Статья 259. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. ::...

Статья 259. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. :: vuzlib.su

24
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ
Статья 259. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде.

.

Статья 259. Органы надзора и контроля за соблюдением
законодательства о труде.

Надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде
осуществляют специально уполномоченные на то органы и инспекции, которые не
зависят в своей деятельности от собственника или уполномоченного им органа.

Центральные органы государственной исполнительной власти
осуществляют контроль за соблюдением законодательства о труде на предприятиях,
в учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении.

Высший надзор за соблюдением и правильным применением
законов о труде осуществляется Генеральным прокурором Украины и подчиненными
ему прокурорами.

Статья 259. Органы надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде. :: vuzlib.su

1. Одной из гарантий обеспечения реализации конституционного
положения о создании условий для полного осуществления гражданами права на
труд, предусмотренного статьей 43 Конституции Украины, является осуществление
государством функции по надзору и контролю за соблюдением законодательства о
труде. В системе государственных органов, которые призваны осуществлять эту функцию,
можно выделить: во-первых, специально уполномоченные на это органы и инспекции,
для которых контроль за соблюдением законодательства о труде является основной
функцией и которые не зависят в своей деятельности от собственника предприятия,
учреждения или организации, в том числе, когда собственником является
государство; во-вторых, центральные органы государственной исполнительной
власти, для которых данная функция не является основной, а контроль за
соблюдением законодательства о труде осуществляется ими на предприятиях, в
учреждениях и организациях, находящихся в их функциональном подчинении.

2. Министерство труда и социальной политики Украины играет
главную роль в обеспечении такого надзора и контроля. В соответствии с
Положением о Министерстве труда и социальной политике Украины, утвержденным
Указом Президента Украины от 30 августа 2000 года № 1035/2000, оно является
ведущим органом в системе центральных органов исполнительной власти по
обеспечению реализации государственной политики в сфере социальных и трудовых
отношений, по организации исполнения актов законодательства о труде и
осуществлению систематического контроля за их реализацией. Функцию по надзору и
контролю Минтруд Украины осуществляет через входящие в его состав
государственные инспекции, в первую очередь Государственную инспекцию труда
Министерства труда и социальной политики Украины (далее — инспекция труда) и
Государственную инспекцию по контролю за соблюдением законодательства о
занятости населения (далее — инспекция занятости).

3. Инспекция труда создана согласно постановлению Кабинета
Министров Украины «О создании государственной инспекции труда Министерства
труда» от 2 августа 1996 г. № 906. Государственную инспекцию труда Министерства
труда создано в составе: главной государственной инспекции труда — структурного
подраздела центрального аппарата Министерства труда; территориальных
государственных инспекций труда в областях, городах Киеве и Севастополе,
которые входят в состав управлений труда и занятости населения областных
государственных администраций, управлений труда и занятости Киевской и
Севастопольской городских государственных администраций. Территориальные
инспекции имеют в своем составе районных, городских (в городах областного
подчинения) государственных инспекторов труда. В городах с населением свыше 500
тыс. лиц могут создаваться структурные подразделения территориальной инспекции.
Возглавляет государственную инспекцию труда Главный государственный инспектор
труда — заместитель Министра труда и социальной политики Украины.
Территориальные инспекции осуществляют свою деятельность под руководством
главной инспекции.

Данным постановлением Кабинета Министров Украины утверждено
и Положение о государственной инспекции труда.

4. В соответствии с указанным Положением, инспекция труда
осуществляет государственный контроль за соблюдением законодательства о труде
на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм
собственности по следующим основным направлениям:

1) трудовой договор и ведение трудовых книжек;

2) рабочее время и время отдыха;

3) оплата труда, гарантии и компенсации;

4) заключение и выполнение отраслевых и региональных
соглашений, коллективных и трудовых договоров;

5) трудовые отношения при банкротстве и приватизации
предприятий;

6) возмещение вреда, причиненного работнику увечьем или иным
повреждением здоровья;

7) труд женщин, молодежи, инвалидов и иных категорий
граждан, которые требуют социальной защиты;

8) трудовая дисциплина и материальная ответственность
работников;

9) выплата работникам помощи из государственного социального
страхования.

5. Инспекция труда в соответствии с возложенными на нее
задачами:

а) контролирует соблюдение законодательства о труде на
предприятиях, требует устранения выявленных нарушений;

б) вносит на рассмотрение собственника (руководителя)
предприятия или уполномоченного ним органа, органов государственной
исполнительной власти предложения, направленные на устранение и предупреждение
нарушений законодательства о труде;

в) составляет в случаях, предусмотренных законодательством,
протоколы об административных правонарушениях требований законодательства о
труде, я также рассматривает дела об административных правонарушениях и
накладывает административные взыскания согласно законодательству;

г) оказывает содействие в организации правового обучения
собственников (руководителей) предприятий или уполномоченных ими органов и
проведению разъяснительной работы относительно законодательства о труде ведет
прием граждан, рассматривает письма, заявления, жалобы граждан, предприятий по
вопросам соблюдения законодательства о труде.

При этом должностные лица инспекции труда не выступают как
посредники или арбитры во время рассмотрения индивидуальных трудовых споров
хранят конфиденциальность источника информации (жалобы) о нарушении
законодательства о труде;

е) имеет право привлекать к проверкам предприятий
общественных инспекторов труда. Положение об общественных инспекторах труда
утверждено приказом Министерства труда и социальной политики Украины от 20
марта 1998 г. № 43 и зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 6 апреля
199» г. за № 225/2665.

6. Инспекция труда контролирует выполнение законодательства
о труде путем проведения проверок предприятий: плановых; по доверенности
Главного государственного инспектора труда, председателей областных, Киевской и
Севастопольской городских государственных администраций, а также по предложению
правоохранительных органов, органов государственной налоговой службы, органов
местного самоуправления, профсоюзного и иных объединений граждан.

7. Должностным лицам инспекции труда предоставлено право: а)
беспрепятственно посещать предприятия с целью контроля за соблюдением
законодательства о труде; б) знакомиться с документами и получать от
министерств иных центральных и местных органов государственной исполнительной
власти и органов местного самоуправления, предприятий копии приказов,
распоряжении, протоколов, данные учета и отчетности и информацию по вопросам
соблюдения законодательства о труде, иные документы и сведения, необходимые для
выполнения инспекцией своих задач; в) в случае выявления нарушении
законодательства о труде давать собственнику (руководителю) предприятия или
уполномоченному им органу предписания об их устранении. Предписания должностных
лиц инспекции подлежат обязательному выполнению с сообщением в месячный срок о
принятых мерах; г) ставить перед собственниками (руководителями) предприятий
или уполномоченными ими органами вопроса о наложении взыскания на должностных
лиц, виновных в нарушении законодательства о труде и занятости населения; д) на
возмещение затрат на проезд в городском и пригородном пассажирском транспорте в
связи с выполнением ими служебных обязанностей.

8. Должностные лица инспекции труда обязаны: обеспечивать
качественное проведение проверок соблюдения законодательства о труде, объективность
их результатов; предоставлять помощь предприятиям в решении вопросов, связанных
с применением законодательства о труде, организацией правового обучения
работников; хранить государственную, служебную и коммерческую тайну, полученную
во время осуществления своих должностных полномочий, не сообщать предприятиям
сведений относительно лиц, которые обратились в них с заявлением, жалобой, если
этого требует заявитель; проводить работу по разъяснению и пропаганде
законодательства о труде, анализировать его применение.

9. Действия работников инспекции труда могут быть обжалованы
у высшего должностного служебного лица или у вышестоящего органа инспекции
труда либо в судебном порядке.

10. Пунктом 4 статьи 18 Закона Украины «О занятости
населения» определен правовой статус инспекции занятости, который более
детально регламентируется Положением об инспекции по контролю за соблюдением
законодательства о занятости населения, утвержденным постановлением Кабинета
Министров Украины от 24 июня 1991 г. № 47. Инспекция занятости действует на
правах отдела в составе Государственного центра занятости Минтруда Украины, Крымского
республиканского центра занятости, областных, Киевского и Севастопольского
городских центров занятости. В городах с населением свыше 500 тысяч лиц может
создаваться структурное подразделение инспекции областного центра занятости. В
иных городах, а также в районах предусмотрены должности инспекторов инспекции
областного центра занятости.

11.Инспекция занятости, в соответствии с возложенными на нее
задачами:

а) проводит проверку соблюдения законодательства о занятости
населения предприятиями, учреждениями и организациями всех форм собственности,
фермерами и иными работодателями, в первую очередь, в отношении:
трудоустройства граждан, которые требуют социальной защиты, создания
специализированных рабочих мест для инвалидов, организации оплачиваемых
общественных работ, обеспечения гарантий материальной поддержки работников,
высвобожденных в связи с изменениями в организации производства и труда (п. 1. ст.
40 КЗоТ), предоставления государственной службе занятости информации о наличии
свободных рабочих мест (вакантных должностей) и всех принятых работников;

б) обеспечивает правильность и своевременность применения
экономических санкций к предприятиям за нарушение законодательства о занятости
населения;

в) осуществляет контроль за соблюдением гражданами
законодательства о занятости, рекомендаций службы занятости в период решения
вопроса трудоустройства и выплаты пособий по безработице, предоставлению
одноразовой помощи, материальной помощи лицам, которые проходят переподготовку
или повышение квалификации по направлению государственной службы занятости,
предоставлению беспроцентного займа безработным для занятия предпринимательской
деятельностью;

г) контролирует соответствие деятельности субъектов
предпринимательства, которые предоставляют платные посреднические услуги по
трудоустройству за рубежом, условиям и правилам осуществления такой
деятельности, предусмотренных при лицензировании Государственным центром занятости
Минтруда Украины;

д) проводит мероприятия, направленные на предотвращение
нелегального использования рабочей силы иностранцев и лиц без гражданства без
разрешения государственной службы занятости;

е) способствует организации правового обучения работников
предприятий, учреждений и организаций;

ж) рассматривает заявления и жалобы граждан, предприятий,
учреждений и организаций по вопросам, которые отнесены к компетенции инспекции,
вносит соответствующие предложения руководству государственной службы занятости.

12. Должностные лица инспекции занятости вправе
беспрепятственно посещать предприятия и получать необходимые им сведения,
давать обязательные для выполнения указания об устранении выявленных нарушений
законодательства, а также ставить перед руководителями предприятий вопросы о
наложении взысканий на должностных лиц, виновных в нарушении законодательства,
приостанавливать действие приказов, инструкций и иных решений руководства
предприятий, которые противоречат законодательству о занятости, или вносить в
вышестоящие органы предложения об их упразднении, а также применять к
предприятиям финансовые санкции, предусмотренные стст. 5 и 20 Закона «О
занятости населения».

13. Полномочия центральных органов государственной
исполнительной власти по осуществлению контроля за соблюдением законодательства
о труде на предприятиях, в учреждениях и организациях, которые находятся в их
функциональном подчинении, подчиняются общей норме, которая содержит положения,
регулирующие деятельность того или иного центрального органа государственной
исполнительной власти, а именно, что в границах своих полномочий министерство
организует выполнение актов законодательства и осуществляет систематический
контроль за их реализацией.

14. Конституцией Украины на прокуратуру не возложены функции
по общему надзору, к которому, в частности, относится и надзор за соблюдением и
правильным применением законов о труде. Однако в соответствии с пунктом 9
раздела XV «Переходные положения» Конституции Украины органы прокуратуры
продолжают выполнять в соответствии с действующими законами функции надзора за
соблюдением и применением законов до введения в действие законов, регулирующих
деятельность государственных органов по контролю за соблюдением законов.
Полномочия должностных лиц прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдение
законов о труде регулируются нормами, изложенными в Законе Украины «О прокурату
ре». Согласно статье 8 Закона Украины «О прокуратуре» требования прокурора
являются обязательными для

выполнения всеми органами, предприятиями, учреждениям,
организациями, должностными лицами и гражданами, должны выполняться немедленно
или в сроки, предусмотренные законом или определенные прокурором. Проверка
выполнения законов проводится по заявлениям и иным сообщениям о нарушении
законов, которые требуют прокурорского реагирования, а также по собственной
инициативе прокурора. При этом прокуратура не должна подменять органы
ведомственного управления и контроля и вмешиваться в хозяйственную
деятельность, если она не противоречит законодательству.

15. Необходимо заметить, что в большинстве специальных
законов, посвященных отдельным институтам трудового права («Об оплате труда»,
«Об охране труда», «Об отпусках»), содержатся нормы об осуществлении контроля
за соблюдением соответствующего закона.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ