§ 10. Психологическая диагностика в юридической практике. Тестирование :: vuzlib.su

§ 10. Психологическая диагностика в юридической практике. Тестирование :: vuzlib.su

6
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 10. Психологическая
диагностика в юридической практике. Тестирование

.

§ 10.
Психологическая диагностика в юридической практике. Тестирование

                Для выявления качества психического склада
личности, уровня психологической атмосферы рассмотрения юридического дела
необходима психологическая диагностика.

                Психологическая диагностика
(психодиагностика) — отрасль психологии, которая разрабатывает методы выявления
психических процессов, психических свойств и психических состояний личности и
коллектива.

                Назначение психологической диагностики —
установить уровень соотношения психических элементов личности или группы с
целью определения их профессиональных функций или способностей, знаний, умений,
навыков и др. Для этого разрабатываются системы диагностических методик.

                Можно выделить такие виды
психодиагностических методик:

психофизиологические методики — позволяют диагностировать
динамику протекания нервных процессов у отдельных людей (силу, т.е.
работоспособность нервных клеток при возбуждении и торможении; уравновешенность,
т.е. соотношение между силой процессов возбуждения и торможения, степень их
сбалансированности; подвижность, т.е. скорость смены процессов возбуждения и
торможения) и определить темп деятельности, длительность сохранения активной
работоспособности, быстроту и эффективность приспособления к обстановке и т.п.;

личные опросы — письменные (анкеты) и устные (интервью):
способны выявить установки, наклонности и другие психические свойства личности,
уровень психологической совместимости коллектива. Напр., получение сведений от
осужденного по определенной программе с целью выявления личностных позиций
осужденного, системы его отношений к различным значимым явлениям, их жизненного
пути, выявление возможных положительных качеств, на которые можно опереться при
перевоспитании осужденного (метод личного опроса, проводимый работником
исправительно-трудового учреждения).

                Методы опроса могут быть почтовыми,
прессовыми, телефонными, однако ими не следует злоупотреблять.

                Распространены три вида интервью:

 -фиксированное (регламентировано детальной разработкой
вопросника по инструкции процесса интервьюирования),

 -фокусированное (применяется в случае, когда опрашиваемого
заранее знакомят с темой разговора и вопросами, на которых будет акцентировано
внимание),

-свободное (отличается минимальными стандартами поведения
интервьюера, использованием психологических и других особенностей респондентов
для эффективного сбора информации);

тесты — это заранее продуманные испытания, при проведении
которых используется точная техника оценки результатов. По результатам можно
составить представление об интеллекте человека, его характере, совместимости с
окружающими. Результаты используются также для самооценки личностных
характеристик. Тесты, как правило, состоят из вопросов и ответов, имеющих
количественное выражение результатов. Вместе с тем нельзя переоценивать роль
тестов, ибо они могут создать некоторую систему ориентиров личности, но не
решить проблему познания личности полностью, ее способностей и возможностей.

                Классификацию тестов можно провести по
различным критериям.

                В зависимости от их цели выделяют такие виды
тестов:

-проектные — совокупность методик всестороннего изучения
личности;

-простые — методика изучения одной из сторон личности:
интеллекта, умственных способностей, коммуникабельности для выяснения
пригодности лица к различным юридическим профессиям, и др.

                Различают тесты:

-прямые, типа экзаменационного билета (перед респондентом в
открытой форме ставится вопрос о каком-либо правовом явлении);

-ситуационные (у респондента пытаются выяснить его оценку
казуса, ситуации на основе мнения или отношения к нему того человека, который
проверяется).

                 В плане экспериментирования используются
аффективные тесты.            Аффективные тесты предназначены для выяснения
личностных установок: они как бы провоцируют человека на то, чтобы он раскрыл
их (напр., тест, изучающий правосознание, содержит практический случай,
допускающий разные толкования вопросов факта и права, когда респондента просят
сделать выбор между возможными решениями). От собственно теста их отличает то,
что они более естественны. С тестами их сближает то, что они ставят перед
респондентом не прямой, а обходной вопрос ( из-за опасения, что прямой вопрос
вызовет защитную реакцию).

                Тестирование — это процесс, состоящий из
трех стадий:

1. выбор и отработка текста;

2. осуществление тестирования;

3. анализ результатов, обобщение выводов.

                Выбор и отработка теста, а также анализ
результатов, обобщение выводов должны производиться только специалистом.
Осуществление тестирования — чисто техническая стадия, не требующая высокой
квалификации исполнителя.

                Следует учесть, что на результаты
тестирования оказывают влияние четыре компонента:

-нерепрезентативные выборки респондентов;

-последовательность вопросов;

-право выбора ответов;

-формулировка вопросов.

                Выборка — это группа людей (респондентов),
отобранных для опроса, в которой каждый человек имеет равные возможности
участия. Нерепрезентативные выборки — это группа людей, отобранных для опроса
без учета представительства интересов всего населения либо того социального
(национального, религиозного и т.п.) слоя, интерес которого к опрашиваемой
проблеме значителен. Нерепрезентативные выборки — искажающие выборки: они
способны погубить самый великолепно составленный тест. Выборка респондентов
должна быть репрезентативной (фр. representant — представитель).

                Последовательность вопросов влияет на
качество ответов. Если будут поставлены вопросы, развивающие, уточняющие ту же
проблему или рассматривающие ее с разных аспектов, то ответ может точно
выразить мнение респондента (и быть положительным), а в противном случае —
исказить его позицию (и быть отрицательным).

                Право выбора ответа заложена в форме
вопросов. Форма вопросов может стимулировать ответ, если в вопросах заложена
возможность выбора ответов. Поэтому очень важным является отработка вопросов с
предоставлением права выбора ответов.

                Формулировка вопроса должна быть точной.
Малейшие изменения в тоне вопроса могут значительно повлиять на результат
тестирования (глагол «запретить что-либо» может иметь то же значение,
что и «не разрешать», однако лучше употребить «не
разрешать», чтобы получить положительный ответ). Молодой монах однажды
возмутился, когда его спросили, смог бы он курить во время молитвы. Спросите
по-другому, посоветовал друг: «Можете ли вы молиться, когда курите?».

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ