20.3. Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса :: vuzlib.su

20.3. Расходы бюджетной системы на развитие и содержание агропромышленного комплекса :: vuzlib.su

84
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


20.3. Расходы бюджетной системы на развитие и содержание
агропромышленного комплекса

.

20.3. Расходы бюджетной системы на развитие и содержание
агропромышленного комплекса

Один из важнейших секторов экономики — агропромыш­ленный
комплекс (АПК) как жизнеобеспечивающий — имеет специфические особенности,
которые обусловливают необходимость его государственной поддержки и
регулирования. К этим особенностям можно отнести:

• сезонный характер сельскохозяйственного производства;

• основное средство производства — земля, состояние ко­торой
постоянно меняется;

• относительно длительный цикл производства, включаю­щий
наряду с промышленным естественный цикл,

• диспаритет цен на промышленную и сельскохозяйствен­ную
продукцию,

• значительный размер затрат капитального характера на
осушение, орошение земель, реконструкцию действую­щих мелиоративных систем,
улучшение качества земель и т. п., что отражается на себестоимости и цене
сельско­хозяйственной продукции.

В силу этой специфики развитие АПК является важнейшим
приоритетным направлением перестройки экономики. В ходе преобразований в этом
секторе экономики были созданы осно­вы многоукладной экономики. Доля
государственного сектора в настоящее время составляет около 12%.
Сельскохозяйственным производством занимаются в основном предприятия новых ор­ганизационных
форм — хозяйственные товарищества, акцио­нерные общества, кооперативы,
крестьянские (фермерские) хо­зяйства и др.*

* По решению Правительства РФ от 29 декабря 1991 г. № 56 в стране осуществляет­ся реорганизация колхозов и совхозов, нацеленная на изменение форм
собственно­сти путем предоставления селянам права свободного выбора вида
предприниматель­ства с закреплением за ними имущественных паев и земельных
долей.

Удельный вес сельского хозяйства в расходной части бюдже­та
постоянно снижается.

В 1997 г. на развитие отрасли из бюджета было выделено 7,9
трлн. руб., что на 40% меньше плановой суммы 1996 г.

Год

Удельный вес,%

1991

1992

1993

1994

1996

       1997

19

17,4

7,6

5,9

3,2

1,5

Либерализация цен и ужесточение кредитной политики ухудшили
финансовое положение АПК. В значительной мере были приостановлены процессы
укрепления материально-технической базы, поддержания плодородия почв, развития
со­циальной инфраструктуры на селе.

За последние годы резко сократилась инвестиционная дея­тельность
в сельском хозяйстве. Объем инвестиций на производ­ственное строительство
сократился в 25 раз, растет удельный вес убыточных хозяйств, увеличивается
дибиторско-кредиторская задолженность.

Сельское хозяйство страны пока не может обеспечить по­требление
продуктов питания на душу населения по рекомен­дуемым рациональным нормам как
по общей энергетической ценности, так и по рациону. Сложившееся в настоящее
время на продовольственном рынке относительное равновесие спроса и предложения
при сокращении собственного производства под­держивается импортом продуктов
питания.

Особенности АПК и специфика состояния его в настоящее время
определяют политику государства по финансированию АПК.

Бюджетная поддержка АПК осуществляется по следующим основным
направлениям:

• финансирование проведения земельной реформы;

• финансовая поддержка развития фермерства/развитие рыночных
отношений в АПК;

• поддержка социальной инфраструктуры села/ жилищного
строительства, возведение объектов здравоохранения, школ, дошкольных
учреждений, строительство дорог;

• мелиорация земель и содержание мелиоративных систем;

• улучшение земель, связанное с повышением плодородия;

• строительство и реконструкция предприятий пищевой и пе­рерабатывающей
промышленности и рыболовецкого флота;

• поддержка развития местных баз строительной индустрии и
строительных материалов;

• финансовая помощь по землеустройству,
противоэпизоотическим мероприятиям и мероприятиям по защите рас­тений от
вредителей и болезней, содержанию ветеринар­ной и санитарной служб.

Государственная поддержка АПК должна обеспечивать про­ведение
структурных преобразований в аграрном секторе, способствовать сокращению спада
производства продукции расте­ниеводства и животноводства, созданию условий для
их разви­тия и поддержки перерабатывающих отраслей промышленности,
удовлетворения потребностей страны в продовольствии и сель­скохозяйственном
сырье, развитию сельхознауки, образования и содержанию объектов социальной
сферы на селе.

Расходы бюджета направляются на сохранение плодородия почв,
обновление и пополнение основных производственных фондов в сельском хозяйстве.
Предусматривается дальнейшее развитие лизинговой формы приобретения техники,
машин и оборудования.

Учитывая экстремальные условия ведения сельскохозяйст­венного
производства, особое значение приобретают мероприя­тия по поддержанию и
обустройству мелиорируемых земель, не­допущению их вывода из сельхозоборота. В
настоящее время в России имеется 9,7 млн. га мелиорированных земель, в том чис­ле
5 млн. орошаемых и 4,7 млн. осушенных. Занимая 5% общей площади
сельскохозяйственных угодий, эти земли дают весь уро­жай риса, 3/4 — овощей,
1/4 — зерна кукурузы, более 1/5 — кор­мов Однако из-за сокращения бюджетных
средств объемы ме­лиоративных районов уменьшились более чем в 40 раз.

Площадь орошаемых сельскохозяйственных угодий по отно­шению
к 1991 г. уменьшилась на 1,5 млн. га, осушенных — на 0,3 млн. га.

В расходах бюджета выделяются средства на выплаты дота­ций и
компенсаций сельхозтоваропроизводителям. В частности, предусматривается
возмещать часть затрат на приобретение ми­неральных удобрений, на развитие
элитного семеноводства, на компенсацию части затрат на потребляемую энергию
тепличным производством.

Учитывая, что основные сельскохозяйственные районы Рос­сии
находятся в зоне рискованного земледелия, продолжается государственная
поддержка страхования в аграрном секторе экономики. Предусматривается
увеличение этой доли расходов за счет сокращения других видов дотаций.

В животноводстве выделяются дотации на поддержку пле­менного
дела, компенсации части затрат на приобретение ком­бикормов, закупаемых
крупными животноводческими комплек­сами и птицефабриками.

Государственная поддержка сельскохозяйственных товаропро­изводителей
не ограничивается перечисленными выше мерами:

1) Периодически проводится списание задолженности сель­скохозяйственных
предприятий по кредитам и процентов по ним с отнесением этих сумм на
государственный внутренний долг.

2) Как один из способов регулирования розничных цен на сельскохозяйственную
продукцию сохранено дотирование из бюджета стоимости средств производства,
приобретаемых для села. Дотирование осуществляется на конечной стадии произ­водственного
цикла. Продолжается практика обеспечения села горюче-смазочными материалами,
минеральными удобрениями и пестицидами на условиях товарного кредита.

3) АПК предусматривается льготная налоговая политика, по­ниженные
нормативы отчислений во внебюджетные фонды.

4) В соответствии с Законом «О социальном развитии села»
осуществляется политика приоритетности бюджетного финанси­рования,
предоставления льгот, увеличения норм расходов на развитие социально-культурной
сферы в сельской местности. Финансируются мероприятия по охране материнства и
детства в низкорентабельных и убыточных хозяйствах системы Минсельхоза России.

5) Для поддержки отечественного сельскохозяйственного
машиностроения и стабилизации аграрного производства Пра­вительство РФ внедрило
лизинг как новую форму приобретения продукции машиностроения.

6) В 1997 г. для финансовой помощи агропромышленному
производству был создан специальный фонд, общая сумма кото­рого оценивается в
11,8 трлн. руб. Формируется он на федераль­ном и территориальном уровнях — из
федерального целевого бюджетного фонда выделяются субсидии и дотации субъектам
Федерации за счет средств земельного налога и арендной платы за землю,
таможенных пошлин, акцизов и НДС на ввозимое продовольствие.

Анализ структуры расходов федерального бюджета, направляе­мых
на финансирование сельского хозяйства и рыболовства, по­зволяет сделать
следующие выводы:

• большая часть ресурсов направляется на сельскохозяйст­венное
производство (в 1995 г. 94,85%, в 1996 г. — 90,94%, в 1997 г. — 81, 65%);

• значительная часть федеральных бюджетных средств на­правляется
на поддержание земельных ресурсов;

• наибольший удельный вес в расходах федерального бюд­жета
России на развитие АПК занимали целевые дотации и субвенции на развитие
растениеводства и животновод­ства (35%), а также средства фонда льготного
кредитова­ния (21%) и средства на формирование лизингового фон­да (18%);

• средства лизингового фонда направляются не только в об­щественные
хозяйства, но и в фермерские в дополнение к сумме, предусмотренной отдельной
строкой на государст­венную поддержку крестьянских и фермерских хозяйств.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ