§ 2. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ :: vuzlib.su

§ 2. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ :: vuzlib.su

5
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

.

§ 2. ЗЕМЛИ ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ
ПРИРОДНЫХ ТЕРРИТОРИЙ

К землям особо охраняемых
природных территорий относятся:

— земли государственных природных
заповедников, в том числе биосферных, государственных природных заказников,
памятников приро­ды, национальных парков, природных парков, дендрологических
парков, ботанических садов;

— территории традиционного
природопользования коренных мало­численных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Фе­дерации;

— земли лечебно-оздоровительных
местностей и курортов.

Основную часть земель особо
охраняемых природных территорий со­ставляют земли государственных природных
заповедников и заказников, национальных парков и других видов особо охраняемых
природных тер­риторий, входящих в природно-заповедный фонд. Хотя заповедование,
полное или частичное изъятие природных объектов из хозяйственного
использования, как это было в начале прошлого века, ныне не является основным
способом охраны природы, заповедные территории играют важную роль в современной
организации охраны окружающей среды. В Российской Федерации сформирована
многофункциональная система особо охраняемых природных территорий, образующих
природно-заповедный фонд.

Федеральный закон от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях тради­ционного природопользования коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» к особо охраняе­мым
природным территориям относит земли исконной среды прожива­ния представителей
малых народов, сохраняющих традиционный образ жизни и осуществляющих
неистощительное природопользование и про­мыслы.

Особо охраняемыми природными
территориями признаны земли ле­чебно-оздоровительных местностей и курортов,
особая ценность которых обусловлена тем, что на их землях имеются природные
лечебные ресур­сы, используемые для лечения и профилактики заболеваний и отдыха
людей.

Земли особо охраняемых природных
территорий относятся к объектам общенационального достояния и находятся в
федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в
муниципальной соб­ственности. В случаях, предусмотренных федеральным
законодательством, в пределах этих земель могут находиться земельные участки,
принадлежа­щие на праве собственности гражданам и юридическим лицам.

На объявленных особо охраняемыми
природными территориями зем­лях устанавливается режим, направленный на
сохранение благоприятного состояния окружающей среды, обеспечения устойчивого
функционирова­ния естественных экологических систем и созданных человеком объек­тов,
имеющих рекреационное и защитное значение.

В целях защиты земель особо
охраняемых природных территорий от антропогенных воздействий на прилегающих к
ним земельных участках могут создаваться охранные зоны (округа) с регулируемым
режимом хо­зяйственной деятельности. На их территории запрещается деятельность,
оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо
охраняемых природных территорий. У собственников и иных пользователей земель в
охранных зонах и округах земельные участки не изымаются, но пользователи ими
обязаны соблюдать установленный ох­ранный режим.

Все виды особо охраняемых
природных территорий учитываются при разработке территориальных комплексных
схем, схем землеустройства и районной планировки. Для создания новых и
расширения существующих особо охраняемых природных территорий органам
государственной вла­сти субъектов Российской Федерации предоставлено право
принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить
особо охраняемыми, и об ограничении хозяйственной деятельности на этих землях.

Земли государственных природных
заповедников, государственных при­родных заказников, памятников природы,
национальных, природных дендро­логических парков и ботанических садов образуют
природно-заповедный фонд. Общая площадь особо охраняемых природных территорий в
Рос­сийской Федерации составляет 420 тыс. кв. км. Их земли представляют
относительно мало измененные человеком пространства, охватывающие почти все
основные типы природно-территориальных комплексов России.

На землях природно-заповедного
фонда запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением их
природных комплексов. Не допускается изъятие взятых под охрану земель или иное
прекращение прав на эти земли для нужд, противоречащих их целевому назначению.

Порядок организации,
использования и охраны земель природно-заповедного фонда определен Земельным
кодексом РФ и Федеральным за­коном от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», постановлениями Правительства РФ,
положениями о кон­кретных особо охраняемых природных территориях.

Высшей формой особо охраняемых
природных территорий являются государственные природные заповедники. Они
организуются на землях, имеющих природоохранное, научное,
эколого-просветительное значение, как образцы естественной природной среды,
типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда
растительного и животного мира. Их сохранение и изучение осуществляют
федеральные природоохранные, научно-иссле­довательские и
эколого-просветительные учреждения — государственные, природные заповедники. В
настоящее время организовано 100 государст­венных природных заповедников.

В рамках международной научной
программы «Человек и биосфера» функционируют 23 государственных природных
биосферных заповедни­ка, которые осуществляют постоянные наблюдения за
состоянием и раз­витием природных процессов на неизмененных (слабо измененных)
уча­стках биосферы. Они входят в международную систему биосферных ре­зерватов,
осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

Государственные природные
заповедники учреждаются Правительст­вом Российской Федерации. Их основными
задачами являются:

— осуществление охраны природных
территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в
естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

— организация и проведение
научных исследований, включая веде­ние Летописи природы;

— осуществление экологического
мониторинга;

— экологическое просвещение;

— содействие в подготовке научных
кадров и специалистов в облас­ти охраны окружающей среды.

Земли государственным природным
заповедникам предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование. Земельные
участки в их границах не подлежат приватизации.

На территории государственного
природного заповедника не допуска­ется любая деятельность, противоречащая его
задачам и режиму.

Запрещенные на территории государственного
природного заповед­ника виды деятельности определены Положением о
государственном за­поведнике, утвержденным Правительством РФ 18 декабря 1991 г. ред. Постановления Правительства РФ от 23 апреля 1996 г. № 5271) и приме­нительно к условиям конкретного заповедника и его индивидуальном положении.

Земельный кодекс РФ запретил на
землях государственных природ­ных заповедников:

предоставление садоводческих и
дачных участков; строительство федеральных автомобильных дорог, трубопроводов,
ли­ний электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и
эксплуатацию промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с
функционированием заповедника; движение и стоянки ме­ханических транспортных
средств, не связанных с функционированием заповедника;

прогон скота вне автомобильных
дорог, а также иные виды деятель­ности, запрещенные федеральным
законодательством.

На территории государственного
заповедника выделяются участки земли, где исключается всякое вмешательство в
природные процессы. На специально выделенных участках частичного хозяйственного
исполь­зования, не включающих особо ценные экологические системы и объек­ты,
ради которых создан заповедник, допускается деятельность, направ­ленная на
обеспечение функционирования государственного природного заповедника и
жизнедеятельности граждан, проживающих на его терри­тории. Пребывание
посторонних лиц в государственных природных запо­ведниках допускается при
наличии специального разрешения его адми­нистрации.

На прилегающих к территории
государственного природного заповед­ника участках земли и водного пространства
создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования. К территории
биосферного заповедника могут быть присоединены территории для биосферных по­лигонов,
где проводятся научные исследования, экологический монито­ринг, апробируются
методы рационального природопользования.

Государственными природными
заказниками объявляются территории, имеющие особое значе­ние для сохранения и
восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания
экологического баланса. Их основные зада­чи — ресурсосбережение и защита
окружающей среды.

На территории Российской
Федерации учреждены государственные природные заказники различных профилей:

— комплексные (ландшафтные)
заказники, предназначенные для со­хранения и восстановления природных
комплексов (природных ланд­шафтов);

— биологические (ботанические и
зоологические), предназначенные для сохранения и восстановления редких и
исчезающих видов растений и животных, в том числе ценных видов в хозяйственном,
научном и культурном отношениях;

— палеонтологические,
предназначенные для сохранения ископае­мых объектов;

— гидрологические (болотные,
озерные, речные, морские), предна­значенные для сохранения ценных водных
объектов и экологических систем: болот, озер, рек, морей;

— геологические, предназначенные
для сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.

Государственные природные
заказники федерального значения учреж­даются решением Правительства РФ,
регионального значения — органа­ми исполнительной власти субъектов Федерации по
согласованию с со­ответствующими органами местного самоуправления.

Объявление земель государственным
природным заказником допуска­ется как с изъятием земель (в том числе путем
выкупа), так и без их изъятия у собственников, землепользователей,
землевладельцев и аренда­торов.

На землях государственных
природных заказников установлен «за­каз» — постоянный или временный запрет
деятельности, противоречащей целям создания заказника или причиняющий вред его
природным ком­плексам и компонентам. Особенности режима особой охраны земель
конкретного государственного природного заказника определяются По­ложением,
утвержденным специально уполномоченным органом в облас­ти охраны окружающей
среды.

Собственники и иные пользователи
земель, расположенных в грани­цах земельных участков государственного
природного заказника, обязаны соблюдать установленный режим охраны.

Памятниками природы объявляются
выделенные в установленном порядке участки земель, на которых имеются
уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и
эстетическом отноше­нии природные комплексы и объекты. Термин «памятник
природы» впервые употребил немецкий естествоиспытатель и путешественник
Александр Гумбольдт, когда назвал так обнаруженное необычное по раз­мерам и
возрасту дерево.

К памятникам природы относят:
участки живописных, исторически ценных местностей; эталоны нетронутой природы;
старинные аллеи и парки; древние копи; каналы; объекты природы, послужившие
основой для создания произведений литературы и искусства, связанные с жизнью
замечательных людей; места произрастания и обитания ценных реликто­вых, редких
растений и животных; участки леса, ценные по породному составу, продуктивности;
болота, являющиеся местами произрастания ягодных, лекарственных, технических
культур; уникальные формы релье­фа, геологические обнажения; водные объекты
(реки, озера, участки ак­ваторий и морей); береговые объекты (дюны, косы,
бухты, лагуны); от­дельные объекты живой и неживой природы
(деревья-долгожители, ска­лы необычной формы, гроты, валуны, холмы, ледники,
водопады) и др.

Решение об объявлении природного
объекта или комплекса памятни­ком природы федерального значения принимает
Правительство РФ, ре­гионального значения — органы государственной власти
субъектов Россий­ской Федерации, местного значения — органы местного
самоуправления.

Памятником природы федерального
значения объявлено озеро Светлояр (Нижегородская область). Из глубины веков
дошла легенда об ис­чезнувшем в озере Светлояр граде Китеже. Когда хан Батый
окружил Китеж, из-под земли вдруг забили многоводные источники и город с до­мами,
церквами и жителями ушел под воду. С тех пор город, по преда­нию, невидим, но
цел. Люди верят в легенду и ежегодно в ночь Ивана Купалы собираются на его
берегах, со свечами обходят озеро; говорят, это приносит счастье.

На территориях, где находятся
памятники природы, в границах их охранных зон запрещается деятельность,
влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы. Собственники и иные
пользователи земель, на которых находятся памятники природы, принимают на себя
обязательства по обеспечению ч их охраны.

В связи с объявлением памятником
природы земельный участок, занятый им, может быть изъят у собственников, землепользователей,
землевладельцев. Памятники природы на местности обозначаются знака­ми. Цель их
— определить границы охраняемой территории и дать ин­формацию о памятнике
природы.

Земли национальных парков
представляют собой территории с природными комплексами и объектами, имеющими
особую экологическую, историко-культурную и эстетическую ценность и
предназначенные для использования в природоохранных, просветительских, научных,
культур­ных целях и для регулируемого туризма.

Организация национальных парков в
России началась с 1983 г., когда был учрежден Сочинский национальный парк;
сейчас их 35. Территория Забайкальского, Прибайкальского, Тункинского
(Республика Бурятия), «Югыд ва» (Республика Коми) в соответствии с Конвенцией
ЮНЕСКО отнесена к объектам Всемирного культурного и природного наследия.
Территория национального парка «Мещерский» (Рязанская область) от­несена к
водно-болотным угодьям, имеющим международное значение главным образом в
качестве местообитаний водоплавающих птиц в соот­ветствии с Рамсарской
конвенцией. В последние десять лет организовано много национальных парков в
Европейской части России: «Орловское полесье», «Утра», «Смоленское приозерье» и
др., все они открыты для туристов.

Национальные парки учреждаются
постановлением Правительства Российской Федерации. Их земли находятся в
федеральной собственно­сти и предоставляются национальному парку в постоянное
(бессрочное) пользование. Историко-культурные объекты, поставленные на
государст­венную охрану, передаются в пользование национального парка по согла­сованию
с органами охраны памятников истории и культуры.

В границах национальных парков
допускается наличие земельных участков иных пользователей и собственников
земель, деятельность кото­рых не оказывает негативное (вредное) воздействие на
земли националь­ного парка и не нарушает режим использования его земель.

Организация территории
национального парка обусловлена сочета­нием возложенных задач: природоохранных
и рекреационных. В преде­лах их земель выделены функциональные зоны с различным
режимом: заповедная, где запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреа­ционное
использование; особо охраняемая, в пределах которой обеспе­чиваются условия для
сохранения природных комплексов и объектов и на территории которой допускается
строго регулируемое посещение; познавательного туризма, предназначенная для
организации экологиче­ского просвещения, ознакомления с достопримечательностями
нацио­нального парка; рекреационная, предназначенная для отдыха; охраны
историко-культурных объектов. Зоны обслуживания посетителей и хо­зяйственного
назначения выполняют функции по обеспечению отдыха на природе.

На территории национального парка
запрещается деятельность, кото­рая может нанести ущерб его природным
комплексам, растительному и животному миру, культурно-историческим объектам и
противоречит це­лям и задачам парка.

Администрации национального парка
предоставлено право оказывать влияние на развитие и использование его
территории, с нею согласовы­ваются планы деятельности хозяйствующих субъектов
на его территории,

проекты развития населенных
пунктов. Администрация национального парка имеет исключительное право на
приобретение земельных участков иных пользователей. Земельные участки в
пределах границ национальных парков не подлежат приватизации.

У создаваемых в регионах
природных парков много общего с нацио­нальными парками. На них возлагаются
задачи по сохранению природ­ной среды, природных ландшафтов, созданию условий
для отдыха людей, но в отличие от национального парка здесь не исключается
массовый отдых.

Решение об образовании природных
парков принимают органы госу­дарственной власти субъектов РФ. Территории
природных парков распо­лагаются на землях, предоставленных им в постоянное
(бессрочное) пользование. Допускается размещение природных парков на землях
иных пользователей и собственников. На территории природного парка запре­щается
деятельность, влекущая изменение исторически сложившегося природного ландшафта,
снижение или уничтожение экологических, эсте­тических и рекреационных качеств
природных парков, нарушение режи­ма содержания памятников истории и культуры.

Конкретные особенности режима
каждого национального и природ­ного парка определяются его индивидуальным
положением.

Дендрологические парки и
ботанические сады располагаются на землях, предоставленных од­ноименным
государственным учреждениям для создания и размещения коллекций растений.
Дендрологическими парками и ботаническими са­дами ведется научная работа в
области ботаники, растениеводства, селек­ции, декоративного садоводства,
ландшафтной архитектуры, а также осу­ществляется учебная и просветительная
деятельность.

Первыми ботаническими садами в
России были аптечные огороды, где врачи и провизоры собирали и выращивали
лекарственные растения. Отвоевав у шведов земли в устье Невы, Петр I передал
остров Вороний (ныне Аптекарский) Главной аптеке армии для устройства
аптекарского огорода, где выращивались лекарственные и собирались иноземные рас­тения.
Уже в 1721 г. здесь изготовляли 160 наименований лекарственных препаратов. В
Главном ботаническом саду Российской академии наук в Москве, Ботаническом саду
Санкт-Петербурга собраны десятки тысяч живых растений и гербарии флоры со всего
мира.

Земли, предоставленные
дендрологическим паркам и ботаническим садам, передаются им в бессрочное
(постоянное) пользование и предна­значаются только для выполнения их прямых
задач. Территория дендро­логических парков и ботанических садов делится на
функциональные зоны: экспозиционную, посещение которой разрешается в
установленном дирекцией парков и садов порядке, здесь размещаются для обозрения
коллекции растений; научно-экспериментальную, закрытую для посети­телей, доступ
в которую имеют только научные сотрудники, а также спе­циалисты других
научно-исследовательских учреждений; административ­ную.

На землях дендрологических парков
и ботанических садов запрещает­ся деятельность, не связанная с выполнением
возложенных на них задач и влекущая за собой нарушение сохранности
флористических объектов.

Находясь в дендрологических
парках и ботанических садах, посетите­ли должны соблюдать установленные правила
посещения: не заходить на куртины, где расположены экспозиции растений, не
рвать цветы, не по­вреждать кустарники и деревья, не загрязнять территорию.

Особо охраняемыми природными
территориями признаны земли, выделенные для ведения традиционного
природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего
Востока Россий­ской Федерации. На образованных территориях осуществляется
защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочислен­ных
народов, сохранение и развитие их самобытной культуры, сохране­ние традиционного
природопользования и биологического разнообразия. Порядок их выделения и
использования установлен Федеральным зако­ном от 7 мая 2001 г. № 49-ФЗ «О территориях традиционного природо­пользования коренных малочисленных народов
Севера, Сибири и Даль­него Востока Российской Федерации».

Образование территорий
традиционного природопользования осуще­ствляется на основании обращения
представителей малочисленных наро­дов, их общин или уполномоченных лиц для
территорий федерального значения решениями Правительства РФ по согласованию с
органами власти соответствующих субъектов Российской Федерации, регионально­го
и местного значения — решениями соответствующих органов власти, нескольких
субъектов Российской Федерации или муниципальных обра­зований — решениями
органов соответствующих образований.

Размеры выделяемых территорий
должны быть такими, чтобы они обеспечивали поддержание достаточных для
возобновляемости и сохра­нения биологического разнообразия популяций растений и
животных; возможности различных видов традиционного природопользования;
со«-хранения исторически сложившихся социальных и культурных связей ма­лочисленных
народов и целостности их историко-культурного наследия.

Основная часть выделяемых земель
— земельные участки и водные пространства, используемые для ведения
традиционного природопользо­вания и традиционного образа жизни: оленьи
пастбища, охотничьи и иные угодья, участки акваторий моря для промысла рыбы и
морского зверя, сбора дикорастущих растений. На территории традиционного при­родопользования
выделяются земли, где расположены поселения, имею­щие временное значение и
стационарные жилища, стойбища, стоянки оленеводов и рыболовов; земли, занятые
объектами историко-культурно­го наследия, культовыми сооружениями, местами
древних поселений, за­хоронений предков, а также иные объекты, имеющие
культурную, исто­рическую и религиозную ценность.

Правовой режим территорий
традиционного природопользования ус­танавливается положениями, утвержденными
соответственно Правитель­ством РФ, органами исполнительной власти субъектов
Российской Феде­рации, органами местного самоуправления с участием лиц,
относящихся к малочисленным народам, общинам малочисленных народов, их упол­номоченных.

Использование природных ресурсов,
находящихся на территории тра­диционного природопользования, должно
осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также
обычаями малочис­ленных народов.

Под традиционным
природопользованием понимаются исторически сложившиеся и обеспечивающие
неистощительное природопользование; способы использования объектов животного и
растительного мира, дру­гих природных ресурсов, применяемые коренными
малочисленными на­родами. Обычаи — традиционно сложившиеся и широко применяемые
этими народами правила ведения традиционного природопользования и традиционного
образа их жизни.

Охрана окружающей среды в
пределах границ территории традицион­ного природопользования обеспечивается
органами исполнительной вла­сти Российской Федерации, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а
также ли­цами, относящимися к малочисленным народам и общинам малочислен­ных
народов.

Отнесение этих земель к особо
охраняемым природным территориям обусловлено наличием природных лечебных
ресурсов, благоприятного климата и других природных факторов, необхо­димых для
санаторно-курортного лечения и отдыха.

Российская Федерация располагает
разнообразными видами приме­няемых медициной природных лечебных ресурсов,
позволяющих прово­дить эффективное лечение в санаторно-курортных учреждениях и
укреп­лять здоровье людей.

Это — лечебные минеральные воды,
лечебные грязи, природные газы и пар, имеющие лечебное значение; бишофит,
нафталан, озокерит, соли и другие полезные ископаемые; лечебный климат; рапа
лиманов и озер; акватории морей, озер, рек, предназначенные для отдыха и
лечебно-оз­доровительных целей; пляжи водных объектов, используемые для лечеб­ных
процедур; леса, лесопарки, курортные парки, другие зеленые насаж­дения,
выполняющие лечебно-оздоровительные и санитарно-гигиениче­ские функции. Их
лечебные свойства устанавливаются на основании научных исследований,
многолетней практики и утверждаются органами здравоохранения.

Отношения в сфере изучения,
использования, охраны природных ле­чебных ресурсов, лечебно-оздоровительных
местностей и курортов опре­делены Федеральным законом от 23 февраля 1995 г. № 26-ФЗ «О при­родных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и ку­рортах»,
Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных
территориях», Земельным кодексом РФ (ст. 96). Чтобы быть признанным
лечебно-оздоровительной местностью, зе­мельный участок должен обладать одним
или несколькими уникальными природными лечебными ресурсами, быть пригодным для
организации ле­чения и профилактики заболеваний, а также для отдыха населения.
На его территории должны быть достаточные запасы минеральных вод, лечебных
грязей и другие лечебные факторы. Площадь его должна быть пригодной для
курортного строительства, удовлетворять экологическим и санитар­но-эпидемиологическим
правилам, установленным для особо охраняемых территорий
лечебно-оздоровительного назначения. Этот земельный уча­сток должен иметь
источники хозяйственно-питьевого и технического во­доснабжения, надежные
системы энергоснабжения. На землях, признан­ных лечебно-оздоровительными
местностями, в будущем создаются курор­ты. Лечебно-оздоровительной местностью
может быть признан земельный участок, где расположен отдельный объект, имеющий
лечебное значение (минеральный-источник, месторождение лечебных грязей).

Курортом является освоенная и
используемая в лечебных и профи­лактических целях особо охраняемая
лечебно-оздоровительная местность, располагающая природными лечебными ресурсами
и необходимыми для эксплуатации зданиями, сооружениями, включая объекты
инфраструкту­ры. Компактно расположенные лечебно-оздоровительные местности и
курорты образуют курортный регион.

Российские курорты ведут свое
начало от учрежденного на Олонец-ких водах в Карелии курорта «Марциальные
воды». Лечебный потенциал российских курортов высок, всемирно известны курорт
Кавказские Ми­неральные Воды, Сочи, Анапа, Старая Русса, Белокуриха на Алтае,
Се­верная Ривьера — побережье Финского залива.

Признание территории
лечебно-оздоровительной местностью и курортом федерального значения
производится Правительством РФ, лечебно-оздоровительной местностью или курортом
регионального значе­ния — органом исполнительной власти субъекта Российской
Федерации.

Для сохранения, восстановления,
рационального использования при­родных лечебных ресурсов, обеспечения
благоприятных условий для лечения и отдыха на землях, признанных
лечебно-оздоровительными мест­ностями и курортами, устанавливается особый
режим. На их территории образуются округа санитарной и горно-санитарной охраны
с регламенти­рованным режимом хозяйствования, проживания и природопользования.
Округ горно-санитарной охраны устанавливается, где природные лечеб­ные ресурсы
относятся к недрам, в остальных случаях — округа санитар­ной охраны. Внешний
контур округа санитарной или горно-санитарной охраны является границей
лечебно-оздоровительной местности, курорта, курортного региона.

Режим округов санитарной и
горно-санитарной охраны лечебно-оз­доровительных местностей и курортов
федерального значения определен J. Положением, утвержденным Правительством РФ 7
декабря 1996 г.1

В составе округа выделяется до
трех зон. Для земель каждой из этих зон устанавливается особый охранный режим.

Режим первой зоны устанавливается
для территорий, где находятся месторождения минеральных вод (скважины,
источники), месторождения лечебных грязей, месторождения других полезных
ископаемых, исполь­зуемых в лечебных целях, а также для оборудованных лечебных
пляжей и прилегающих к ним акваторий.

На территории первой зоны
запрещается проживание и осуществле­ние всех видов хозяйственной деятельности,
за исключением работ, свя­занных с исследованием и использованием природных
ресурсов в лечеб­ных и оздоровительных целях при условии применения
экологически безопасных и рациональных технологий.

Режим второй зоны устанавливается
для территории, с которой про­исходит сток поверхностных и грунтовых вод к
месторождениям лечеб­ных грязей, минеральным озерам и лиманам, пляжам, местам
неглубоко­го залегания незащищенных минеральных вод, для естественных и ис­кусственных
хранилищ минеральных вод и лечебных грязей, парков, лесопарков и других зеленых
насаждений, а также для территорий, занимаемых зданиями и сооружениями
санаторно-курортных учреждений и предназначенных для санаторно-курортного
строительства.

На территории второй зоны запрещается
размещение объектов и со­оружений, не связанных непосредственно с созданием и
развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ,
загрязняющих окружающую среду и приводящих к истощению природных ресурсов.

Режим третьей зоны устанавливается
для ближайших областей пита­ния и участков разгрузки минеральных вод,
водосборных площадей, ме­сторождений лечебных грязей, месторождений других
полезных ископае­мых, отнесенных к категории лечебных, а также для территорий,
обеспе­чивающих защиту природных лечебных ресурсов от неблагоприятного
техногенного воздействия.

На территории третьей зоны
вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных объектов
и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся
загряз­нением окружающей природной среды, природных лечебных ресурсов и их
истощением. Допускаются только те виды работ, которые не оказывают
отрицательного влияния на природные лечебные ресурсы и санитарное состояние
лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

Земельные участки в границах
санитарных зон у собственников земель­ных участков, землепользователей,
землевладельцев, арендаторов не изыма­ются и не выкупаются, за исключением
случаев, если в соответствии с ус­тановленным санитарным режимом
предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая
зона санитарной, горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и
курортов). Земельные участ­ки, находящиеся в частной собственности, подлежат
выкупу их у собствен­ников в соответствии со ст. 55 Земельного кодекса РФ.

Находящиеся на землях
лечебно-оздоровительных местностей и ку­рортов собственники и иные пользователи
земель и природных ресурсов обязаны соблюдать установленный в округах
санитарный и горно-сани­тарный режим и выполнять предусмотренные
санитарно-оздоровитель­ные мероприятия.

Развитие и застройка земель в
пределах округов санитарной и гор­но-санитарной охраны осуществляются в строгом
соответствии с гене­ральным планом курортов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ