6.3. ВАЛЮТНЫЕ КЛИРИНГИ :: vuzlib.su

6.3. ВАЛЮТНЫЕ КЛИРИНГИ :: vuzlib.su

22
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6.3. ВАЛЮТНЫЕ КЛИРИНГИ

.

6.3. ВАЛЮТНЫЕ КЛИРИНГИ

Вмешательство государства в сферу
международных расчетов проявляется в периодическом использовании валютных
клирин­гов — соглашений между правительством двух и более стран об обязательном
взаимном зачете международных требований и обя­зательств. Валютный клиринг
отличается от внутреннего межбан­ковского клиринга. Во-первых, зачеты по
внутреннему клирингу между банками производятся в добровольном порядке, а по ва­лютному
клирингу — в обязательном: при наличии клирингового соглашения между странами
экспортеры и импортеры не имеют права уклоняться от расчетов по клирингу.
Во-вторых, по внутрен­нему клирингу сальдо зачета немедленно превращается в
деньги, а при валютном клиринге возникает проблема погашения сальдо.

Причинами введения валютных
клирингов в 30-х годах явились: нестабильность экономики, неуравновешенность
платежных балан­сов, неравномерное распределение золото-валютных резервов, от­мена
золотого стандарта во внутреннем денежном обращении, инфляция, валютные
ограничения, обострение конкурентной борь­бы. Цели валютного клиринга различны
в зависимости от валютно-экономического положения страны: 1) выравнивание
платежного баланса без затрат золото-валютных резервов; 2) получение льгот­ного
кредита от контрагента, имеющего активный платежный ба­ланс; 3) ответная мера
на дискриминационные действия другого государства (например, Великобритания
ввела клиринг в ответ на прекращение платежей Германией английским кредиторам в
30-х годах); 4) безвозвратное финансирование страной с активным пла­тежным
балансом страны с пассивным платежным балансом.

Фашистская Германия применяла
валютный клиринг как ме­тод дополнительного ограбления западноевропейских,
особенно оккупированных ею стран. В начале 1942 г. клиринговые соглаше­ния с Германией подписали 17 из 20 стран континентальной Западной Европы.
Валютный клиринг использовался ею для без­возвратного финансирования поставок
сырья и продовольствия из этих стран. Задолженность в немецких марках
зачислялась на клиринговой счет и не покрывалась поставками из Германии. В
сентябре 1944 г. она достигла 42 млрд марок (около 2,5 млрд долл) по сравнению
с 567 млн марок в 1935 г.

Впервые валютный клиринг был
введен в 1931 г. в период мирового экономического кризиса. В марте 1935 г. было подписа­но 74 клиринговых соглашения, в 1937 г. — 169. Они охватывали 12% объема
международной торговли. После второй мировой войны в связи с кризисом платежных
балансов, «долларовым голодом», усилением инфляции и валютных ограничений,
истоще­нием золото-валютных резервов большинства стран Западной Ев­ропы
количество двухсторонних клирингов увеличилось с 200 в 1947 г. до 400 в 1950 г. На них приходилось 2/3 внутриевропейского товарооборота.

Характерной чертой валютных
клирингов является замена ва­лютного оборота с заграницей расчетами в
национальной валюте с клиринговыми банками, которые осуществляют окончательный
зачет взаимных требований и обязательств. Послевоенные валют­ные клиринги
отличались от довоенных тем, что клиринговые банки не контролировали каждую
сделку, а лишь принимали национальную валюту от импортеров и изымали валютную
вы­ручку экспортеров в обмен на национальную валюту. Взаимный зачет требований
и обязательств не обеспечивал выравнивания взаимных поставок. Поэтому с
двухсторонними клирингами был связан рост задолженности по кредитам, что
препятствовало раз­витию внешней торговли Западной Европы.

Клиринг — главный, но не единственный
вид платежного соглашения. Платежные соглашения между государствами регули­руют
разнообразные вопросы международных расчетов, в частно­сти порядок
использования валютных поступлений, состояние платежного баланса и его
отдельных статей, взаимное предостав­ление валют для текущих платежей, режим
ограниченной конвер­тируемости валют и т.д.

Формы валютного клиринга. Эти
формы разнообразны и могут быть классифицированы по следующим основным
признакам:

в зависимости от числа
стран-участниц различаются односто­ронние, двухсторонние, многосторонние и
международные клири­нги. Односторонний клиринг нежизнеспособен. Об этом свиде­тельствует
опыт Италии, которая ввела односторонний клиринг по отношению к Великобритании
в начале 30-х годов. В резуль­тате итальянские экспортеры предпочитали получать
фунты стер­лингов, минуя клиринговый счет, а импортеры — расчеты по клирингу,
внося в свой банк лиры и освобождая себя от необ­ходимости покупать английскую
валюту. В итоге образовалась крупная односторонняя задолженность Банка Италии
англичанам. Более распространены двухсторонние клиринги, при которых сче­та
ведутся в обеих странах. При этом применяются принятые в международной практике
формы расчетов (инкассо, аккредитив, перевод и др.), но импортеры вносят в свой
банк национальную валюту, а экспортеры взамен инвалютной выручки получают на­циональную
валюту. Зачет взаимных требований и обязательств осуществляют клиринговые
банки, т. е. ведущие клиринговые сче­та. Многосторонний клиринг включает три и
более страны. При­мером служит ЕПС. Международный клиринг не создан, хотя
проект его был разработан Дж. М. Кейнсом в 1943 г.;

по объему операций различаются
полный клиринг, охватыва­ющий до 95% платежного оборота, и частичный,
распространя­ющийся на определенные операции;

по способу регулирования сальдо
клирингового счета различают­ся клиринги: 1) со свободно конвертируемым сальдо;
2) с условной конверсией, например по истечении определенного периода после
образования сальдо; 3) неконвертируемые, сальдо по которым не может быть
обменено на иностранную валюту и погашается в основ­ном товарными поставками.
Регулирование сальдо осуществляется либо в период действия клирингового
соглашения (если это условие нарушено, то дальнейшие поставки
приостанавливаются), либо после истечения его срока (например, через 6 месяцев
сальдо погашается товарными поставками, при нарушении этого условия кредитор
имеет право требовать оплаты сальдо конвертируемой валютой).

Лимит задолженности по сальдо
клирингового счета зависит от размера товарооборота и обычно фиксируется на
уровне 5— 10% его объема, а также от сезонных колебаний товарных поста­вок (в
этом случае лимит выше). Данный лимит определяет воз­можность получения кредита
у контрагента. Кредит по клирингу в принципе взаимный, но на практике преобладает
одностороннее кредитование странами с активным платежным балансом стран с
пассивным сальдо баланса международных расчетов.

Сальдо неконвертируемого клиринга
имеет двоякое значение: 1) в известной мере служит регулятором товарных
поставок, так как достижение лимита дает право кредитору приостановить от­грузку
товаров; иногда экспортеры становятся в очередь в ожида­нии, когда появится
свободный лимит на клиринговом счете; 2) определяет сумму, свыше которой
начисляются проценты раз­личными способами (на всю сумму задолженности; на
сумму сверх лимита: дифференцированно по мере нарастания; иногда применя­ется
ставка с прогрессивной шкалой, чтобы экспортер был заин­тересован не допускать
большого долга по клирингу).

Валюта клиринга может быть любой.
Иногда применяются две валюты или международная счетная валютная единица
(например, эпунит в ЕПС). С экономической точки зрения безразлично, в какой
валюте осуществляются клиринговые расчеты, если исполь­зуется одна валюта. При
расчетах через валютный клиринг день­ги выполняют функции меры стоимости и
средства платежа. При взаимном зачете требований без образования сальдо деньги
вы­ступают как идеальные. При клиринговых расчетах возникают две категории
валютного риска: замораживание валютной вы­ручки при неконвертируемом клиринге
и потери при изменении курса.

Объемы товарооборота и клиринга
практически никогда не совпадают. Возможны различные их сочетания в зависимости
от вида клиринга. При частичном клиринге товарооборот превышает объем
клиринговых расчетов; при полном клиринге — наоборот, так как по клирингу
проходят текущие и финансовые операции платежного баланса, включая сделки с
ценными бумагами.

Валютные клиринги оказывают
двоякое влияние на внешнюю торговлю. С одной стороны, они смягчают негативные
последст­вия валютных ограничений, давая возможность экспортерам ис­пользовать
валютную выручку. С другой стороны, при этом при­ходится регулировать
внешнеторговый оборот с каждой страной в отдельности, а валютную выручку можно
использовать только в той стране, с которой заключено клиринговое соглашение.
По­этому для экспортеров валютный клиринг невыгоден. К тому же вместо выручки в
конвертируемой валюте они получают наци­ональную валюту. Поэтому экспортеры
ищут пути обхода валют­ных клирингов. В их числе манипуляции с ценами в форме
заниже­ния контрактной цены в счете-фактуре (двойной контракт) с тем, чтобы
часть валютной выручки поступила в свободное распоряже­ние экспортера, минуя
органы валютного контроля; отгрузка то­варов в страны, с которыми не заключено
клиринговое соглаше­ние; кредитование иностранного покупателя на срок,
рассчитан­ный на прекращение действия клирингового соглашения.

Многосторонний валютный клиринг.
Этот клиринг отличается от двухстороннего тем, что зачет взаимных требований и
обяза­тельств и балансирование международных платежей осуществля­ются между
всеми странами, охваченными клиринговым соглаше­нием. Впервые в истории
подобный клиринг в форме Европейско­го платежного союза функционировал с июня 1950 г. по декабрь 1958 г. В нем участвовали 17 стран Западной Европы. Многосто­ронний клиринг был
создан по инициативе и при поддержке США, которые использовали его для
преодоления валютных барьеров, препятствовавших внедрению американского
капитала, для рас­пределения помощи по «плану Маршалла» и вторжения доллара в
международные расчеты Западной Европы. За счет средств по «плану Маршалла» были
профинансированы основной капитал ЕПС (350 млн долл.) и дефицит платежных
балансов ряда стран (189 млн долл.). С июня 1950 г. по июль 1954 г. США внесли в ЕПС 1050 млн долл., а затем прекратили прямые вложения капитала,
ограничиваясь оказанием помощи и оплатой военных заказов. Американский
представитель участвовал в администра­тивном комитете ЕПС с правом
совещательного голоса. Валютой ЕПС являлась международная счетная валютная
единица — эпунит (европейская платежная единица), золотое содержание кото­рой
было эквивалентно содержанию доллара того периода (0,888671 г чистого золота). ЕПС был создан как региональная организация стран Западной Европы. США
использовали ЕПС для контроля над их экономикой и ориентации торговли западно­европейских
государств в интересах США.

С технической стороны
деятельность ЕПС состояла в ежеме­сячном многостороннем зачете всех платежей
стран-участниц с ограниченным кредитованием должников за счет стран с актив­ным
сальдо. Вначале по итогам поступлений и платежей выводи­лось сальдо каждой
страны. Затем эти сведения передавались БМР, и каждая страна вступала с ним в
кредитные отношения. Поскольку сумма положительных и отрицательных сальдо совпа­дала,
то в итоге БМР выполнял лишь роль агента (посредника) в многостороннем
клиринге. Наконец, на третьей стадии осущест­влялось регулирование пассивных и
активных сальдо по клирин­говым счетам стран-участниц в соответствии с квотами,
которые определяли размер их операций с ЕПС.

Общая сумма квот в ЕПС превышала
4 млрд эпунитов. Они устанавливались в зависимости от объема международного пла­тежного
оборота страны: для Великобритании — 1 млрд эпунитов, Франции — 520 млн и т. д.
В отличие от МВФ квоты в ЕПС не оплачивались и служили для регулирования сальдо
стран — участ­ниц многостороннего клиринга. В их пределах определялись доля
платежей золотом и доля кредитов, которые страны с активными платежными
балансами предоставляли должникам.

Таким образом, в рамках
многостороннего клиринга осуществ­лялись зачеты взаимных требований и
обязательств, а также уре­гулирование сальдо через БМР. Многосторонний порядок
взаим­ных зачетов и погашения задолженности означал сдвиг в сторону
либерализации торговли и валютных отношений по линии введе­ния частичной
обратимости западноевропейских валют в доллар, чего так упорно добивались США
после второй мировой войны.

Несмотря на трудности и
разногласия, ЕПС выполнил роль многостороннего валютного клиринга, уменьшив благодаря
заче­ту объем взаимных требований на 45% и сэкономив золото-валютные резервы
стран-участниц. Межгосударственные противоре­чия осложняли функционирование
этого клиринга. Их источником служили несовместимые интересы постоянных
должников и креди­торов. Франция, Великобритания, Турция, Норвегия, Португалия,
Греция и другие страны обычно имели дефицит платежного баланса и постоянно
нуждались в кредитах от своих внешнеторговых контрагентов. ФРГ, Бельгия,
Нидерланды, напротив, являлись кредиторами. Так, ФРГ предоставила участникам
ЕПС кредит на сумму более 4 млрд долл. Хотя многосторонний клиринг был построен
на системе взаимного кредитования, ЕПС не избавил своих участников от оплаты
сальдо взаимных зачетов золотом и долларами, поскольку это сальдо должно было
лишь частично погашаться кредитами. Причем под давлением стран-кредиторов
соотношение между способами погашения дважды менялось по линии повышения доли
платежей золотом и долларами с 40% в 1950 г. до 75% в 1955 г. за счет соответствующего уменьшения доли кредита. Это привело к использованию ЕПС для
перекачива­ния золота и долларов из стран-должников (5,4 млрд долл.) в
страны-кредиторы, в первую очередь в ФРГ.

Межгосударственные противоречия и
стремление разрешить их за счет более слабых партнеров осложнили
функционирование ЕПС. Кредитные возможности многостороннего регулирования
задолженности оказались исчерпанными через два года после со­здания ЕПС. Доля
кредита в погашении сальдо многосторонних зачетов составила в 1950—1952 гг.
48%; в 1952—1956 гг. кредит вообще не использовался для оплаты сальдо: в
1956—1958 гг. его доля составила лишь 13%. За 8,5 лет функционирования ЕПС 70%
общей суммы обязательств было погашено золотом.

С конца 50-х годов США отказались
от вложений капитала в ЕПС и в основном наблюдали за его деятельностью. С
введени­ем обратимости западноевропейских валют отпала необходи­мость в
многостороннем клиринге. С 29 декабря 1958 г. ЕПС был заменен Европейским валютным соглашением, которое было под­писано еще 5 августа 1955 г. После неоднократного продления срок действия Европейского валютного соглашения истек в 1972 г. Взамен его с января 1973 г. в силу вошло валютное соглашение в рамках ОЭСР. Одновременно был
создан валютный комитет для наблюдения за функционированием валютных рынков.

В рамках Европейского валютного
соглашения был сохранен механизм взаимных расчетов 17 стран-участниц.
Ежемесячно вза­имные требования центральных банков сальдировались путем
многостороннего зачета и для каждой страны определялось общее сальдо.
Централизованные зачеты осуществлялись через специаль­но созданный для этой
цели Европейский фонд, который предоставлял странам-членам небольшие
краткосрочные кредиты (до 2 лет). Капитал Европейского фонда был образован за
счет основ­ного капитала ЕПС и взносов западноевропейских стран.

Условия взаимных расчетов в
рамках Европейского валютного соглашения, а затем валютного соглашения ОЭСР
отличались от условий ЕПС. Во-первых, было прекращено автоматическое кре­дитование
стран с пассивными платежными балансами в размере 25% дебетового сальдо
взаимных зачетов, которое отныне должно полностью покрываться конвертируемой
валютой. Во-вторых, сальдо по взаимным расчетам пересчитывалось БМР в доллары
не по среднему курсу, как в ЕПС, а по курсу покупателя страны-кредитора, т.е. наименее
выгодному курсу для страны, по иници­ативе которой совершается зачет. Поэтому
должники предпочита­ют децентрализованные международные расчеты через банки пу­тем
покупки необходимой валюты платежа на валютном рынке. В-третьих, если через ЕПС
проходили все требования и обязатель­ства стран-членов, то механизм взаимных
расчетов в рамках Евро­пейского валютного соглашения охватывал лишь
незначительную часть их международных расчетов. Таким образом, с введением
конвертируемости валют Европейское валютное соглашение утра­тило свое значение.

В сентябре 1985 г. в итоге трехлетних переговоров крупнейшие коммерческие банки создали многосторонний клиринг
для взаим­ного зачета требований и обязательств по операциям в ЭКЮ; БМР
является агентом клиринга по операциям в ЭКЮ и регулиру­ет межбанковские
расчеты с использованием системы скоростного обмена информацией через СВИФТ.
Появление нового многосто­роннего клиринга обусловлено активным внедрением ЭКЮ
в частный сектор. Клиринг позволяет ежедневно осуществлять взаимные расчеты по
1000 операций на сумму 2 млрд ЭКЮ. Его цель — способствовать расширению
использования ЭКЮ в раз­личных сферах частного предпринимательства путем
упрощения правил международных сделок в европейской валютной единице. В 1999 г. клиринг в евро заменил клиринг в ЭКЮ.

Проект Международного
клирингового союза (МКС) был раз­работан Кейнсом в апреле 1943 г. в противовес «плану Уайта» (США) о реформе послевоенной мировой валютной системы. По замыслу
Кейнса, МКС предназначен для взаимного зачета требо­ваний и обязательств и
межгосударственного валютного регули­рования. Кейнс рассматривал международный
клиринг как средст­во преодоления межгосударственных противоречий. Проект МКС
основан на следующих принципах.

1. Членами его должны быть
центральные банки, которые обязаны предоставлять руководящим органам любую
экономи­ческую информацию. МКС открывал бы им текущие счета в бан-корах —
мировых кредитных деньгах — и осуществлял взаимные безналичные расчеты между
ними, а также наблюдал за обосно­ванным выпуском банкор.

2. МКС должен был выпустить
вместо золота банкоры, кото­рые приравнивались бы к определенному количеству
золота и служили бы базой для определения валютных паритетов и по­крытия
дефицита платежных балансов, т.е. для межгосударствен­ных расчетов. Антизолотая
направленность проекта МКС, основанного на международной счетной валютной
единице, отражала интересы Великобритании, обеспечивая независимость ее валют­ной
политики от США, где в этот период было сосредоточено почти 75% официальных
запасов золота капиталистического мира.

3. Сальдо взаимных расчетов через
МКС должно было по проекту покрываться с помощью автоматических взаимных креди­тов
стран-членов. С этой целью предусматривалось открытие кредита странам-членам в
форме овердрафта (сверх остатка на текущих счетах) без предварительного
депонирования золота или иностранной валюты.

4. Для каждой страны должна была
устанавливаться квота в размере 75% среднего объема ее внешней торговли за три
предвоенных года вне зависимости от размера ее официального золотого запаса и
национального дохода. Это соответствовало стремлению Великобритании обеспечить
себе господствующее по­ложение в послевоенной мировой валютной системе.

5. В проекте Кейнса была сделана
особая оговорка о роли МКС в закреплении валютных зон, особенно стерлинговой, в
со­ответствии с интересами английских монополий, которые исполь­зовали свою
валютную группировку как средство борьбы за рын­ки сбыта и источники сырья.

6. По замыслу Кейнса, квота
должна была служить инструмен­том регулирования задолженности страны по
отношению к МКС, выступающему одновременно кредитором и задолжником. Основ­ная
идея проекта МКС проста: валютная выручка одной страны должна использоваться
другой страной, но предложенные Кейн-сом пути ее осуществления сложные.

Таким образом, проект МКС отвечал
прежде всего интересам Великобритании. В результате бурного обсуждения на
Бреттон-вудской конференции этот проект был подвергнут острой критике со
стороны США, и официально победил «план Уайта» о послево­енной реформе мировой
валютной системы. Однако идеи Кейнса о необходимости государственного и
межгосударственного регу­лирования нашли воплощение в ЕПС, в Бреттонвудской
валютной системе и до сих пор оказывают влияние на международные валютные и
кредитные отношения.

По мере либерализации МЭО
клиринговые соглашения меж­ду промышленно развитыми странами сократились и
исчезли. Противоположная тенденция характерна для развивающихся стран.

Клиринговые и платежные союзы в
развивающихся странах. Новым явлением стали преференциальные многосторонние
взаим­ные расчеты развивающихся стран в рамках их региональных экономических и
валютных группировок. Характерные черты их взаимных международных расчетов
следующие:

• расчеты проводятся без валютных
ограничений;

• валютой платежей служит
денежная единица одной из стран-участниц либо валюта третьей страны, либо
международная (реги­ональная) счетная валютная единица;

• расчеты осуществляются через
центральные банки, уполно­моченные банки или фонды;

• сальдо многосторонних расчетов
погашается путем оказания кредитной помощи странам-должникам.

В начале 90-х годов 87
развивающихся стран заключили 148 двухсторонних клиринговых соглашений. 4
многосторонних кли­ринга охватывают 13 стран Латинской Америки, 8 — Карибс­кого
бассейна, 13 — Западной Африки, 7 — Азии. В 1961 г. создан многосторонний клиринг стран — участниц Центрально­американского общего рынка —
Центральноамериканская рас­четная палата. Валюта клиринга — региональная
счетная валют­ная единица — центральноамериканское песо, приравненное к доллару
США. Взаимные зачеты охватывают до 90% суммы платежей.

Соглашение о многосторонних
платежах и взаимных кредитах (Соглашение Мехико, 1966 г.) охватывает более 20% товарооборо­та 12 стран — участниц Латиноамериканской ассоциации интег­рации.
Покрытие дебетовых сальдо взаимных расчетов осуществ­ляется через специальный
фонд. Система многосторонних зачетов и погашения сальдо позволяет экономить
примерно 75% конвер­тируемой валюты стран-участниц.

В 1968 г. создан Арабский платежный союз в рамках Общего рынка арабских стран, организованного в 1964 г. Валютой много­сторонних взаимных расчетов с 1975 г. служит региональная счет­ная валютная
единица — арабский динар.

С целью развития внутризональной
торговли стран Азии и Ти­хого океана и ослабления зависимости от доллара США и
фунта стерлингов с 1975 г. функционирует Азиатский клиринговый союз (АКС).
Валютой клиринга служит азиатская валютная единица, равная 1 СДР. В состав АКС
входят Бангладеш, Индия, Иран, Непал, Пакистан, Шри Ланка, а также Бирма (с 1978 г.). Клирин­говая палата находится при центральном банке Ирана. Банки стран — членов АКС
предоставляют взаимные краткосрочные кредиты в размере 1/12 национального
экспорта и получают кре­дит, эквивалентный 1/24 импорта для покрытия сальдо
взаимных зачетов.

Ломейские соглашения
развивающихся стран об ассоциации с Европейским союзом (ранее ЕЭС) также
устанавливают принци­пы регулирования взаимных платежей.

В 1977 г. в рамках Карибского общего рынка создан многосто­ронний клиринг с расчетами в национальных
валютах через Цент­ральный банк Тринидада и Тобаго.

В Экономическом сообществе
государств Западной Африки в июле 1976 г. вместо двухсторонних клиринговых соглашений образован многосторонний клиринг в составе центральных банков ряда
стран Африки. Валютой клиринга является западноафриканс­кая счетная единица,
приравненная к СДР. Страны — участницы клиринга обязались поддерживать твердое
соотношение между национальными валютами и этой региональной международной
счетной валютной единицей. Через Западноафриканскую клирин­говую палату
осуществляются почти все расчеты по текущим операциям платежного баланса.
Погашение сальдо взаимных рас­четов осуществляется ежемесячно любой
конвертируемой валю­той по соглашению стран, в основном долларами, фунтами стер­лингов,
французскими франками. Многосторонний клиринг стран Западной Африки
обеспечивает экономию иностранной валюты благодаря оплате импорта из стран
региона национальными ва­лютами и за счет уменьшения курсовых потерь при обмене
валют.

Взаимные расчеты стран — участниц
валютно-экономических группировок регламентируются соглашениями о клиринговом,
платежном или валютном союзе. Соглашение о клиринге регули­рует совместные
операции на основе взаимного зачета требова­ний, что облегчает международные
расчеты, позволяет экономить официальные валютные резервы. Это предполагает
относитель­ную сбалансированность платежей и поступлений по платежному балансу
каждой страны. При возникновении дополнительных экс­портных возможностей страны
испытывают трудности в их ре­ализации, так как экспорт ограничен размерами
импорта участ­ников валютного клиринга. Платежный союз в известной мере
компенсирует этот недостаток валютного клиринга, так как саль­до по проводимым
в его рамках операциям покрывается взаим­ными банковскими кредитами или через
специальный фонд, со­зданный за счет взносов стран-участниц. Цель платежного
союза развивающихся стран — обеспечить взаимную обратимость их валют и взаимное
кредитование для покрытия дефицита платеж­ного баланса. Операции платежного
союза обычно осуществляют­ся через уполномоченный банк или специально созданный
фонд. В отличие от клирингового и платежного союза валютный союз развивающихся
стран предполагает более тесное валютное со­трудничество, включая создание
межгосударственного централь­ного банка для регулирования денежного обращения и
междуна­родных расчетов. В целях поддержания курса национальных ва­лют по
взаимным расчетам создается совместный фонд иностранных валют путем объединения
части официальных ва­лютных резервов стран-участниц.

Сотрудничество развивающихся
стран в сфере многосторонних расчетов находится на начальной стадии.
Клиринговые и платеж­ные союзы ослабляют зависимость молодых государств от
иностранного капитала, помогают им на коллективной основе пре­одолевать
трудности развития и отчасти решают валютно-экономические проблемы.

Многосторонние расчеты в
переводных рублях. Они осу­ществлялись на основании межправительственного
Соглашения стран — членов Совета Экономической Взаимопомощи (1963— 1990 гг.) с
использованием коллективной валюты. Этой системе предшествовали двухсторонние
валютные клиринги. Расчеты меж­ду двумя странами осуществлялись путем взаимного
зачета встречных требований и обязательств с погашением сальдо то­варными
поставками. До 1950 г. в качестве валюты клиринга использовались разные валюты,
преимущественно доллар США, после 1950 г. — советский рубль. Двухсторонние валютные кли­ринги имели ряд недостатков. Во-первых, расширение взаимного
товарооборота лимитировалось объемом экспорта страны с на­именьшим экспортным
потенциалом. Во-вторых, сфера исполь­зования остатка средств на клиринговом
счете была ограничена (только для оплаты встречных поставок товаров из страны —
партнера по клирингу). В-третьих, было исключено выравнивание сальдо
клиринговых расчетов за счет внешнеэкономических сделок с третьими странами.

Многосторонний клиринг позволяет
в известной мере преодо­леть эти недостатки, так как основан на принципе
многосторон­него балансирования товарных поставок и платежей. В Соглаше­нии
участвовали с 1963 г. восемь стран (Болгария, Венгрия, ГДР, Монголия, Польша,
Румыния, СССР, Чехословакия), затем присо­единились еще две страны (в 1976 г. — Куба, в 1981 г. — Вьетнам). Каждая страна — участница многосторонних расчетов в перевод­ных
рублях брала обязательство обеспечить за определенный пе­риод (1—3 года)
сбалансированность поступлений и платежей со всеми партнерами по многосторонним
расчетам, а не с каждым отдельно. Имея на счете переводные рубли, страна
использовала их для оплаты своего импорта. В отличие от традиционного клиринга
расчеты в переводных рублях осуществлялись по каждой сделке. Расчеты велись по
счетам уполномоченных банков в Меж­дународном банке экономического
сотрудничества (МБЭС). На эти счета зачислялись все поступления, включая
кредиты МБЭС. За 27 лет (1964—1990 гг.) объем операций МБЭС по обслужива­нию
взаимного товарооборота стран СЭВ и других межгосударст­венных расчетов
составил 4,5 трлн переводных рублей.

Система многосторонних расчетов в
значительной мере пре­вратилась в двухстороннюю, и переводный рубль постепенно
утратил популярность в качестве счетной единицы многосторон­них расчетов.
Страны СЭВ предпочитали внешнеэкономические сделки со странами с конвертируемой
валютой, оставляя товары более низкого качества для торговли за переводные
рубли. 1988— 1989 гг. ознаменовались таможенной войной ряда стран СЭВ, которые
ввели жесткие ограничения на вывоз потребительских товаров. С 1991 г. с целью развития рыночных отношений страны СЭВ перешли на мировые цены с использованием
конвертируемых западных валют вместо переводного рубля.

В 1994 г. подписано соглашение о создании платежного союза стран СНГ (см. гл. 10, § 10.7).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ