§ 2. Предмет правопреемства :: vuzlib.su

§ 2. Предмет правопреемства :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. Предмет правопреемства

.

§ 2. Предмет правопреемства

Что же в общем виде именуется обычно материей, предметом
или   областью правопреемства, учитывая, что эти термины обозначают одно  и  то
же явление?

Если под объектом правопреемства следует понимать права и
обязательства государства-предшественника, которые в силу норм о правопреемстве
становятся правами и обязательствами государства-преемника, то под предметом
правопреемства понимается то, по поводу чего установлены такие права и
обязательства. В Венских конвенциях для обозначения этого явления используется
термин «область» правопреемства (ст. 5).

Соответственно, согласно Венской конвенции 1978 г. такой областью являются договоры между государствами, а областью правопреемства по Венской
конвенции 1983 г. — государственная собственность, государственные архивы и
государственные долги, обозначенные в обеих конвенциях как «сферы» применения
настоящей Конвенции, что естественно, соответствует терминам «область» или
«предмет» право­преемства.

Если задасться вопросом, существуют ли иные сферы правопреем­ства,
то ответ будет явно отрицательным, хотя на всякий случай в Венской конвенции 1983 г. сформулирована норма о том, что ее поло­жения не предрешают вопроса о последствиях
правопреемства госу­дарств в других областях, помимо тех, которые предусмотрены
в этой Конвенции.

Иногда политические деятели или представители доктрины пыта­ются
утверждать, что правопреемство также имеет место и в отношении членства
государств в международных организациях, в частности в Организации Объединенных
Наций.

На самом деле каких-либо норм общего международного права
или норм самих международных организаций о членстве в них объединив­шихся в
едином государстве государств-предшественников или, наобо­рот, разделившегося
государства-предшественника на два или несколь­ко новых государств не
существует. Каждый раз члены ООН или другой международной организации, когда такие
события случаются, принима­ют конкретные политические решения о членстве в них
государства или государств-преемников — иногда как бы в порядке правопреемства
членства таких государств-предшественников, в другом аналогичном случае — путем
их принятия в организацию в качестве новых членов.

То же произошло, в частности, и после развала СССР. Россию
пригласили стать членом ООН вместо СССР и занять его место посто­янного члена
Совета Безопасности (иначе надо было бы распускать ООН), а остальные
государства — преемники СССР (кроме Украины и Белоруссии) были приняты в ООН в
качестве ее новых членов.

Итог вышеизложенного: предметом правопреемства является
именно то, по поводу чего нормы о правопреемстве кодифицированы в Венских
конвенциях 1978 и 1983 гг.

Далее возникает вопрос: правопреемство между какими
государст­вами регулируются Венскими конвенциями? Общий ответ на него:  между
всеми участниками международного сообщества государств, по­скольку любое
государство может стать стороной правоотношения пра­вопреемства. Однако более
конкретный ответ можно дать лишь при­менительно к данному предмету
правопреемства.

Соответственно сторонами правоотношения правопреемства меж­государственного
договора выступают государство-преемник и то дру­гое, помимо государства-предшественника,
государство, которое стало либо участником этого договора, либо
договаривающимся государст­вом или принимало участие в принятии текста этого
договора под условием последующего его утверждения или ратификации.

Сторонами правоотношения правопреемства государственной
собственности являются государство-преемник и государство-предшественник либо
государства преемники, если государство-предшественник прекратило свое
существование. Третье государство становится участником таких правоотношений
только тогда, когда на его террито­рии находится какая-либо часть собственности
государства-предшест­венника.

Сторонами отношения правопреемства государственных архивов
становятся практически государство-преемник и государство-предше­ственник либо
государства-преемники. На иностранной территории государственные архивы обычно
не хранятся, а соответствующий ис­ключительный случай требует и особого его
разрешения.

Сторонами отношений правопреемства государственных долгов
становятся правопреемники государства-предшественника в качестве  должников и
третье государство — держатель долговых требований.

Все это иллюстрирует сложность межгосударственных взаимоот­ношений
правопреемства и порожденные ею трудности формулирова­ния общих норм
правопреемства, их понимания и применения.

Следующий общий теоретико-практический вопрос: являются ли
какие-либо нормы правопреемства, т.е. нормы о переходе прав и обя­зательств к
государству-преемнику, императивными или все они диспозитивные? Справедливо
последнее. Во-первых, потому, что международное сообщество государств не
относит какую-нибудь из них к  числу императивных. Во-вторых, особенно потому,
что почти все материальные нормы Венских конвенций либо прямо предусматривают
возможность соглашения между заинтересованными государствами об ином, либо это
подразумевают. В-третьих, потому, что все они неиз­бежно общие, требующие
детализации по соглашению заинтересован­ных государств.

В результате нормы Венских конвенций 1978 и 1983 гг. — это
лишь некоторое общее руководство для действий заинтересованных госу­дарств,
требующее заключения соответствующих соглашений между ними, коль скоро
произошло событие правопреемства государств. Это нормы, указывающие, в
частности, что именно является предметом пра­вопреемства в соответствии с
современным международным правом.

Поэтому Венские конвенции содержат идентичные статьи о поряд­ке
соглашения между заинтересованными государствами о ретроактивном применении ее
положений, т.е. с момента события правопреемства государств, спустя многие годы
и десятилетия после такого события. Поскольку вновь возникшие государства на
первых порах своего суще­ствования обычно меньше всего озабочены
урегулированием вопросов правопреемства, срока давности для него не существует.

Поэтому подчеркнем еще раз, что проблемы правопреемства во
взаимоотношениях между заинтересованными государствами весьма сложные и
деликатные. При их разрешении часто сталкиваются про­тиворечивые интересы
государства-преемника и государства-предше­ственника, государств-преемников,
государства-преемника и третьих заинтересованных государств. На разрешение этих
проблем уходят годы и десятилетия, иногда и спустя десятилетия некоторые из них
продолжают оставаться нерешенными и порождают противоречия между государствами
(например, это касается государств, образовав­шихся после распада
Австро-Венгерской монархии после Первой ми­ровой войны).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ