом высшей
юридической силы и прямого   действия Конституции РФ (ст. 15), что означает
возможность человека и гражданина осуществлять конституционные права и свободы,
защищать их в  случае нарушения всеми законными способами, руководствуясь
непосредственно   конституционными нормами.

   3. Неотчуждаемость основных прав
и свобод как принцип правового статуса человека сформулирован в ч. 2 ст. 17
Конституции РФ, где говорится:  «Основные права и свободы человека неотчуждаемы
и принадлежат каждому от  рождения». Тем самым Конституция РФ впервые признает
естественную природу прав и свобод человека, подтверждая, что эти права не
дарованы государством личности и не могут быть им отобраны. Обязанность
государства заключается всего лишь в признании этих прав и в создании условий
для их беспрепятственной реализации.

 4. Недопустимость произвольного
ограничения прав и свобод. В общем вире принцип недопустимости произвольного
ограничения прав и свобод содержится  в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ, запрещающей
издание в Российской Федерации законов, отменяющих или умаляющих права и
свободы человека и гражданина. Это положение дополняется нормой Конституции РФ
о том, что любые нормативно-правовые акты  затрагивающие права, свободы и
обязанности  человека и гражданина, не могут применяться, если они не
опубликованы официально для всеобщего обозрения (ч. 3 ст. 15). Кроме того, на
недопустимость произвольного ограничения прав и свобод направлены нормы
Конституции РФ о невозможности пересмотра положений гл. 2 «Права и свободы
человека и гражданина» Федеральным Собранием РФ (ст. 135).

Вместе с тем Конституция РФ содержит
положения о законных ограничениях  прав и свобод человека и гражданина в строго
определенных случаях: в целях защиты основ конституционного строя,
нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства. Ограничения прав и свобод могут устанавливаться
только федеральным законом.

5. Осуществление человеком своих
прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц (ч. 3 ст. 17
Конституции РФ). Ни одно общество не может предоставить своим членам абсолютной
свободы, поскольку это сделает невозможным их совместное общежитие. Поэтому
система прав и свобод человека и гражданина объективно формируется таким
образом, чтобы обеспечить законные интересы всех людей и предотвратить
возможные нарушения их прав и свобод в результате злоупотреблений ими со
стороны других лиц.

6. Гарантированность прав и свобод
означает обязанность государства обеспечить человеку и гражданину (путем
создания соответствующих экономических, политических, правовых условий)
реальную возможность пользоваться предоставленными ему Конституцией правами и
свободами. В общем виде данный принцип сформулирован в ст. 2 Конституции РФ,
где говорится, что «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и
гражданина — обязанность государства».

7. Приоритет норм международного
права в области прав и свобод человека и гражданина. Данный принцип правового
статуса вытекает из общей конституционной нормы о том, что общепризнанные
принципы и нормы международного права и международные договоры Российской
Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным
договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены
законом, то применяются правила международного договора (ч. 4 ст. 15). Более
того, применительно к правам и свободам положения ч. 4 ст. 15 дополнительно
конкретизируются нормами ч. 1 ст. 17, где говорится о признании и
гарантированности прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

В области прав человека сложилась и
действует система международных соглашений, устанавливающих общечеловеческие
стандарты прав и свобод, механизмы контроля за их соблюдением.

Важнейшими из них являются Всеобщая
декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г,..  Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах,
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 16
декабря 1966 г., Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
от 4 ноября 1950 г. *

* В феврале 1996 г. Россия вступила в Совет Европы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ