§ 2. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА :: vuzlib.su

§ 2. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА :: vuzlib.su

11
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


§ 2. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА

.

§ 2. ЗЕМЛИ ВОДНОГО ФОНДА

К землям водного фонда относятся:

1) земли, занятые водными
объектами;

2) земли водоохранных зон водных
объектов;

3) земли, выделяемые для
установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений
и иных водохозяйственных сооружений и объектов.

Земли водного фонда являются
одним из трех видов категории зе­мель, которая именуется «земли лесного фонда,
водного фонда и земли

Порядок использования и охраны
земель водного фонда определяется не только Земельным кодексом, но и водным
законодательством

Муниципальная и частная
собственность допускается только на обо­собленные водные объекты. Изменение
русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет
изменения формы и вида соб­ственности на водный объект. В муниципальной собственности
— город­ские и сельских поселений, других муниципальных образований — нахо­дятся
воды, предназначенные для местных, муниципальных нужд; ими управляют органы
местного самоуправления (ст. 39, 40 ВК РФ).

В ст. 12 Водного кодекса РФ
предусматривается: собственники, владельцы и пользователи земельных участков,
при­мыкающих к поверхностным водным объектам, могут использовать вод­ные
объекты только для своих нужд в той мере, в какой это не нарушает права и
законные интересы других лиц; собственники, владельцы и пользователи земельных
участков, при­мыкающих к поверхностным водным объектам, не должны препятство­вать
использованию водных объектов и их берегов для организации судо­ходства и иных
нужд, кроме случаев, предусмотренных законодательст­вом Российской Федерации.

Водопользователь-гражданин может
использовать водные объекты для собственных нужд свободно. Для осуществления
предприниматель­ской деятельности гражданин, а также водопользователь —
юридическое лицо вправе использовать водные объекты только после получения ли­цензии.
Право на получение лицензии возникает у гражданина с наступ­лением
совершеннолетия, т. е. по достижении им 18 лет, а у юридиче­ского лица — с
момента его государственной регистрации.

Каждый может пользоваться водными
объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не
предусмотрено законодатель­ством (публичный водный сервитут). В силу договора
права лиц, кото­рым водные объекты предоставлены в долгосрочное или
краткосрочное пользование, могут быть ограничены, а также на основании
судебного решения, в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный серви­тут).
Водные сервитуты могут устанавливаться в целях забора воды, водо­поя и прогона
скота, использования водных путей для паромов, лодок, других маломерных плавательных
средств.

В п. 2 ст. 102 ЗК РФ
перечисляются примерные цели использования земель водного фонда. Цели использования
земель водного фонда определя­ются не только Земельным кодексом РФ, но и Водным
кодексом РФ.

Использование водных объектов
может осуществляться с изъятием (забор воды) либо без изъятия (сброс,
использование в качестве водных путей) земельных и водных ресурсов,
предоставляться в пользование для удовлетворения одной или нескольких целей,
одному или нескольким водопользователям, с изъятием или без изъятия земельных
участков, с ограничением или без ограничения природопользования. Режим охра­ны
окружающей среды и использования земельных участков и водных объектов
определяется целями водопользования.

Приоритетным является
использование водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового
водоснабжения. Пригодность для него поверхностных и подземных вод определяется
органами санитарно-эпидемиологического надзора. Отнесение водного объекта к
источникам питьевого водоснабжения осуществляется с учетом его надежности и
возможности организации зон и округов санитарной охраны. В п. 3 ст. 102 ЗК РФ
предусматривается охра­на источников водоснабжения. Водоохранные зоны
предусматриваются в ст. 97 Земельного кодекса «Земли природоохранного
назначения».

Использование подземных вод,
пригодных для питья, для иных це­лей не допускается. В крайнем случае на
территории, где отсутствуют поверхностные воды, которые могут быть использованы
для хозяйствен­ных целей, или имеются достаточные подземные источники, может
быть разрешено в порядке исключения их использование для непитьевых це­лей: это
решают органы исполнительной власти субъектов РФ по согла­сованию с органами
Министерства природных ресурсов РФ.

На случай возникновения
чрезвычайных ситуаций осуществляется резервирование источников питьевого
водоснабжения на базе защищен­ных от загрязнения и засорения подземных водных
объектов; для них ус­танавливается специальный режим охраны и контроля в
интересах обес­печения населения водой, пригодной для питьевого водоснабжения.

Водоснабжение бывает
централизованное и нецентрализованное. В пер­вом случае оно осуществляется
организациями, предметом и целями дея­тельности которых является питьевое и
хозяйственно-бытовое водоснабже­ние и которые имеют соответствующую лицензию (разрешение).
При не­централизованном водоснабжении населения граждане и юридические лица
вправе осуществлять забор воды непосредственно из поверхностных и под­земных
водных объектов в соответствии со ст. 135 Водного кодекса РФ.

Водопользователи, использующие
водные объекты для промышлен­ности, энергетики, сельского и лесного хозяйства,
обязаны принимать меры по сокращению изъятия и потерь воды, предотвращению
загрязне­ния земель, засорения и истощения водных объектов, обеспечивать со­хранение
температурного режима.

Гидроэнергетика осуществляет
водопользование с учетом интересов других земле- и водопользователей. При этом
режим наполнения и сработки водохранилищ соблюдает приоритет питьевого и
хозяйственно-бы­тового водоснабжения, потребности рыбного хозяйства на участках
рек и водохранилищ, имеющих важное значение для сохранения и воспроиз­водства
рыбных запасов.

Если вследствие изменения
естественного уровня водных объектов на­несен ущерб земельным участкам,
принадлежащим гражданам и юридиче­ским лицам, виновные в соответствующем
наполнении или сработке водо­хранилища должны его возместить. Для каждого
водохранилища, каскада или системы водохранилищ определяются и устанавливаются
набор и пе­речень специальных государственных требований и правил пользования.

Должны приниматься меры по
сокращению сбросов воды из мелио­ративных систем, предотвращению попадания рыбы
в мелиоративную сеть, предупреждению загрязнения земель, грунтовых вод и
подъема их уровня. Орошение, в том числе с использованием сточных вод, осушение
и другие мелиоративные работы должны осуществляться в комплексе с
природоохранными мероприятиями, обеспечивающими охрану земель, защиту вод и
водосборных площадей.

В случаях стихийных бедствий,
аварий, катастроф, а также при пре­вышении установленного в лицензии на
водопользование лимита водопотребления органы исполнительной власти РФ и ее
субъектов вправе ограничивать, приостанавливать или запрещать использование
водных объектов для промышленности и энергетики.

При необходимости сохранения,
воспроизводства и добычи рыбных ресурсов водные объекты или их участки, земли
водного фонда могут предоставляться преимущественно для этих целей (после
питьевого и хо­зяйственно-бытового водоснабжения). При этом должны содержаться
бе­рега в соответствии с санитарными и экологическими требованиями,
осуществляться мероприятия по охране земель, рыбных ресурсов, водных и
околоводных животных и растений.

Места обитания диких
водоплавающих и околоводных птиц, ценных пушных зверей, отнесенных к объектам
охоты, предоставляются в поль­зование гражданам и юридическим лицам, имеющим
лицензию на поль­зование объектами животного мира в соответствии с Федеральным
зако­ном «О животном мире» от 24 апреля 1995 г.1

Поверхностные водные объекты
являются водными путями общего пользования. Перечень водных объектов,
используемых для судоходства, лесосплава, взлета (посадки) воздушных судов,
определяется Правитель­ством РФ и органами исполнительной власти субъектов РФ.

Большинство плавательных
транспортных средств является маломер­ными: их в России насчитывается более
одного миллиона с пятью тыся­чами баз и стоянок. В результате аварий с ними
ежегодно гибнут сотни людей, что обусловливает необходимость установления и
упорядочения правил охраны жизни людей на воде, правил учета и регистрации мало­мерных
судов и правил пользования водными объектами для плавания на маломерных
плавательных средствах.

Такие правила учитывают
особенности пользования земельных участ­ков, примыкающих к водным объектам, и
утверждены в субъектах Рос­сийской Федерации с учетом типовых федеральных
правил. Большое внимание уделяется в них организации использования и
обеспечению порядка на плавбазах, пляжах, стоянках судов, на земельных
участках, прилегающах к местам массового купания.

Лесосплав на судоходных путях без
судовой тяги, как и молевой сплав (россыпью), запрещается. Организации
лесосплава должны регу­лярно проводить очистку водных объектов и прибрежных
земельных уча­стков и полос от затонувшей древесины.

Использование водных объектов и
земель водного фонда для добычи торфа, извлечения затонувшей древесины,
прокладки кабеля и трубопро­водов, проведения дноуглубительных, взрывных работ,
строительства и эксплуатации подводных и надводных сооружений осуществляется на
основании лицензии на водопользование.

Массовый отдых, туризм, спорт,
любительское рыболовство осущест­вляются на землях и в местах, устанавливаемых
органами местного само­управления по согласованию со специально уполномоченными
государ­ственными органами (МПР, Минздрав РФ и т. п.). Здесь проявляется
конкуренция регулирования земель водного фонда и земель рекреацион­ного
назначения.

Забор воды для обеспечения
пожарной безопасности допускается из 1 любых водных объектов, с использованием
любых земельных участков § и производится без особого на то разрешения, бесплатно
и в количестве, необходимом для ликвидации пожара. Запрещается использовать для
иных целей воду из водных объектов, специально предназначенных для обеспечения
пожарной безопасности.

Таковы основные цели
использования вод, определяющие землеполь­зование вблизи водных объектов,
охрану окружающей среды, природных ресурсов и правила ведения хозяйственной
деятельности в прибрежных 1, защитных полосах и водоохранных зонах (подробнее
см.: Комментарий к Водному кодексу Российской Федерации / Под ред. С. А. Боголюбова.
М.: Юстицинформ, 1997).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ