2.3 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СУДЫ СФЕРЫ ЧАСТНОГО ПРАВА :: vuzlib.su

2.3 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СУДЫ СФЕРЫ ЧАСТНОГО ПРАВА :: vuzlib.su

8
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


2.3 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СУДЫ СФЕРЫ ЧАСТНОГО ПРАВА

.

2.3 СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СУДЫ СФЕРЫ ЧАСТНОГО
ПРАВА

Категория специализированных юрисдикционных
органов частного права содержит целый ряд чрезвычайных судебных систем.
Существование этих систем оправдывается иногда стремлением гарантировать
определенную компетентность судей в достаточно узкоспециальных юридических секторах,
и даже обширных и запутанных сферах законодательства, которые тяжело знать в
подробностях без длительной специализации.

В ряде других случаев, их необходимость
обусловлена потребностью сохранить определенный корпоратизм или некоторую
конкретную эффективность в осуществлении правосудия. Кроме того, наличие этих
органов объясняется в зависимости от специфического положения затрагиваемых
подсудимых.

Такие специализированные судебные органы
подразделяются на две группы: органы, которые действуют в ряде отраслей
частного права в общем, с одной стороны, и органы, которые занимаются рядом
уголовных дел, с другой.

— Специализированные судебные органы сферы
частного права

В целом, таких насчитывается четыре.
Различаются коммерческие суды, третейские суды, комиссии спорных вопросов
социального обеспечения и суды сельских арендаторов.

Коммерческие суды представляют собой
корпоративные юрисдикционные органы, предназначенные для коммерсантов и
полномочные рассматривать процессы между коммерсантами или партнерами
коммерческой фирмы, а также процессы, связанные с коммерческими сделками.

Третейские суды характеризуются своим
средневековым названием, своей паритетной организацией и компетенцией,
специализирующейся на рассмотрении индивидуальных трудовых конфликтов между
нанимателями и наемными работниками. Каждое образование этого вида судебных
органов состоит из равного количества нанимателей и наемных работников, а их
председателем и его заместителем являются представители каждой из этих двух
категорий с обязательной ежегодной ротацией. После реформы, проведенной в 1979
— 1980 г.г., во Франции существует приблизительно 300 третейских судов. В
обязательном порядке в каждом округе суда высшей инстанции должен иметься как
минимум один третейский суд.

Комиссий спорных вопросов социального
обеспечения насчитывается около ста. Они рассматривают спорные административные
и финансовые вопросы, которые порождает обширное и специфическое
законодательство системы социального обеспечения. Эти юрисдикционные органы
формируются в соответствии с так называемой системой городских советников, то
есть они одновременно включают судей, избранных из категорий заинтересованных
лиц, и профессиональных государственных судей. Для чисто технических спорных
вопросов социального обеспечения: инвалидность, неспособность или непригодность
к труду, — была введена несколько более специфическая система.

Наконец, суды сельских арендаторов образуют
паритетные юрисдикционные органы, созданные для рассмотрения спорных вопросов,
возникающих между владельцами сельской недвижимости и их фермерами или
арендаторами. Их количество достигает 400.

Если мы оставим в стороне несколько
отличающуюся от других систему рассмотрения спорных технических вопросов
социального обеспечения, то можно заметить, что все эти специализированные
судебные органы представляют собой только суды первой инстанции. Начиная со
второго уровня, то есть с третьей ступени судебной лестницы, они присоединяются
к нормальной иерархической структуре обычных судов сферы частного права:
сначала — апелляционный суд, затем — Кассационный суд.

— Судебные органы, специализирующиеся на
уголовных делах

В этой связи можно выделить суды по делам
несовершеннолетних, военные трибуналы и морские коммерческие суды.

В 1945 году парламент принял решение о том,
что проблемы социальной адаптации и преступности несовершеннолетних лиц должны
рассматриваться и обсуждаться исключительно компетентными, авторитетными и
специализирующимися в этой области судебными работниками. Таким образом, в
настоящее время существует три специальных органа, участвующих в определении
положения или вынесении приговора несовершеннолетним правонарушителям.

Прежде всего, это — судья по делам детей,
компетенция которого охватывает дела, касающиеся наиболее серьезных проступков
и нарушений, допущенных лицами младше 18 лет.

Судья по делам детей чаще всего действует в
координации с обычным судебным следователем, однако, в отличие от него, судья
наделен одновременно полномочиями вести расследование, выносить приговор и еще
рядом функций в чисто гражданской или административной сфере.

Для аналогичных дел, приобретающих особенную
важность, создан второй орган — суд по делам детей. Суд по делам детей обладает
той же компетенцией, что и судья по делам детей, но он может налагать намного
более суровые наказания. Кроме того, суд полномочен рассматривать преступления,
совершенные лицами в возрасте до 16 лет.

Наконец, компетенция по рассмотрению дел о
преступлениях, совершенных лицами в возрасте от 16 до 18 лет, принадлежит
специальному образованию при суде присяжных, которое называется судом присяжных
по делам несовершеннолетних.

В сфере воинских преступлений или
преступлений, совершенных военными на службе, действует специальный судебный
орган, созданный после реформы 1982 года. Речь идет об исправительном военном
трибунале на уровне округа, который судит правонарушения, и о совершенно
специфическом органе, который называется военный суд присяжных.

Военный суд присяжных представляет собой
орган, сильно отличающийся по составу от суда присяжных в сфере общего права.
Он обладает полномочиями судить воинские преступления, а также некоторые виды
преступлений против государственной безопасности.

Исправительный военный трибунал и военный суд
присяжных пользуются своей компетенцией исключительно в мирное время. Во время
войны преступления военного характера и преступления против государственной
безопасности рассматриваются еще более специализированными органами, именуемыми
местными трибуналами вооруженных сил. Это несколько более военизированные суды,
а следовательно, действуют они более энергично.

Наконец, в области торгового мореплавания
целый ряд уголовных правонарушений в специфической морской сфере, не являющихся
преступлениями, рассматривается специальными судебными органами, которые
называются коммерческими морскими судами.

К таким правонарушениям относятся, например,
столкновение судов, посадка судна на мель, оставление судна, присваивание
руководства судном и т. д. Название этого вида судов обманчиво: в
действительности, они никак не связаны с коммерческими судами, а представляют
собой репрессивные судебные органы.

Судья по делам детей и суд по делам детей
являются судебными органами первого уровня, решения которых могут быть
обжалованы в отдельном образовании при апелляционном суде, именуемом
специальной палатой по делам несовершеннолетних.

Суд присяжных по делам несовершеннолетних,
военные судебные органы и коммерческие морские суды принимают решения в первой
и последней инстанции. В этом случае обжалование невозможно. Тем не менее,
разумеется, остается возможность подачи кассационной жалобы.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ