Б — Идеологические аспекты материального принуждения :: vuzlib.su

Б — Идеологические аспекты материального принуждения :: vuzlib.su

4
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


Б — Идеологические аспекты материального принуждения

.

Б — Идеологические аспекты материального
принуждения

В идейном плане, проблема материального
принуждения и использования государственной силы в санкционировании права
непрерывно вызывает различные дискуссии и борьбу мнений. В этой связи можно
выделить идеалистические и реалистические концепции.

С точки зрения первых использование силы
против человеческого существа в любом случае должно быть осуждено как
варварское и унизительное. Поскольку человек по своей натуре является
благородным, то именно общество развращает его своими требованиями и своим
влиянием. Следовательно, использование силы остается спорным, и появляется
необходимость в таком изменении общества, которое позволило бы создать
справедливые, свободные и нерепрессивные коллективы, способные самостоятельно
устранить социальные напряжения и конфликты.

По мнению сторонников реалистических
концепций, наоборот, необходимо, чтобы социальная сила вмешивалась и
дисциплинировала своей властью природные инстинкты, эгоистические и
анархистские наклонности людей во избежание приведения общества в упадок и его
распада. Даже если использование силы причиняет мучения человеку, потребность в
социальной сплоченности предполагает определенное принуждение, что оправдывается
опытом. А опыт, действительно, показывает, что даже при использовании
принуждения люди лишь в незначительной мере склонны умерять или замалчивать
свои личные интересы и действовать исключительно в общественных интересах. В
подобных условиях, что произойдет с обществом, не имеющим ни права, ни
требований, ни обязательной дисциплины, ни принуждения?

В действительности, в связи с этой проблемой,
необходимо принимать во внимание то, что следует проводить различие между
силой, примененной по праву, и силой внезапной, естественной. С точки зрения
чистой этики, как и в более широком цивилизационном плане, подлежит осуждению
именно применение к человеческим существам грубой силы, то есть силы
произвольной, несдержанной, терроризирующей или варварской, а точнее, силы,
которая может исходить из частного и даже общественного источника, но по сути
представляет собой партизанскую силу группы мятежников или клана. И наоборот,
право применяет силу организованную и скоординированную, силу позитивную,
идущую от всего общества и находящуюся под надежным контролем как в ходе ее
использования, так и по ее последствиям.

Таким образом, правовое принуждение является
ответом на предшествующее ему иное принуждение, принуждение лица, которое
отказывается исполнять норму политического значения и ставит под угрозу свободу
или интересы других членов общественного коллектива.

Правовое принуждение также представляет собой
ответ на уже существующую силу, рассматриваемую как анормальную и недопустимую,
поскольку она является эгоистичной и антисоциальной. Это — организованное
насилие в ответ на необузданное насилие; насилие общественное, коллективное и
объединяющее в ответ на насилие частное, индивидуальное и разобщающее.

Право, действительно, насильственно, так как
оно есть оружие. Однако, по меткому выражению немецкого юриста Ихеринга,
оно-всего лишь «оружие в столкновении сил». Это — наименьшее из зол,
предназначенное для того, чтобы предотвращать намного большее зло,
заключающееся в анархии и распаде общества.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ