6.1 ОТСТУПЛЕНИЯ :: vuzlib.su

6.1 ОТСТУПЛЕНИЯ :: vuzlib.su

14
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


6.1 ОТСТУПЛЕНИЯ

.

6.1 ОТСТУПЛЕНИЯ

Отступления представляют собой прием, который
позволяет нанести ущерб общей норме, не соблюдать то, о чем гласит закон,
какое-либо правило, соглашение и т.д. в особых или специальных целях или
интересах. Следовательно, речь идет об особом исключении из общеправовой нормы,
которое извлекает пользу из этого или может причинить вред какому-либо
правовому предмету. Отступления бывают либо по соглашению либо легальными.
Отступления по соглашению связаны с контрактом, по которому одна из сторон
уступает в пользу другой дополнительные преимущества по сравнению с
предусматриваемыми в законе или, наоборот, вынуждается взять на себя более
тяжелые или дорогостоящие обязательства. Законодательство вполне допускает
такой вид отступлений, если они не затрагивают законов, касающихся
общественного порядка и высокой морали. Что касается легальных отступлений, то
они устанавливаются законом в обычном порядке, однако уместность их применения
определяет ряд представителей государственной власти: президент Республики,
некоторые органы административной власти, в ряде случаев руководящие судебные
чиновники и т.д. Такие отступления бывают либо индивидуальными, либо
коллективными, то есть распространяются на целую категорию лиц.

В строго правовом плане система отступлений
может а priori показаться шокирующей, поскольку наносит ущерб фундаментальному
принципу французского права — равенству граждан перед законом, торжественно
провозглашенному в статье 6 Декларации прав человека и гражданина 1789 г. Тем не менее, в плане методов юридической практики отступления представляются как аппарат,
позволяющий внести некоторую гибкость и приспособляемость в ряд жестких
совокупных регламентации. Учитывая все более разнообразные потребности в
современном обществе, отдельные общие устойчивые нормы становятся
неадаптированными или неадекватными возникающим ситуациям. В этом случае
отступления дают возможность приспособить общую норму к особым оправданным
случаям. Известно, например, что президент Республики может отменить некоторые
запреты на вступление в брак по причинам наличия родственных связей или
супружества; что прокурор Республики имеет право разрешить молодым людям
пожениться до достижения ими возраста вступления в брак, установленного
законом, и т.п.

К несчастью интенсивное, неумелое или
заинтересованное использование системы отступлений может поставить под угрозу
саму полезность этого метода. В ряде случаев отступления вызвали нейтрализацию
основной нормы либо породили пристрастность и самоуправство: когда
государственные органы власти, преимущественно административные, преследуют
цели, отличные от известных общественных интересов, или ограничиваются защитой
исключительно частных интересов, впадают в протекционизм, зависть или
враждебность. В некоторых областях применение отступлений стало настолько
систематическим, что иногда отступление принимало вид нормы, а общая норма
становилась исключением. В государственном праве целые сектора, художественно
выражаясь, были наводнены отступлениями: урбанистическое право, положение
государственное службы, сектор высших учебных заведений, сектор вмешательства в
экономику, налоговое право и т.п.

В настоящее время возможность создавать
отступления стала «больным местом» государственного права. Иногда она
даже приводит к настоящей продажности административных актов. При наличии
системы отступлений, которая активно действует и уже не контролирует себя,
закон практически идет к саморазрушению.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ