§ 7. Психология делового общения  и межличностных отношений в рабочей группе :: vuzlib.su

§ 7. Психология делового общения  и межличностных отношений в рабочей группе :: vuzlib.su

14
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 7. Психология
делового общения  и межличностных отношений в рабочей группе

.

§ 7.
Психология делового общения  и межличностных отношений в рабочей группе

                Деятельность юриста-практика протекает в
коллективе, в рамках тех или иных социальных групп. Социальные группы могут
быть большие (партия, нация, этническая группа, общество, государство) и малые
(контактные). В повседневной практической деятельности юрист может быть включен
в различные социальные группы, которые имеют свои внутригрупповые отношения.

                Рабочая группа (коллектив) — это социальная
группа, общность людей, объединенных совместной деятельностью, единством целей
и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и
взаимопомощи.

                Юрист в своем коллективе (рабочей группе)
вступает во взаимоотношения:

-деловые;

-личные.

И те, и другие влияют на его профессиональную деятельность и
характеризуют психологию рабочей группы.

                Психология рабочей группы — совокупность
определенных социально-психологических явлений, возникающих в процессе
формирования и функционирования группы на основе внутренних связей форм и
способов взаимного удовлетворения потребностей его членов.

                Психология рабочей группы включает
психологическую совместимость, психологический климат, способы делового
общения, межличностные отношения и др.

                Общение состоит во взаимодействии двух или
более лиц и сопровождается установлением и развитием контактов между ними. В
процессе общения происходит обмен информацией познавательного и
эмоционально-оценочного характера. Общение является необходимым условием
совместной деятельности людей, поскольку через него происходит ее планирование,
координация, а также контроль за ее осуществлением. Такое общение называется
деловым.

                Деловое общение — взаимодействие двух или
более лиц по поводу определенного вида деятельности: производственной, научной,
коммерческой и др., направленное на его организацию и выбор кратчайших путей
достижения качественных результатов.

                Деловое общение работников юридического
труда — взаимодействие двух или более лиц по поводу юридической деятельности,
направленное на ее организацию и выбор кратчайших путей достижения качественных
результатов.

                В деловом общении работников юридического
труда предметом общения является юридическое дело. Основная задача общения
заключается в продуктивном сотрудничестве и взаимопонимании в вопросах этого
дела.

                Умение делового общения предполагает знание
психологии общения.

                Психология делового общения предусматривает
умение разбираться в людях и на этой основе строить взаимоотношения с
партнером, воздействуя на него.

                Психология общения может быть представлена
через единство ее трех аспектов:

-восприятие (целостный образ другого человека, который
формируется на основе оценки его внешнего вида и поведения);

-коммуникация (обмен информацией, значимой для участников
общения);

-взаимодействие (воздействие на партнера, вступление в
деловые и иные отношения).

                Средства общения:

1.вербальные (словесные) — передача информации при помощи
языка;

2.невербальные — передача информации при помощи психического
состояния (мимика, поза, взгляд, походка и др.).

                Процесс общения выражается в следующих
этапах:

 установление контакта;

 ориентация в ситуации;

 обсуждение вопроса;

 принятие решения;

 выход из контакта.

                Установление контакта — важный начальный
этап делового общения работника юридического труда, поскольку он заключается в
побуждении собеседника к общению и созданию атмосферы для дальнейшего делового
обсуждения и принятия решений. Нередко для установления контакта юристу
приходится преодолевать защитные психологические механизмы, мешающие сразу
принять другого человека.

                Способность юриста общаться с широкой по
диапазону социальной средой называется коммуникабельностью. Основа
коммуникабельности следователя, адвоката, судьи и других работников
юридического труда — умение установить психологический контакт. Глубина и
продолжительность контакта может быть разной. Все зависит от лица, с которым
устанавливается контакт, и от цели его установления. Одно дело контакт
следователя с подозреваемым, другое дело — контакт со свидетелем и т.д.

                Этап ориентации заключается в развитии
интереса к деловому общению, вовлечения партнера в круг совместных интересов.

                Обсуждение вопроса и принятие решения может
быть эффективным при подчеркивании единства (сходства) позиций, при умении
слушать и убеждать.

                Выход из контакта — не менее важный этап,
чем установление контакта, поскольку он влияет на образ, который останется в
памяти собеседника, и на будущие деловые отношения. Заповедь выхода из контакта
— приветливость. Как важно первое впечатление, так и велика роль последнего
впечатления.

                Основное назначение рабочей группы —
целенаправленное регулирование межличностных отношений в целях реализации ее
интересов. Межличностные отношения связаны с удовлетворением потребностей в
общении и самоутверждении личности в рамках коллектива.

                Межличностные отношения в рабочей группе —
многоуровневый процесс установления и развития контактов, порождаемый
потребностью совместной деятельности и состоящий из обмена информацией,
выработки единой стратегии взаимодействия, взаимного восприятия и
взаимопонимания.

                Любой текст, написанный юристом (проект
соглашения, приговор суда и др.), согласовывается, вырабатывается совместно. В
процессе межличностных отношений происходят переговоры юриста с
заинтересованными лицами, рассматриваются судебные дела, проводятся
расследования преступлений и т.д.

                Некоторые элементы межличностных отношений
регламентируются законом (напр., порядок рассмотрения юридических дел),
воплощаются в статусах должностных лиц и т.п. Другие являются условием
эффективного решения взятых на себя задач: сформировать мнение присяжных
заседателей (адвокат), достичь компромисса с партнером организации
(юрисконсульт) и др.

                Уровни межличностных профессиональных
отношений в рабочей группе:

субординационные отношения между руководителями и
подчиненными;

отношения между членами группы, связанные с координацией
совместной деятельности;

отношения в системе «человек-компьютер».

                Наиболее показательны многоуровневые
межличностные отношения во время судебного процесса, который развивается как
взаимодействие не только отдельных личностей, но и малых социальных групп.
Здесь важное значение приобретают процессы внутригруппового и межгруппового
взаимодействия, внутригрупповой сплоченности (напр., адвокат и его подзащитный)
и межгруппового антагонизма (между группой истца и группой ответчика). При
урегулировании межличностных отношений значительную роль играет реакция судьи:
умение разрабатывать модели различных жизненных ситуаций, поставить себя на
место других лиц, избегать поспешных выводов по внешним признакам различных
обстоятельств.

                Способы межличностных отношений: беседы (в
том числе объяснения и допросы), переговоры, участие в коллегиальном
обсуждении, выступления (речи) в коллегиях и коллективах, получение указаний и
инструкций от вышестоящих лиц либо иных субъектов, совместное осуществление
определенных видов или направлений юридической деятельности и др.

                Межличностные отношения зависят от
нравственно-психологических особенностей коллег, их темперамента, способностей,
характера. Отношения сотрудничества и взаимопонимания, чувство
«локтя» — основа успеха коллективной деятельности
профессионалов-юристов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ