20.2. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства :: vuzlib.su

20.2. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства :: vuzlib.su

81
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


20.2. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства

.

20.2. Финансовое обеспечение расширенного воспроизводства

Реальные инвестиции обеспечивают динамичное развитие
предприятий и позволяют решать следующие задачи:

1) расширение собственной предпринимательской деятель­ности
за счет накопления финансовых и материальных ресурсов;

2) приобретение новых предприятий;

3) диверсификацию вследствие освоения новых областей
бизнеса.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесто­ры,
заказчики, исполнители работ, пользователи объектов инве­стиционной
деятельности.

Инвесторы осуществляют вложения собственных, заемных и
привлеченных средств в форме долгосрочных вложений (инвестиций) и обеспечивают
их целевое использование.

Заказчиками могут быть инвесторы, а также любые иные фи­зические
и юридические лица, уполномоченные инвестором осуществлять реализацию
инвестиционных проектов. В случае, если заказчик не является инвестором, он
наделяется правами владения, пользования и распоряжения инвестициями на пери­од
и в пределах полномочий, установленных договором.

Пользователями объектов инвестиционной деятельности мо­гут
быть инвесторы, а также другие физические и юридические лица, государственные и
муниципальные органы, иностранные государства и международные организации, для
которых созда­ется объект инвестиционной деятельности.

Объектами инвестиционной деятельности в Российской Фе­дерации
являются:

• вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды во всех
отраслях экономики;

• ценные бумаги;

• научно-техническая продукция и другие объекты собст­венности;

• имущественные права и права на интеллектуальную соб­ственность.

Государственная инвестиционная политика РФ в ходе прове­дения
экономических реформ претерпела существенную коррек­тировку. Так, в 1992 г. исходили в первую очередь из необходи­мости сокращения средств, выделяемых из бюджета на капи­тальное
строительство при одновременном повышении доли внебюджетных отраслевых
инвестиционных фондов, в которых сосредоточиваются средства, поступавшие от
предприятий и других источников.

Использование бюджетных средств на капитальное строи­тельство
ограничивалось только такими задачами, решение ко­торых было невозможно обеспечить
использованием других ис­точников финансирования: создание мощностей по
импортозамещению и ресурсосбережению, преодолению стихийных бедст­вий и
чрезвычайных ситуаций.

На 1993 г. государственная инвестиционная программа была
сформирована исходя из необходимости обеспечения приорите­тов, определенных
Программой углубления экономических ре­форм и концепцией структурной политики,
и предусматривала дальнейшую децентрализацию инвестирования и акционирова­ния в
строительном комплексе.

В настоящее время капитальные вложения направляются на фи­нансирование
целевых программ, реализация которых позволяет сконцентрировать финансовые
ресурсы на наиболее важных на­правлениях развития отраслей хозяйства. Однако
трудности в капи­тальных вложениях в Российской Федерации определяются сущест­венным
усилением диспропорций в инвестиционной сфере.

Ухудшение финансового положения многих предприятий, резкое
сокращение бюджетного финансирования инвестиций, трудности с получением
долгосрочных кредитов из-за высокой процентной ставки, предпочтения банков в
получении доходов на финансовых рынках, неблагоприятный инвестиционный климат,
в том числе из-за высоких рисков вложений, несовер­шенство правового
регулирования хозяйственной деятельности продолжают оставаться основными
причинами негативного влияния на инвестиционную активность.

В 1998 г. не произошло существенного улучшения инвестицион­ного
климата, в котором приходится действовать предприятиям. Об­щий объем инвестиций
в основной капитал в сопоставимых ценах снизился по сравнению с предыдущим
годом (табл. 20.2).

Таблица 20.2. Основные показатели капитального строительства

(в % к соответствующему периоду предыдущего года)

Показатели

1994

1995

1996

1998

Инвестиции в основной капитал — всего

76

90

82

93

В том числе по объектам

производственного назначения

67

89

85

98

непроизводственного назначения

89

91

77

85

Объем подрядных работ

76

91

86

91

Спад общих объемов инвестиций в основной капитал про­изошел
в основном в результате сокращения инвестиций непро­изводственного назначения,
которое в свою очередь во многом обусловлено уменьшением объемов инвестиций из
бюджетов всех уровней.

Основные причины уменьшения объемов строительства жи­лья и
других объектов социальной сферы — неудовлетворитель­ное финансирование,
неплатежи и задолженность за выполнен­ные работы, в том числе из федерального
бюджета, а также от­сутствие долгосрочного финансирования жилья и системы ипо­течного
кредитования.

Финансирование производственного строительства (см. табл.
20.2) в 1998 г. сохранилось на уровне 1996 г. В третьем и четвертом кварталах даже произошел определенный прирост инвестиций. Активизация инвестиционной
деятельности на­блюдалась в электроэнергетике, химической и нефтехимиче­ской
промышленности, промышленности строительных мате­риалов, транспорте и связи,
строительстве, торговле и общест­венном питании. Однако продолжают сокращаться
инвестиции в обрабатывающих отраслях промышленности и в сельском хозяйстве

Таблица 20.3. Структура инвестиций в основной капитал по
формам собственности (в %к итогу)

Форма собственности

1994

1995

1996

1998

Предприятия и организации всех форм собственности

100

100

100

100

в том числе:

государственная

32

31

27

24

муниципальная

8

6

5

6

частная

18

14

16

19

смешанная

42

49

52

51

В структуре инвестиций по формам собственности сохрани­лась
тенденция, сложившаяся в последние четыре года. Проис­ходит снижение доли
объектов государственной собст­венности при увеличении доли объектов смешанной
российской собственности.

Инвестиционная стратегия государства в настоящее время
включает следующие этапы:

1) подавление инфляции и стимулирование инвестиционной
деятельности предприятий и населения;

2) уменьшение бюджетного дефицита, его покрытие пре­имущественно
за счет неинфляционных источников, ориентация внутренних финансовых потоков на
инвестиции в производство;

3) полноценная защита прав и интересов инвесторов и ак­ционеров.
Для этого требуются не только совершенствование законодательства, но и меры
организационного порядка, кото­рые позволяют предприятиям обрести реальных
хозяев, а хозяе­вам организовать эффективное управление предприятиями Бу­дут
поддержаны предприятия любой формы собственности, если они снижают издержки,
повышают качество, реорганизуют про­изводство и управление, не допускают
неплатежей, выпускают конкурентоспособную продукцию;

4) децентрализация инвестиционного процесса через стиму­лирование
частных инвестиций. Выделение «точек роста» будет происходить на уровне
отдельных предприятий и проектов;

5) смещение акцента бюджетного финансирования с реали­зации
масштабных программ на поддержание эффективно рабо­тающих предприятий.
Размещение централизованных капиталь­ных вложений предусматривается проводить
исключительно на конкурентной основе после проведения предварительной экс­пертизы
безусловной окупаемости и экономической эффектив­ности каждой инвестиционной
программы. Государственная поддержка инвестиционного комплекса будет
проводиться путем кредитования на возвратной и платной основе;

6) расширение практики долевого государственно-коммерческого
финансирования инвестиционных проектов, в том числе с при­влечением зарубежных
инвесторов.

Одной из наиболее актуальных проблем нынешнего этапа
развития российской экономики является оживление инвестици­онного процесса в
стране.

За шесть лет (1990—1995 гг.) объем инвестиций в экономику
страны сократился на 86%. Согласно оценкам, каждые 3% спада инвестиций означают
1% снижения ВВП. Систематически сни­жается доля затрат на машины и оборудование
в общем объеме инвестиций в производственную сферу. В 1995 г. по сравнению с 1991 г. она уменьшилась с 32 до 19%. Иными словами, проис­ходит ухудшение как
воспроизводственной, так и техно­логической структуры капитальных вложений.

Следовательно, проблема оживления инвестиционной дея­тельности
— задача не только отдельных предприятий, но и государства в целом. Она
возникает каждый раз при подготовке очередного бюджета. Однако главная
трудность на данном этапе экономических преобразований заключается в
ограниченных возможностях внутренних накоплений в стране и неспособности частных
инвесторов в полной мере компенсировать нехватку капитальных вложений для
преодоления экономического спада. Высокая инфляция, тяжелое бремя налогов
оставили предпри­ятия практически без источников финансирования своего разви­тия.
Высокие ставки банковских процентов сделали недоступ­ными средне- и
долгосрочные кредиты.

Вложения в сферу производства из-за большого риска мало­привлекательны
для банковского капитала, отечественных и иностранных инвесторов, для
населения. Инвесторы предпочи­тают вкладывать свои средства в гораздо более
доходные и на­дежные финансовые активы.

Основная слабость государственной инвестиционной поли­тики в
настоящее время обусловлена незащищенностью расходов бюджета на инвестиционные
цели. Финансирование этих расхо­дов в силу ряда причин проводилось по
остаточному принципу, следствием чего стала нарастающая из года в год
кредиторская задолженность в инвестиционной сфере, а объем реально осу­ществляемых
инвестиций в производственную сферу постоянно сокращался. Сложившаяся ситуация усугубляется
тем, что пра­вительство не смогло обеспечить своевременное финансирова­ние даже
быстроокупаемых инвестиционных проектов. Однако опыт последних лет
свидетельствует, что в настоящее время складываются объективные предпосылки для
выхода из инве­стиционного тупика.

Внедрение бюджета развития — один из тех шагов, который
позволит сдвинуть инвестиционный механизм с мертвой точки.

Считается, что при правильной организации управления
бюджетом развития возможна дополнительная десятикратная мобилизация средств
частных инвесторов для финансирования приоритетных проектов в реальном секторе
экономики. К при­оритетным направлениям промышленной политики относятся
нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая отрасли, деревообработка,
добыча и переработка алмазов, машинострои­тельные производства, обеспечивающие
выпуск машин и обору­дования, необходимых для этих отраслей, авиастроение и ряд
других.

Таблица 20.4. Бюджет развития Российской Федерации в
1997-2000

(в ценах 1997 г., трлн. руб.)

1997

1998

1999

Источники

Связанные иностранные кредиты под гарантии Правительства
России

10,9

5,0

2,5

Инвестиционные кредиты Международного и Европейского
банков реконструкции и развития

5,1

5,0

8,1

Отчисления от средств внутренних заимствова­ний

10,4

21,0

27,0

Выплаты по выданным ранее из бюджета разви­тия кредитам

3,3

7,1

Итого

26,4

34,3

44,7

Направление использования

Производственные капитальные вложения

9,5

19,3

24,8

Закупка оборудования в счет иностранных кредитов

16,0

10,0

10,6

Поддержка экспорта

0,5

2,0

3,6

Санация предприятий

0,4

1,8

3,1

Выплаты по государственным гарантиям инве­стиций

1,2

2,6

Итого

26,4

34,3

44,7

В структуре прямых инвестиций в основной капитал по источ­никам
финансирования с развитием рыночных отношений про­исходят определенные
изменения.

1) Если в 70-е и в первой половине 80-х преобладающими ис­точниками
финансирования были бюджетные ассигнования (50— 60%), то в настоящее время они
снизились до 20% (табл. 20.5).

2) Происходит и перераспределение в источниках получения
средств — увеличивается доля средств, выделяемых из бюджетов субъектов РФ.

3) Увеличивается также доля средств в общем объеме инве­стиций
из централизованных внебюджетных инвестиционных фондов, иностранных инвестиций
и других источников в основ­ном в результате включения в эту статью заемных и
привлечен­ных средств предприятий.

4) Продолжает оставаться низкой активность коммерческих
банков в кредитовании реального сектора экономики. Несмотря на некоторое
увеличение в 1997 г. размеров долгосрочных кре­дитов, их удельный вес в общем
объеме кредитов не изменился и составил всего 3,4%.

5) Практически не используются в инвестиционной сфере
средства населения, так как процесс развития системы паевых инвестиционных и
пенсионных фондов, через которые сбереже­ния населения могли бы
трансформироваться в инвестиции, происходит медленно.

Таблица 20.5. Структура прямых инвестиций в основной капитал
по источникам финансирования (в % к итогу)

Прямые инвестиции

1994

1995

1996

1998

Все источники финансирования

100,0

100,0

100,0

100,0

В том числе:

Бюджетное финансирование

26,0

21,8

20,1

20,6

из него:

Федеральный бюджет

14,4

11,1

9,9

9,5

Средства бюджетов субъектов РФ и мест­ных бюджетов

11,6

10,7

10,2

11,1

Централизованные внебюджетные фонды и другие источники

7,5

12,9

13,4

15,8

Собственные средства предприятий

64,2

62,8

63,3

58,9

Средства индивидуальных застройщиков

2,3

2,5

3,2

4,7

Учитывая приоритетное финансирование в настоящее время
социальных расходов, не имеющих альтернативных источников финансирования,
примерно 60—65% средств инвестиционной программы направляется на
государственную поддержку соци­альной сферы и 35—40% — на развитие
производственной сфе­ры. Это позволит в социальной сфере:

• снять остроту жилищной проблемы и в первую очередь для
бесквартирных кадровых и уволенных в запас воен­нослужащих;

• улучшить напряженную социально-экономическую си­туацию в
радиоактивных загрязненных районах;

• оказывать государственную поддержку фундаментальной науке
в части сохранения и развития производственной базы;

• продолжать строительство важнейших объектов комму­нального
хозяйства, включая метрополитены, крупные мосты и мостовые переходы.

Государственная поддержка производственной сферы. В на­стоящее
время в большей степени она осуществляется на воз­вратной основе преимущественно
на финансирование быстроокупаемых коммерческих проектов, размещаемых на конкурс­ной
основе. Это позволяет привлечь в инвестиционную сферу дополнительные средства
частных инвесторов и существенно расширить практику
государственно-коммерческого финансиро­вания.

Одним из важнейших направлений безвозвратного инвестиро­вания
в производственную сферу остаются программы поддер­жания безопасности АЭС,
развития энергетики ряда районов России, развития медицинской промышленности,
транспорта, связи, агропромышленного комплекса и др.

Например, отрасли транспорта и связи строят свою деятель­ность
на условиях самоокупаемости. Однако в бюджетах преду­сматривается
финансирование отдельных транспортных систем, в первую очередь связанных с
выполнением государственными структурами своих функций в области обеспечения
безопасности транспортного процесса, предприятий и учреждений. Так, на
воздушном транспорте предусматриваются бюджетные ассигно­вания на
финансирование Государственной транспортной ком­пании «Россия», на поддержку
северных аэропортов в Диксоне, Анадыре и т. п.

На водном транспорте выделяются бюджетные ассигнования на
содержание государственного Гидрографического предпри­ятия, бассейновых
подразделений Госморспасслужбы, спаса­тельно-координационной   службы,
спутниковой   системы «КОСПАС — САРСАТ», объектов социальной сферы северных
портов. Из бюджета выделяются средства для государственной поддержки не
подлежащих приватизации судов с ядерными энергетическими установками, дизельных
ледоколов и судов атомно-технологического обслуживания в части компенсации
расходов, не покрываемых доходами, от их эксплуатации.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ