§ 2. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ :: vuzlib.su

§ 2. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ :: vuzlib.su

96
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ, ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

.

§ 2. ОХРАНА ЗЕМЕЛЬ,
ПРЕДОСТАВЛЕННЫХ ДЛЯ НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ

Анализ состояния земельных
ресурсов показывает, что уровень экологи­чески допустимого воздействия на земли
в ряде регионов страны превы­шен, существует реальная угроза полного истощения
и загрязнения земель.

Вынос на поверхность земли,
вследствие разработки месторождений, фитотоксичных пород, биологически
агрессивных компонентов сказыва­ется на качестве почв, зачастую отсутствует
реальная возможность воз­врата землям их прежней ценовой категории и
использования земель в соответствии с их прежним целевым назначением.

Как правило, лицензия на право
пользования недрами выдается на несколько лет, зачастую на несколько десятков
лет. Следовательно, из­менение состояния земель не является одномоментным,
деградацион-ные изменения носят длительный и латентный характер. В целях свое­временного
выявления изменений состояния земель, их оценки и про­гноза, разработки
мероприятий по предотвращению и устранению последствий негативных процессов на
земле и предусматривается про­ведение мониторинга земель, усиление контроля за
использованием и охраной земель.

Использование богатого мирового
опыта реформирования земельных отношений, охраны окружающей природной среды и
земельных ресурсов способствовало законодательному закреплению идей создания
денежного фонда охраны земель и специализированных информационно-консульта­ционных
центров.

Закон РФ «О недрах» (ст. 22)
обязывает недропользователя соблюдать утвержденные в установленном порядке
стандарты (нормы, правила), регламентирующие условия охраны недр, атмосферного
возду­ха, земель, лесов, вод, а также зданий и сооружений от вредного влия­ния
работ, связанных с пользованием недрами; а также приводить участ­ки земли и
другие природные объекты, нарушенные при пользовании недрами, в состояние,
пригодное для их дальнейшего использования.

Основные правила,
регламентирующие условия охраны земель, лесов, вод и окружающей среды,
установлены в земельном законодательстве, в природоохранном законодательстве.

Земельный кодекс РФ организациям
горно-добывающей и нефтегазо­вой промышленности предоставляет земельные участки
для разработки полезных ископаемых после оформления горного отвода, утверждения
проекта рекультивации земель, восстановления ранее отработанных зе­мель. Особо
ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья предос­тавляются после
отработки других сельскохозяйственных угодий, распо­ложенных в границах горного
отвода.

Закон РФ «Об охране окружающей
среды» от 10 января 2002 г. предъявляет общие требования в области охраны
окружающей среды при размещении, проектировании, строительстве, реконструкции,
вводе в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строе­ний,
сооружений и иных объектов (ст. 34). Размещение, проектирование, строительство,
реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, кон­сервация и ликвидация
зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное
негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с
требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны
предусматриваться меро­приятия по охране окружающей среды, восстановлению природной
сре­ды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресур­сов,
обеспечению экологической безопасности.

Нарушение требований в области
охраны окружающей среды влечет за собой приостановление размещения,
проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию,
эксплуатации, консервации и ли­квидации зданий, строений, сооружений и иных
объектов по предписа­ниям органов исполнительной власти, осуществляющих
государственное управление в области охраны окружающей среды.

При осуществлении строительства и
реконструкции зданий, строе­ний, сооружений и иных объектов принимаются меры по
охране окру­жающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации зе­мель,
благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Земли, предоставленные для
недропользова­ния, подвергаются разрушению. Меняется их качественное состояние,
экономическая при­влекательность. При этом необходимо иметь в виду длительность
горно-добывающей дея­тельности, в процессе которой земли ис­пользуются для
разработки месторождения поэтапно. Вследствие этого встает задача поэтапного
возвращения этих земель в хозяйственный обо­рот. Однако в том виде, в котором
они существуют после окончания горных работ, возврат их не представляется
возможным.

Особое место в регулировании
отношений по использованию земли для целей недропользования занимает процедура
возврата восстановленным землям их кадастровой стоимости и возможность целевого
использования этих земель, которое существовало до их изъятия недропользователем.

Рекультивация как раз и
предназначена для этих целей. Осуществле­ние рекультивационных работ позволяет
восстановить нарушенный поч­венный слой, природный ландшафт. Рекультивация
территорий, нару­шенных открытыми и подземными горными работами, восполняет зе­мельные
ресурсы, выбывающие из сельскохозяйственного оборота, улучшает
санитарно-гигиенические условия жизни и деятельности чело­века в
горно-промышленных районах.

Отношения, возникающие в процессе
восстановления нарушенных зе­мель, регулируются Земельным кодексом РФ, Законом
РФ «О недрах», Законом РФ «Об охране окружающей среды», Постановлением
Правитель­ства РФ № 140 от 23 февраля 1994 г. «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы»1; Основными
положениями о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном
использовании плодородного слоя почвы и Методическими указаниями по организации
и осуществлению контроля за горно-тех­нической рекультивацией земель,
нарушенных горными работами.

Эти законодательные и
ведомственные акты определяют основные требования к восстановлению земель и
содержание рекультивации, меха­низм проведения рекультивационных работ и формы
осуществления кон­троля за проведением рекультивации.

«Основные положения о рекультивации
зе­мель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя
почвы» предусматривают два этапа рекультивации: технический и биологический.
Технический этап включает в себя нанесение плодородного слоя почвы, устройство
ме­лиоративных сооружений, захоронение токсичных пород и т. д. Биологи­ческий
этап включает комплекс агротехнических и фитомелиоративных мероприятий (т. е.
посадка зеленых насаждений, «облесение», восстановле­ние биологического
равновесия на нарушенных землях).

Условия приведения нарушенных
земель в состояние, пригодное для дальнейшего использования, порядок снятия,
хранения и дальнейшего при­менения плодородного слоя почвы устанавливается
местной администрацией совместно с территориальным подразделением Федеральной
службы земель­ного кадастра России. Порядок и условия проведения рекультивации
закреп­ляются в проекте рекультивационных работ, который должен получить поло­жительное
заключение государственной экологической экспертизы.

Стоит отметить, что
рекультивационные работы капиталоемкие, по­скольку включают в себя затраты на
различные технические процедуры (засыпка и планировка шахт, химическая
мелиорация токсичных пород, ликвидация послеусадочных явлений и т. д.) и
затраты на проведение го­сударственной экологической экспертизы, различных
обследований и разработку проекта, на деятельность комиссий по приемке-передаче
ре­культивированных земель и т. п.

Для осуществления контроля за
качественным и своевременным возвратом земель в хозяйст­венный оборот в
«Основных положениях о ре­культивации земель, снятии, сохранении и ра­циональном
использовании плодородного слоя почвы» содержится рекомендательная норма о
создании Постоянной ко­миссии по вопросам рекультивации земель. В состав этой
комиссии вклю­чаются представители землеустроительных, природоохранных,
водохозяйст­венных, лесохозяйственных, архитектурно-строительных, санитарных,
фи­нансово-кредитных и других заинтересованных органов.

Территориальный орган Федеральной
службы земельного кадастра России осуществляет организационно-техническое
обеспечение деятель­ности этой комиссии.

Недропользователь в письменном
виде извещает Постоянную комис­сию о завершении им рекультивационных работ. К
этому извещению прилагается пакет документов, на основе которых и на основе
проверки на месте Постоянная комиссия проверяет качество проведения рекульти­вации
и проводит принятие восстановленных земель. Приемка-передача рекультивированных
земель Постоянной комиссией осуществляется в ме­сячный срок после поступления
письменного извещения.

В работе этой комиссии принимают
участие представители юридиче­ских лиц или граждане, сдающие и принимающие
восстановленные зем­ли, эксперты, другие заинтересованные лица. Процедура
приема рекуль­тивированных земель оформляется актом приемки-сдачи.

На практике порой возникает
ситуация, когда проведение определен­ного направления рекультивации1, в силу
различных физико-географиче­ских, технических и других обстоятельств, не
представляется возможным. К примеру, рекультивация земель, арендованных для
нужд месторож­дения, предполагает их восстановление в прежнем виде. То есть где
до прихода газовиков росла, допустим, пшеница, после их ухода должна расти
именно пшеница. Но иногда проведенная рекультивация не позво­ляет полностью
восстановить биокультуры, существовавшие на этих поч­вах до ведения горных
работ. Например, ягель воспроизвести искусствен­ным путем никому еще не
удавалось. Если ягель вырастить невозможно, не лучше ли посеять смесь других
трав.

В этом случае Постоянная комиссия
вправе внести в органы местного самоуправления предложения об изменении
целевого использования сда­ваемого участка в порядке, установленном в земельном
законодательстве.

Кроме того, если возвращенная
собственнику, землевладельцу, земле­пользователю, арендатору земля требует
восстановления плодородия почв, то акт приемки-передачи рекультивированной
земли утверждается после полного или частичного (в случае поэтапного
финансирования) перечисления необходимых средств для этих целей на расчетные
счета собственников земли, землепользователей, землевладельцев, арендаторов.

Управление и контроль за
использованием зе­мель, предназначенных для недропользования, осуществляют
Президент Российской Федера­ции, Правительство Российской Федерации, органы
исполнительной власти субъектов Рос­сийской Федерации, а также органы
исполнительной власти, специально уполномоченные на осуществление такой
деятельности.

 Земельный кодекс РФ в главе 12
определяет, что специально уполномоченными государственными органами
осуществляется государственный В земельный контроль за соблюдением земельного
законодательства, требований охраны и использования земель организациями
независимо от их В организационно-правовых форм и форм собственности, их
руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Кроме того, Кодекс  предусматривает
муниципальный и общественный земельный контроль, В который осуществляется
органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами.

Общественный земельный контроль
осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими
общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением
установленного  порядка подготовки и принятия исполнительными органами
государственной власти и органами местного самоуправления решений.

Ш Законодательство
предусматривает несколько направлений рекультивации, в  зависимости от
дальнейшего целевого использования земель: сельскохозяйственная,
лесохозяйственная, водохозяйственная, строительная, рекреационная,
природоохранная, санитарно-оздоровительная.

Права и законные интересы граждан
и юридических лиц, а также за со­блюдением требований использования и охраны
земель. Статья 73 Земель­ного кодекса РФ содержит положения о производственном
земельном контроле, который осуществляется собственником земельного участка,
землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе
осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке.

Положение о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской
Федерации (утвержден­ное постановлением Совета Министров РФ от 23 декабря 1993 г. № 1362 с изменениями от 12 марта 1996 г.) уточняет, что специально уполномо­ченными
государственными органами, осуществляющими государствен­ный земельный контроль,
являются:

Министерство имущественных отношений
Российской Федерации;

Федеральная служба земельного
кадастра России;

Министерство здравоохранения
Российской Федерации;

Государственный комитет
Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу и его
органы на местах.

Также необходимо этот перечень
допол­нить Министерством природных ресурсов РФ и Федеральным горным и промыш­ленным
надзором России, поскольку в данном случае осуществляется земельный контроль не
в чистом виде, а примени­тельно к использованию этих земель для целей
недропользования. Министерство природных ресурсов РФ и его территориальные
органы отвечают за вопросы управления и осуществле­ния контроля за
использованием недр и запасов полезных ископаемых, а Федеральный горный и
промышленный надзор России осуществляет контроль за рациональным использованием
и охраной недр.

Правовое положение вышеназванных
органов исполнительной власти определено в соответствующих Положениях об этих
органах, утверждае­мых Правительством Российской Федерации. Необходимо иметь в
виду, что в данном случае идет рассмотрение функций органов исполнитель­ной
власти в отношении земель, предоставленных для недропользования. Земли
недропользования — это, как правило, уже нарушенные земли, подвергшиеся
активному воздействию, земли с нарушенным почвенным слоем и нуждающиеся в
восстановлении, рекультивации и охране. По­этому рассматриваются только
функции, связанные с охраной, восста­новлением и рекультивацией земель.

Так, в Положении о Министерстве
имущественных отношений Рос­сийской Федерации (Постановление Правительства РФ
от 18 июля 2000 г. № 536 «Вопросы Министерства имущественных отношений
Российской Федерации» (с изменениями от 22 января, 1 августа 2001 г.) по вопросу об управлении земельными участками за министерством закреплены функции проведения
единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
управления и распоряжения государственным иму­ществом и земельными ресурсами в
пределах своей компетенции.

Постановлением Правительства РФ
от 11 января 2001 г. № 22 «Об ут­верждении Положения о Федеральной службе
земельного кадастра России» в функции Росземкадастра по вопросу управления и
охраны земель, пре­доставленных для целей недропользования, входит
осуществление государственного контроля за использованием и охраной земель;
обеспечение в ус­тановленном порядке федеральных органов государственной
власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов
местного самоуправления, заинтересованных юридических и физических лиц инфор­мацией
о состоянии земель, прогнозировании и планировании их рацио­нального
использования; выявление загрязненных и деградированных зе­мель, подготовка
предложений по их восстановлению или консервации; со­ставление ежегодно
государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в
Российской Федерации, отчеты о государствен­ном контроле за использованием и
охраной земель, о рекультивации нару­шенных земель, снятии и использовании
плодородного слоя почвы.

Государственный комитет
Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу
организует государственный кон­троль за использованием и охраной земель в
городских и сельских посе­лениях и издает инструкции о порядке его
осуществления.

При добыче полезных ископаемых,
особенно открытым способом, на поверхность земли часто выносятся фитотоксичные
породы, другие хими­ческие вещества, негативно влияющие на экологическое
состояние грун­товых вод, почв, атмосферного воздуха. Все эти факторы
складываются в единый фактор, оказывающий неблагоприятное воздействие на
здоровье населения, проживающего в регионе геолого-разведочных и добычных ра­бот.
В задачи Министерства здравоохранения РФ, согласно постановлению Правительства
РФ от 3 июня 1997 г. № 659 «Об утверждении Положения о Министерстве
здравоохранения Российской Федерации» (с изменениями от 11 декабря 1997 г., 12 ноября 1999 г., 1 июня 2000 г.), входит охрана здоровья населения. Поэтому в функции
министерства входит осуществление государственного
санитарно-эпидемиологического надзора; санитар­но-гигиеническое нормирование,
координация и регулирование вопросов охраны здоровья населения в связи с
воздействием на человека неблаго­приятных факторов среды его обитания и условий
жизнедеятельности.

Земля для недропользования
предоставляется не как сам объект использования, а как земная по­верхность, под
которой расположены недра (часть земной коры, расположенной ниже поч­венного
слоя, а при его отсутствии — ниже зем­ной поверхности и дна водоемов и
водотоков, простирающейся до глубин, доступных для гео­логического изучения и
освоения). Поэтому в список органов, осуществляющих управление и контроль за
использова­нием земель, предоставленных для целей недропользования, следует
включить Министерство природных ресурсов РФ и Федеральный горный и промышленный
надзор России.

Министерство природных ресурсов
Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти,
проводящим государствен­ную политику и осуществляющим управление в сфере
изучения, исполь­зования, воспроизводства, охраны природных ресурсов и окружающей
природной среды, обеспечения экологической безопасности (Положение о
Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утверждено Постановлением
Правительства РФ от 25 сентября 2000 г. № 726).

Министерство природных ресурсов
Российской Федерации является в том числе и федеральным органом управления
государственным фондом недр и осуществляет соответствующие функции:
организационное обеспе­чение государственной системы лицензирования пользования
недрами, ор­ганизует проведение конкурсов и аукционов на право пользования
недра­ми, в том числе на условиях раздела продукции, осуществляет в установ­ленном
порядке выдачу, регистрацию, приостановление действия и аннулирование лицензий
на пользование недрами по всем видам мине­рального сырья, включая подземные
воды, участвует в пределах своей компетенции в подготовке соглашений о разделе
продукции; обеспечивает организацию и проведение государственной экологической
экспертизы, государственной экспертизы запасов полезных ископаемых,
геологической, экономической и экологической информации о предоставляемых в
поль­зование участках недр, экспертизы проектно-сметнои документации на ве­дение
работ по геологическому изучению недр.

Что касается Федерального горного
и промышленного надзора Рос­сии (Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2001 г. № 841 «Об утверждении Положения о Федеральном горном и промышленном надзо­ре России»), то он
организует и осуществляет государственный надзор за безопасным ведением работ,
связанных с пользованием недрами, в том числе при геологическом изучении недр,
в целях обеспечения соблюде­ния всеми пользователями недр предусмотренных
законодательством Российской Федерации требований по безопасному ведению горных
ра­бот, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую
природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр; осуществляет в
пределах своей компетенции государственный кон­троль за рациональным
использованием и охраной недр (за соблюдением норм и правил при составлении и
реализации проектов по добыче и пе­реработке полезных ископаемых, использованию
недр в целях, не свя­занных с добычей полезных ископаемых). Кроме того,
Федеральный гор­ный и промышленный надзор России в пределах своей компетенции
со­гласовывает условия лицензий на пользование недрами, технические проекты на
пользование участками недр и осуществляет в установленном порядке контроль за
их соблюдением, а также согласовывает порядок уточнения границ горных отводов
для разработки месторождений полез­ных ископаемых, строительства и эксплуатации
подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

.

    Назад

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ