7.4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ :: vuzlib.su

7.4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ :: vuzlib.su

19
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


7.4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

.

7.4. ГОСУДАРСТВЕННОЕ
РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ КРЕДИТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Международные кредитные
отношения, как и валютные, служат объектом не только рыночного, но и
государственного регулирова­ния в стране. Степень вмешательства государства в
международные кредитные отношения различна, но формы его в большинстве стран
одинаковы. Государство является активным участником междуна­родных кредитных
отношений, выступая в роли кредитора, донора, гаранта и заемщика. Используя
часть национального дохода, акку­мулированного через госбюджет, государство
предоставляет пра­вительственные или смешанные кредиты, субсидии, помощь другим
странам. Прямое государственное кредитование на двухсторонней или
многосторонней основе до 60-х годов было характерно для США. Ныне
государственные кредиты в основном выдаются по линии помощи развивающимся
странам.

Как свидетельствует мировой опыт,
государство поощряет вне­шнеэкономическую деятельность предприятий с помощью
субси­дий, кредитов, налоговых, таможенных льгот, гарантий, субсиди­рования
процентных ставок, т. е. бонификации (возмещения банкам за счет госбюджета
разницы между рыночными и льготными процентными ставками по экспортным
кредитам). Государствен­ные гарантии по краткосрочным экспортным кредитам в
виде акцептно-авальных операций превращают тратты экспортеров в первоклассное
платежное средство.

Государство, освобождая
экспортеров от уплаты косвенных и некоторых прямых налогов, способствует
снижению цен вывози­мых товаров, повышая их конкурентоспособность. В
соответствии с международной практикой товары, пересекающие границу, могут
освобождаться от косвенных налогов. Хотя ГАТТ, преобразован­ное в 1995 г. в ВТО, запрещает субсидирование экспорта, государ­ство активно воздействует на размеры и
условия экспортных кредитов, особенно средне- и долгосрочных. За счет
госбюджета частным фирмам и банкам предоставляются льготные экспортные кредиты
из низкого процента. В 70-х годах в ведущих странах разрыв между ставками по
экспортным и иным кредитам достигал 1,5—2 пункта. Государство удлиняет срок
кредитования экспор­теров, облегчает и упрощает процедуру получения кредитов.
Пре­ференциальные условия экспортных кредитов сохранялись даже при кредитных и
валютных ограничениях в стране.

Для поощрения экспансии монополий
на внешних рынках со­зданы государственные или полугосударственные экспортно-им­портные
(внешнеторговые) банки, которые осуществляют кредито­вание и страхование
внешнеэкономических операций, гарантируют экспортные кредиты частных банков.
Цель создания этих специ­ализированных банков — обеспечить доступ экспортерам к
креди­ту, который является важным средством конкуренции наряду с це­ной,
качеством и услугами, и тем самым стимулировать националь­ный экспорт.
Экспортно-импортные банки призваны дополнять и поощрять деятельность частного
капитала, не конкурируя с ним, совместно стимулировать экспорт.

Экспортно-импортный банк (ЭИБ)
США создан в феврале 1934 г. для кредитования торговли с СССР. Однако
стремление США использовать этот банк для давления на СССР, требования выплаты
долгов царского и Временного правительств привели к прекращению его деятельности.
На его базе в марте 1934 г. был учрежден второй ЭИБ для обслуживания торговли с
Кубой, а в мае 1936 г. оба банка были объединены. До второй мировой войны ЭИБ
не играл существенной роли. После войны его полномочия были расширены. В 1945 г. ему было предоставлено право совершать банковские операции: кредитные, гарантийные (кроме
эмиссии ценных бумаг и инвестиций в капитал акционерных компаний) с целью
стимулирования экспорта американских товаров и услуг. ЭИБ США является
государственным банком. Совет директоров банка включает президента, первого
вице-президента и трех дирек­торов, назначаемых президентом США с согласия
Сената. ЭИБ предоставляет покупателям американских товаров кредиты на более
длительный срок, чем конкуренты США. ЭИБ выступает от имени американского
правительства. Поэтому кредитные соглаше­ния подписываются и гарантируются
правительством страны-заем­щика. Предоставление кредита обусловлено, как
правило, обяза­тельной закупкой товаров в США («связанные» кредиты). Установ­лен
лимит акционерного капитала ЭИБ (1 млрд долл.) и заим­ствований у Министерства
финансов под обязательства банка (не более 6 млрд долл. единовременно). В
результате важных изменений, внесенных в 1987 г., ЭИБ США предлагает только одну программу предоставления кредитов (в основном иностранным импортерам) и одну
программу гарантий по средне- и долгосрочным экспортным сделкам. Обе программы
обеспечивают 85% кредитования экспорт­ных сделок. ЭИБ предоставляет кредиты по
минимальным ставкам, допускаемым ОЭСР. Другие программы включают: 1) гарантии
по ссудам для приобретения оборотного капитала; 2) инжиниринг для финансовой
поддержки НИОКР и подготовки технико-экономичес­кого обоснования дальнейшего
развития национального экспорта, ЭИБ США осуществляет страховые операции
совместно с Ассоци­ацией страхования иностранных кредитов (АСИК), созданной
этим банком и страховыми компаниями в 1961 г. для страхования частных кредитов американских экспортеров. Аналогично ЭИБ США гаран­тирует погашение кредитов
коммерческим банкам по среднесрочным сделкам экспортеров.

На долю ЭИБ приходится до 40%
общей суммы кредитов правительства США иностранным государствам. ЭИБ предостав­ляет
кредиты иностранным покупателям американских товаров и услуг через финансовые
институты в разных странах. Основной регион деятельности ЭИБ — развивающиеся
страны. Их доля в операциях банка возросла с 37% в 1945—1955 гг. до 90% в
настоящее время.

С 70-х годов произошли изменения
в структуре операций ЭИБ по линии переориентации их с кредитных на гарантийные
и стра­ховые, которые достигли 3/4 числа годовых сделок банка. Это обусловлено
увеличением частных экспортных кредитов и возрос­шим риском в международных
кредитных отношениях. Банковские гарантии ЭИБ покрывают до 90% кредитного
риска, обеспечивая погашение кредитов коммерческих банков импортерами или их
«домашними банками» (сроком от 181 дня до 5 лет). Комиссия за гарантии
дифференцируется с учетом предполагаемого риска.

Аналогичные государственные
экспортно-импортные банки и аге­нтства экспортного страхования существуют в
Австрии, Бельгии, Великобритании, Дании, Нидерландах, Канаде, Италии, Норвегии,
Финляндии, ФРГ, Швейцарии, Швеции, Японии и в других странах. Французский банк
для внешней торговли (создан в 1919 г.) пре­доставляет льготные долгосрочные
кредиты, краткосрочные креди­ты на рыночных условиях, гарантии по кредитам,
получаемым экспортерами в коммерческих банках и по векселям. В Великобрита­нии
кредитование и финансирование внешней торговли осуществля­ются коммерческими
банками при поддержке Департамента Гаран­тий Экспортных Кредитов (ДГЭК).
Деятельность экспортно-им­портных банков тесно связана с операциями институтов
по страхованию экспортных кредитов и зарубежных инвестиций.

В России аналогичные функции
выполняют Банк внешней тор­говли, Банк внешнеэкономической деятельности,
специализирую­щийся на обслуживании внешнего долга, управлении активами бывшего
СССР.

Одной из форм государственного
регулирования кредита явля­ется регламентация основных показателей
международной деятель­ности банков по линии: 1) ограничения круга их операций
за рубежом; 2) нейтрализации последствий взаимного влияния внут­ренних и
заграничных операций; 3) регулирования участия наци­ональных банков в
международных банковских консорциумах. Своеобразной формой регулирования
являются «джентльменские соглашения» между государственным органом надзора и
контроля и филиалами национальных банков за рубежом.

Формы межгосударственного
регулирования международного кре­дита. Противоречие между уровнем
интернационализации хозяй­ственной жизни и ограниченностью национальных форм
регулиро­вания привело к развитию межгосударственного регулирования международного
кредита. Оно преследует следующие основные цели: 1) регулирование
международного движения ссудного капи­тала для воздействия на платежный баланс,
валютный курс, рынки ссудных капиталов; 2) совместные межгосударственные меры
по преодолению кризисных явлений; 3) согласование кредитной поли­тики по
отношению к определенным заемщикам — в основном к развивающимся, а также
странам Восточной Европы, России и других стран бывшего СССР.

Межгосударственное регулирование
международного кредита осуществляется в различных формах:

• координация условий экспортных
кредитов и гарантий;

• согласование размера помощи
развивающимся странам;

• регламентация деятельности
международных и региональных валютно-кредитных и финансовых организаций;

• рециклирование нефтедолларов и
др.

Межгосударственное регулирование
международного кредита имеет краткую историю, но роль его возрастает.
Государство стремится встроить рыночные силы, конкуренцию в сфере между­народного
кредита в механизм государственного регулирования, придать ему гибкость.

Попытки координации условий
экспортных кредитов впервые были предприняты в 1934 г., когда был организован Между­народный союз страховщиков кредитов и инвестиций* со
штаб-квартирой в Берне. Бернский союз, объединяющий страховые компании около 30
стран, предназначен для обмена информа­цией и составления рекомендаций
относительно условий государ­ственного страхования экспортных кредитов. Этот
совещатель­ный консультационный орган не выносит решений, обязательных для его
членов. Бернский союз не является межправительствен­ной организацией, так как
входящие в него государственные учреждения официально не представляют свои
правительства. Но, несмотря на «джентльменские соглашения» (1953 г.) членов Бернского союза не предоставлять гарантии по экспортным кре­дитам на срок свыше 5
лет, на практике крупные экспортеры добились государственных гарантий по
кредитам на более дли­тельные сроки.

* До 80-х годов он назывался
«Международный союз страховщиков кредитов» (International Union of Credit
Insurers).

С формированием ЕС регулирование
международного кредита поднялось на межгосударственный уровень и осуществляется
че­рез региональные организации. Страны — члены ЕС заключили соглашение об
условиях кредитования экспорта, минимальных процентных ставках и максимальных
сроках кредитов.

С целью ограничения
государственного стимулирования экспор­та товаров в условиях обострения
конкуренции на мировых рынках регламентация международного кредита
осуществляется в рамках ОЭСР. В начале 60-х годов достигнута договоренность членов
ОЭСР об унификации сроков и процентных ставок по кредитам, доли покупательского
аванса в контрактах на поставки судов. В 70-х годах достигнуто соглашение о
предварительных консультациях по креди­там сроком более 5 лет и организован
обмен информацией между правительствами. С 70-х годов применяются
межгосударственные меры по ограничению субсидирования экспорта как средства кон­курентной
борьбы. В июне 1976 г. в рамках ГАТТ заключено «джентльменское соглашение» о
единых условиях экспортных кре­дитов, субсидируемых государством, между США,
Японией, ФРГ, Францией, Италией, Канадой, Великобританией вначале сроком на
год. Затем оно было продлено до апреля 1978 г. и далее на неопределенный срок и распространено почти на все страны — члены ОЭСР. Договоренность стран ОЭСР об
условиях экспортных кре­дитов, пользующихся государственной поддержкой,
называется кон­сенсусом. Главные элементы консенсуса: единый размер авансового
платежа — обычно 15% от суммы контракта; дифференцированные условия кредитов по
трем условным группам стран (богатые, сред­ние, бедные), определяемые исходя из
ВВП на душу населения; максимальный срок погашения; минимальные процентные
ставки. В консенсусе косвенно подтверждено право страны выходить за его рамки
при условии предварительной информации участников со­глашения (например, при
снижении стоимости кредита).

С середины 70-х годов до 1982 г. активно практиковалось межго­сударственное регулирование движения ссудного капитала путем ре­циклирования
нефтедолларов из нефтедобывающих стран. Региональ­ное рециклирование
осуществляли страны — члены ОПЕК путем использования валютной выручки от
экспорта нефти для развития национальной экономики, помощи другим развивающимся
стра­нам, прибыльных инвестиций в развитых странах. Развитые страны производили
рециклирование нефтедолларов в своих интересах для: 1) покрытия дефицита
платежных балансов; 2) перераспределе­ния нефтедолларов через банки в пользу
развивающихся стран — импортеров нефти в целях расширения национального
экспорта в эти страны; 3) аккумуляции указанных средств в международных
валютно-кредитных и финансовых организациях (для последующе­го их использования
в собственных интересах). С этой целью были созданы специальные фонды, в
частности нефтяной фонд МВФ.

Важной формой межгосударственного
регулирования между­народного кредита являются международные совещания в
верхах, на которых делаются попытки выработать совместные мероприятия по этим
проблемам. На встречах на высшем уровне вопросы экспортных кредитов, передачи
технологии, торговли зерном приобрели политическое значение в свете отношений
Восток — Запад.

Своеобразной формой
сотрудничества банков на многосторон­ней основе стали международные банковские
клубы. Например, Форекс клаб объединяет 1600 банкиров, представляющих мировые
финансовые центры, и ежегодно проводит совещания по актуаль­ным проблемам
международных валютно-кредитных и финансо­вых отношений.

Межгосударственное регулирование
кредита испытывает влия­ние противоречивых тенденций — партнерство и
разногласия — во взаимоотношениях трех основных мировых финансовых цент­ров —
США, Западной Европы, Японии. Каждый центр силы стремится перенести последствия
нестабильности национальной экономики на своих партнеров.

Ведущие корпорации и банки
активно используют государст­венное регулирование международного кредита, когда
им это выгодно. Иначе они конфликтуют с ним и бесконтрольно осущест­вляют
международные кредитно-финансовые операции.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ