Тема 1. Общие положения трудового права Вопросы :: vuzlib.su

Тема 1. Общие положения трудового права Вопросы :: vuzlib.su

9
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Тема 1. Общие положения трудового права Вопросы

.

Тема 1. Общие положения трудового права Вопросы

Понятие трудового права и его предмет.

Источники трудового права.

Конституция Украины и трудовые права граждан.

Характеристика трудового правоотношения.

1. Трудовое право является самостоятельной отраслью права,
которая отличается от других отраслей права своим специфическим предметом и
методом правового регулирования. Оно регулирует труд, без которого общество не
может существовать.

Однако трудовое право регулирует не все отношения, связанные
с трудом, а только определенный их круг.

1. Общественные трудовые отношения, возникающие в связи с
применением труда граждан.

Трудовым отношением является отношение работника с
работодателем по использованию его способности к труду. Трудовое право
регулирует  порядок возникновения, изменения и прекращения трудовых отношений
работников, рабочее время и время отдыха, вопросы нормирования и оплаты труда,
основы внутреннего трудового распорядка предприятий, учреждений и организаций,
поощрения и дисциплинарную ответственность работников и т.п. Эти трудовые
отношения составляют основную, однако, не единственную группу отношений,
которые регулируются трудовым правом.

2. Трудовое право регулирует и другие отношения, которые
непосредственно связаны с трудом, с общественными трудовыми отношениями и
являются производными от них. К ним относятся:

а) отношения по трудоустройству, которые предшествуют
трудовым отношениям (они регулируются Законом Украины «О занятости населения»);

б) коллективные правовые отношения, которые вытекают из
трудовых отношений; трудовое право регулирует порядок заключения, содержание
коллективных договоров и соглашений, которые заключаются  в целях регулирования
производственных, трудовых, социально-экономических отношений и согласования
интересов трудящихся, собственников и уполномоченных ими органов; регулирует
также ответственность за нарушение этих договоров и соглашений;

в) отношения по материальной ответственности участников
трудового отношения за причиненный ущерб;

г) отношения по разрешению трудовых споров (индивидуальных и
коллективных);

д) отношения по надзору и контролю за охраной труда и за
соблюдением трудового законодательства.

Ранее в предмет трудового права также входили:

1) отношения социального страхования, вытекающие из
трудовых правоотношений, т.е. вопросы материального обеспечения в случае временной
нетрудоспособности работников;

2) пенсионные отношения, которые приходят на смену трудовым
отношениям. Однако в настоящее время эти отношения являются предметом
самостоятельных отраслей права.

С учетом изложенного, предметом трудового права является
комплекс общественных отношений по труду, главными из которых являются трудовые
отношения работников и работодателей.

Для выделения отрасли права в самостоятельную отрасль важное
значение имеет метод правового регулирования, т.е. способ воздействия на общественные
отношения. В трудовом праве применяются следующие методы правового
регулирования труда:

1) разрешение (например, сторонам разрешается по своему
усмотрению устанавливать срок трудового договора, предусматривать неполную
продолжительность рабочего времени и т.п.);

2) императивный метод:

а) приказ; он содержит в себе предписания, которые являются
обязательными для обеих сторон трудовых правоотношений (например, вопросы
охраны труда, в т.ч. женщин и несовершеннолетних, ограничение сверхурочных работ
и т.п.);

б) запрещение (запрещение применения труда
несовершеннолетних на тяжелых работах и работах с вредными или опасными
условиями труда, а также на подземных работах; запрет привлекать
несовершеннолетних к ночным, сверхурочным работам и т.п.).

3) рекомендация; законодательные акты содержат  рекомендации
сторонам самим урегулировать определенные отношения, однако эти рекомендации не
являются обязательными для них.

Кроме того, методы правового регулирования подразделяются
на:

государственно-нормативный (регулирование отношений
государственными нормативными актами);

коллективно-договорный (локальный), т.е. регулирование
отношений по соглашению сторон. Такое регулирование может осуществляться
коллективным договором, заключаемым между собственником (или уполномоченным им
органом) и профсоюзным или другим органом, уполномоченным на это трудовым
коллективом, правилами внутреннего трудового распорядка, положениями о
премировании и т.п.

Субъектами трудового права (т.е. участниками общественных
отношений, регулируемых трудовым правом) являются: граждане (работники),
собственники или уполномоченные ими органы, предприятия, учреждения и
организации (работодатели), трудовые коллективы, профсоюзные органы, а также
государственные органы, осуществляющие контроль и надзор за соблюдением
законодательства о труде.

Трудовое право имеет определенную систему, структуру, т.е.
его нормы объединяются в определенные группы:

1) общая часть трудового права; к ней относятся нормы,
которые являются общими для всех трудовых отношений и определяют принципы
правового регулирования, источники, субъекты трудового права, правовое
положение профсоюзов и трудовых коллективов, порядок подготовки и заключения
коллективного договора и т.п.;

2) особенная часть включает нормы, регулирующие определенные
вопросы, входящие в предмет трудового права: порядок возникновения, изменения и
прекращения трудовых отношений, оплату труда, рабочее время и время отдыха,
внутренний трудовой распорядок, дисциплинарную и материальную ответственность
работников, охрану труда, порядок рассмотрения индивидуальных и коллективных
трудовых споров и т.п.

2. Источники права — это конкретные формы правовых
предписаний, способ выражения норм права.

К источникам трудового права относятся различные
нормативно-правовые акты.

1. Конституция Украины. Она имеет наивысшую юридическую
силу, поэтому другие законы и нормативные акты не должны противоречить ей.

2. Другие законы Украины, Постановления Верховной Рады
Украины (например, Кодекс законов о труде, Законы «О занятости населения», «О
коллективных договорах и соглашениях», «Об оплате труда», «Об охране труда»,
«Об отпусках» и др.).

3. Подзаконные акты:

а) указы и распоряжения Президента Украины (например, Указы
от 12 мая 1996 г. «О неотложных мерах по обеспечению своевременной выплаты
заработной платы, пенсий, стипендий и других социальных выплат», от  28 августа
1993 г. «О служебных командировках за границу должностных лиц органов
государственной исполнительной власти», от 9 января 1996 г. «О дополнительных мерах по материальному и моральному поощрению работников угольной
промышленности» и др.);

б) постановления и распоряжения Кабинета Министров Украины
(например, Постановления от 19 марта 1993 г. «О применении контрактной формы трудового договора с руководителем предприятия, являющегося  общегосударственной
собственностью», от 3 апреля 1993 г. «О работе по совместительству работников
государственных предприятий, учреждений и организаций» и т.п.);

в) инструкции, положения, приказы министерств и ведомств
(например, «Положение об условиях работы по совместительству работников
государственных предприятий, учреждений и организаций», утвержденное приказом
Министерства труда, Министерства юстиции и Министерства финансов Украины от 28
июня 1993 г.; «Инструкция о порядке организации и проведения оплачиваемых
общественных работ», утвержденная  приказом Министерства труда Украины от 31
августа 1993 г., «Рекомендации о нормировании труда в отраслях народного
хозяйства», утвержденное Постановлением Министерства труда Украины от 19 мая 1995 г. и т.п.);  

г) приказы и распоряжения нормативного характера глав
местной государственной администрации, решения органов местного самоуправления.

4. Социально-партнерские соглашения на государственном,
отраслевом и региональном уровнях.

5. Локальные (местные) правовые акты являются специфическим
источником трудового права. Они принимаются непосредственно на предприятиях, в
учреждениях и организациях по согласованию между собственником (или
уполномоченным им органом) и трудовым коллективом или профсоюзным комитетом.
Локальное нормотворчество осуществляется по вопросам, определенным законом, и
конкретизирует общие нормы с учетом специфики конкретного предприятия. При этом
локальные нормы не могут ухудшать положение работающих по сравнению с
действующим законодательством о труде или противоречить этому законодательству.
К локальным актам относятся коллективный договор, правила внутреннего трудового
распорядка, положения о структурных подразделениях предприятий, положения о
премировании, инструкции по охране труда и т.п.

6. В соответствии с Конституцией Украины, действующие
международные договоры, согласие на обязательность которых дано Верховной
Радой, являются частью национального законодательства Украины. В связи с этим
одним из источников трудового права являются нормы международного права:
международные договоры, соглашения, конвенции, ратифицированные Украиной
(например, Конвенции Международной Организации Труда, «Соглашение о
сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защиты
работников-мигрантов», заключенное в 1994 г. странами СНГ, «Соглашение между Правительством Украины и Правительством Российской Федерации о трудовой
деятельности и социальной защите  граждан Украины и России, работающих за
пределами границ своих стран» от 14 января 1993 г. и т.п.). Если международным договором или международным соглашением, ратифицированным
Украиной, установлены иные правила по сравнению с законодательством Украины, то
должны применяться правила международного договора или соглашения.

3. Конституция Украины провозгласила, что человек, его
жизнь, здоровье и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью, а
права человека и их гарантии определяют содержание и направленность
деятельности государства. Утверждение и обеспечение прав человека является главной
обязанностью государства (ст. 3).

Конституция Украины закрепляет принцип равенства трудовых
прав граждан независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных
убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного
положения, места жительства, по языковым или иным признакам. В Конституции
закреплено равенство прав женщин и мужчин, которое, в частности,
обеспечивается: предоставлением женщинам равных с мужчинами возможностей в
получении образования и профессиональной подготовки, в труде и вознаграждении
за него; специальными мерами по охране труда и здоровья женщин, установлением
пенсионных льгот; созданием условий, дающих женщинам возможность сочетать
работу с материнством; правовой защитой, материальной и моральной поддержкой
материнства и детства, включая предоставление оплачиваемых отпусков и иных
льгот беременным женщинам и матерям (ст. 24).

Конституция (ст.ст.36, 42-46) закрепляет следующие основные
трудовые права и свободы граждан:

право на труд и свобода труда — это означает возможность
зарабатывать себе на жизнь трудом, который гражданин свободно избирает или на
который свободно соглашается; в то же время запрещено использование
принудительного труда;

право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную
законом;

право на заработную плату не ниже той, которая определена
законом, и право на своевременное получение вознаграждения за труд;

право на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда;

право на отдых;

право работающих на забастовку для защиты своих экономических
и социальных интересов;

право на социальную защиту, включающее  право на обеспечение
граждан в случае полной, частичной или временной потери трудоспособности,
потери кормильца, безработицы по независящим от них обстоятельствам, а также в
старости и в иных случаях, предусмотренных законом;

право граждан на объединение в профессиональные союзы и
участие в них с целью защиты своих трудовых и социально-экономических прав и
интересов; профсоюзы создаются без предварительного разрешения на основе
свободного выбора их членов.

Эти конституционные положения находят свое дальнейшее
развитие и конкретизацию в нормах трудового права.

Конституция не только закрепила указанные права граждан, но
и установила  порядок их защиты, в том числе судебный (ст. 55).

В Конституции определено, что права и свободы человека и
гражданина, гарантии этих прав и свобод, основы социальной защиты, формы и виды
пенсионного обеспечения, основы регулирования труда и занятости определяются
исключительно законами Украины. А Кабинет Министров Украины принимает меры по
обеспечению этих прав и свобод, обеспечивает проведение политики в сферах труда
и занятости населения, социальной защиты и т.п.

4. Содержание отношений, возникающих из наемного труда,
определяют сами участники этих отношений. Однако это содержание регулируется и
направляется правовыми нормами, которые придают отношениям правовую форму.
Фактические общественные отношения, урегулированные нормами трудового права,
становятся трудовыми правоотношениями. Они возникают с момента, когда
трудящийся заключил с собственником или уполномоченным им лицом трудовой
договор и приступил к выполнению своей трудовой функции.

Трудовые правоотношения — это двухсторонние отношения
работника и работодателя (собственника или создаваемого им предприятия,
учреждения и организации) по выполнению за вознаграждение работы по
обусловленной специальности, квалификации или должности. Эти правоотношения
являются формой закрепления субъективных трудовых прав и обязанностей: работник
обязуется выполнять  определенную трудовым соглашением работу с подчинением
внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуется выплачивать
работнику заработную плату и обеспечивать условия труда, необходимые для
выполнения работы, предусмотренные законодательством о труде, коллективным
договором и соглашением сторон.

Трудовое правоотношение состоит из трех элементов:
субъектов, объекта и содержания.

Субъектами правоотношений являются работники (граждане,
иностранцы) и работодатели (предприятия, учреждения, организации, собственники
создаваемых юридических лиц, физические лица, предоставляющие работу).

Субъектами трудовых правоотношений являются граждане,
которые обладают трудовой правосубъектностью, т.е. трудовой правоспособностью и
дееспособностью. 

Трудовая правоспособность — это признанная государством
способность граждан иметь трудовые права и обязанности; она является равной для
всех и определяется только личной способностью к труду. Трудовая
правоспособность, как правило, возникает с достижением 16-летнего возраста. В
качестве исключения с согласия родителей на работу могут приниматься лица,
достигшие 15 лет. А в свободное от учебы время с согласия родителей допускается
прием на работу учеников общеобразовательных школ, профессиональных
учебно-воспитательных заведений, достигших 14 лет. Законом предусмотрена
возможность ограничения трудовой правоспособности; например, за совершение
определенных видов преступлений по приговору суда  лицо может быть лишено права
занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (на
срок от 2 до 5 лет). Однако полное лишение права трудиться не допускается.

Трудовая дееспособность — это способность гражданина и
юридического лица своими действиями осуществлять трудовые права и обязанности.
Трудовая дееспособность наступает с того же возраста, что и правоспособность.
Ограничение и лишение дееспособности допускается только в судебном порядке.

Объектом трудовых правоотношений являются отношения
работника с работодателем по использованию его труда.

Содержанием трудовых правоотношений являются конкретные
субъективные права и юридические обязанности каждой из сторон, которые
определены трудовым законодательством и взаимным соглашением сторон.

Основаниями  возникновения трудовых правоотношений являются
юридические факты, т.е. такие обстоятельства, с которыми закон связывает
правовые последствия (возникновение, изменение и прекращение субъективных прав
и юридических обязанностей). Юридическими фактами в трудовом праве выступают:
трудовой договор (он является главным основанием возникновения трудовых
правоотношений), выборы на должность, административные акты назначения на
должность, административные акты распределения на работу молодых рабочих и
молодых специалистов после окончания некоторых видов учебных заведений и т.п.
(в трех последних случаях указанные акты принимаются не стороной возникающих
трудовых отношений).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ