20.1. Финансы предприятий и бюджет :: vuzlib.su

20.1. Финансы предприятий и бюджет :: vuzlib.su

213
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


20.1. Финансы предприятий и бюджет

.

20.1. Финансы предприятий и бюджет

Финансы предприятий — исходное звено всей финансовой системы
государства, поскольку именно в сфере материального производства создаются
валовой внутренний продукт общества, первичные денеж­ные накопления,
поступающие в порядке перераспределения в цен­трализованные фонды денежных
средств и обеспечивающие основ­ную часть доходов бюджетной системы.

Финансирование развития предприятий сферы материаль­ного
производства осуществляется за счет собственных средств (в основном — прибыли и
амортизации), привлеченных средств из банковской сферы и финансового рынка,
ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов. В консолидированном бюд­жете РФ
на 1999 г. предусмотрено выделить примерно 19% всех расходов на сферу
материального производства.

За последние годы в структуре источников финансирования
предприятий возросла доля собственных источников при значитель­ном сокращении
ассигнований из бюджета. В условиях рыночной экономики финансы предприятий
основываются в основном на принципах бюджетного федерализма и
самофинансирования. Это предопределяет организацию взаимоотношений предприятий
с бюд­жетной системой по принципу бюджета-нетто.

Расчетный баланс доходов и расходов — основной документ,
кото­рый определяет размеры и источники бюджетного финансирования.

В балансе доходов и расходов предприятия отражаются в де­нежной
форме их доходы, расходы и финансовые результаты по основной и другим видам
деятельности, внереализационные до­ходы и расходы, платежи в бюджет и
ассигнования из бюджета.

Баланс доходов и расходов предприятия состоит из двух раз­делов
— «Доходы и поступления» и «Расходы и отчисления».

В разделе «Доходы и поступления» отражаются:

• выручка от реализации;

• средства, мобилизуемые при капитальном строительстве;

•               средства поступающие в порядке долевого
участия в строительстве;

•               долгосрочные кредиты и займы;

•               прочие поступления.

В раздел «Расходы и отчисления» включаются:

•               текущие затраты;

•               затраты на расширенное воспроизводство, на
содержание социальной сферы, научно-исследовательские работы;

•               погашение долгосрочных кредитов и займов и
уплата            процентов по этим займам;

•               прочие расходы.

В соответствии с действующей бюджетной классификацией в
состав расходов включаются расходы на материальное производ­ство,
жилищно-коммунальное хозяйство и бытовое обслужива­ние населения.

В последние годы основной объем бюджетных ресурсов на­правляется
на финансирование капитальных вложений в госу­дарственном секторе экономики и
выдачу предприятиям разного вида дотаций.

Сокращение объема бюджетного финансирования затрат в сфере
материального производства связывается со следующими причинами:

1) постепенным прекращением дотирования предприятий в связи
с введением полной имущественной ответственности субъектов хозяйствования за
выполнение взятых обязательств перед партнерами и государством;

2) сокращением участия государства в производственных ин­вестициях
за счет уменьшения централизованных капитальных вложений и приватизации
предприятий;

3) отменой прежних дотаций на возмещение разницы в ценах по
большинству продовольственных и промышленных товаров;

4) жесткой экономией в расходовании бюджетных средств, дос­тигаемой
не только исключением из состава расходов любых затрат, непосредственно не
связанных со стабилизацией экономики и созданием условий для ее развития, но и
контролем за рациональным использованием выделенных бюджетных ассигнований.

С переходом на рыночные отношения система расходования
бюджетных средств претерпела существенные изменения. Бюд­жетные ассигнования
призваны обеспечивать решение наиболее крупных и важных государственных задач:

• финансирование приоритетных мероприятий, связанных с развитием
ключевых отраслей экономики, способных наладить производство
высокотехнологичной продукции и сделать ее конкурентоспособной на мировом
рынке, среди которых авиастроение, производства, обеспечи­вающие
функционирование космических программ, атомная промышленность,
энергомашиностроение и др.;

• сохранение научно-технической и кадровой базы россий­ского
ВПК, создание экономических условий для совер­шенствования технологий военного
и двойного назначе­ния, позволяющих увеличить на этой основе экспортный
потенциал страны;

• поддержка реализации высокоэффективных и быстроокупаемых
инвестиционных проектов, оказываемая как пу­тем выделения бюджетных средств,
так и путем предос­тавления государственных гарантий для этих проектов;

• сосредоточение инвестиционных расходов на вводимых
объектах и объектах с высокой степенью готовности при одновременной реализации
объектов незавершенного строительства;

• оказание поддержки агропромышленного комплекса на базе
рыночных механизмов в целях обеспечения его устойчивой работы, направленной на
сохранение плодородия почв, пре­одоление спада сельскохозяйственного
производства;

• создание финансовых возможностей для совершенствования
производственной и социально-бытовой инфраструктуры.

За последние годы доля затрат на финансирование промыш­ленности,
энергетики и строительства в расходах федерального бюджета снизилась более чем
в четыре раза (табл. 20.1).

Таблица 20.1 Доля затрат на финансирование промышленности,
энергетики и строительства в расходах федерального бюджета.

Показатели

1994

1995

1996

1997

1998

1999

Расходы федерального

бюджета — всего

100,0

100,0

100,0

100,0

в том числе:

Промышленность, энерге­тика и строительство

23,2

12,6

11,4

9,4

5,5

из них:

базовые отрасли промыш­ленности

4,1

3,1

1,7

1,3

1,1

Прочие отрасли

9,1

1,3

1,3

2.0

0,1

Строительство, архитектура и градостроительство

10,0

8,2

8,4

6,1

3,8

Сокращение бюджетных ассигновании сопровождалось и снижением
объемов промышленного производства, ростом чис­ла убыточных предприятий. К основным
причинам кризисного положения можно отнести:

1) изъятие капитала предприятий через рынок государствен­ных
и муниципальных облигаций;

2) высокие темпы инфляции издержек, которые привели к
обесценению оборотного капитала, росту взаимных неплатежей и расширению сферы
бартера;

3) недоступность кредитных ресурсов для многих промыш­ленных
предприятий из-за высоких процентных ставок, превы­шающих рентабельность
вложений.

Для преодоления негативных тенденций в реальном секторе
экономики в 1998 г. была принята Программа финансово-экономической
стабилизации, которая предусматривает:

• снижение общего объема налоговых платежей с предприятий;

• снижение тарифов на грузовые железнодорожные пере­возки и
оптовых цен на газ и электроэнергию для про­мышленных потребителей;

• реструктуризацию задолженности предприятий при усло­вии
уплаты текущих платежей в бюджет;

• разрешение предприятиям продавать продукцию ниже
себестоимости;

• поддержку российского экспорта.

Реальное преодоление кризисного состояния базовых отрас­лей
экономики возможно только за счет увеличения реальных инвестиций, т. е.
капитальных вложений.

* * *

Предприятия производственной сферы, являясь главной финансо­вой
базой формирования бюджетных доходов, всегда находились в цен­тре исследований
российских ученых-финансистов.

Проблемы развития финансов и взаимоотношений предприятий про­мышленности
с бюджетом исследовались в следующих работах.

• Н.С. Трифонов. Финансовое положение общесоюзной промыш­ленности
(1927);

• В.М. Батырев, В.К. Ситнин. Организация и планирование фи­нансов
социалистической промышленности (1940);

• П.Н. Жевтяк. Финансы промышленного предприятия (1963);

• Д.С. Моляков. Финансирование промышленности (1971);

•  М.В. Романовский, М.А. Корасик. Финансы предприятий и
объе­динений (1974);

•               А.А. Тишина. Прибыль в промышленности и пути
ее повышения      (1975);

•               Г.В. Базарова. Прибыль и хозрасчет в
условиях НТП (1979);

• А.Т. Чеблоков. Финансовое планирование в промышленности
(1983);

•  И.А. Акодис. Финансовый аспект управления рентабельностью
и ассортиментом (1985);

•  В.Д. Штундюк. Финансово-кредитный механизм производст­венных
объединений (1987);

•  Н.Л. Марголина, Р.Г. Попова. Управление финансами предпри­ятия
в условиях АСУ (1990).

Финансы сельского хозяйства отражены в следующих работах:

•  Г. Бронштейн. Как организовать финансовую работу колхоза
(1935);

•  М. Несмий, В. Соколов. Организация финансов колхозов
(1955);

•  С.Н. Мотов. Финансирование и кредитование совхозов
(1968);

•  К.Д. Карпов. Финансово-кредитные отношения с колхозом
(1971);

•   Е.А. Кириллов. Проблемы финансов сельского хозяйства
(1974);

•  А. С. Либкинд. Анализ доходов и накоплений в колхозах
(1969);

•  И.Л. Ким, А.Ф. Пацан. Финансы государственных
сельскохозяй­ственных предприятий (1976);

•  С. И. Кованов. Анализ формирования и использования
прибыли в совхозах (1976);

•  В.Н. Семенов. Финансово-кредитный механизм в развитии
сель­ского хозяйства (1983);

•  С.Н. Корюнов, Г. Т. Гойгел и др. Финансирование развития
сель­ского хозяйства (1984);

•  Н.С. Майзус. Финансы агропромышленных объединений (1988);

•   МЛ. Лишанский, И.Б. Маслова. Финансы в сельском
хозяйстве (1999).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ