21.1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека :: vuzlib.su

21.1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая отрасль жизнеобеспечения человека :: vuzlib.su

20
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


21.1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая отрасль жизнеобеспечения
человека

.

21.1. Жилищно-коммунальное хозяйство – важнейшая отрасль
жизнеобеспечения человека

В современном урбанизированном обществе одной из важ­нейших
отраслей деятельности человека является жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ).
Город стал основным местом обитания людей. В России в городах и поселках
городского типа проживает 73% населения страны. Человек в современном горо­де
должен быть обеспечен жильем, водой, канализацией, теп­лом, городским
транспортом и т. д.

Современное производство также невозможно без обеспече­ния
его услугами ЖКХ, предприятия которого не только созда­ют условия жизни
работнику и доставляют его к месту труда, но и поставляют промышленным и
строительным предприятиям воду, газ, тепло, электроэнергию, участвуя тем самым
в процессе производства.

Нельзя представить функционирование города, нормальную
жизнедеятельность населения без городского благоустройства (дорог, освещения,
озеленения, очистки территории и вывоза му­сора). Следовательно, услуги ЖКХ —
важный фактор развития материального производства и воспроизводства рабочей
силы.

Являясь важной частью народного хозяйства страны, эта от­расль
требует выделения на свое содержание и развитие значитель­ного объема
финансовых ресурсов. Отрасль имеет двусторонние отношение с бюджетом, которые
складывались в пользу отрасли. Она получает средств из бюджета больше, чем
вносит в него.

Как отрасль ЖКХ включает ряд подотраслей:

• жилищное хозяйство;

•               водопроводно-канализационное хозяйство;

•               топливно-энергетическое хозяйство;

•               городской пассажирский транспорт;

•               гостиницы;

•               благоустройство населенных мест.

Источниками финансирования расходов на содержание и развитие
ЖКХ являются:

•               бюджетные средства;

•               средства, получаемые жилищно-коммунальными
предприятиями за реализацию своих услуг и продукции юридическим и физическим
лицам;

•               средства предприятий на содержание
принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.

До 1991 г. в ведомственном подчинении находилось пример­но
60% жилой площади, свыше 30% протяженности газовых се­тей и около 30% мощностей
водопроводно-канализационных предприятий. Доля средств предприятий в
финансировании жи­лищного хозяйства составляла более 75%, а коммунального хо­зяйства
— около 25%. В связи с переходом на рыночные отно­шения предприятия из-за
отсутствия у них необходимых финан­совых ресурсов стали отказываться от своих
жилищно-коммунальных объектов и передавать их в подчинение местным органам
власти, т. е. на бюджетное финансирование.

До проведения реформы ЖКХ наибольшая часть финансовых
ресурсов, необходимых для содержания и развития этой от­расли, поступала из
бюджета.

В консолидированном бюджете России расходы на ЖКХ со­ставляют
примерно 14% общих расходов. При этом ассигнова­ния на ЖКХ почти полностью выделяются
из территориальных бюджетов. Из общей суммы средств, направляемых на финанси­рование
ЖКХ, 35% приходится на региональные бюджеты и 65% — на местные бюджеты.

В связи с тем, что почти все бюджетные расходы на ЖКХ
финансируются из территориальных бюджетов, доля этих затрат в общем объеме
расходов территориальных бюджетов довольно высока — 26%, в том числе в
региональных бюджетах — 22%, в местных — 29%.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных под­отраслей
ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджет­ных ассигнований финансируются
дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест.
Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на
капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и
теплоэнергетика для отопле­ния жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

Анализ, деятельности предприятий ЖКХ показывает, что в связи
с действием ряда факторов (повышение стоимости сырья, топлива, материалов,
основных средств, заработной платы и др.) себестоимость их услуг постоянно
росла. Темпы роста их затрат опережали темпы роста производительности труда.
При ста­бильности тарифов это привело к снижению рентабельности, к убыточности
и дотациям из бюджета.

Услуги ЖКХ являются одним из элементов жизненных средств для
населения. Если повысить тарифы на эти услуги, то возрастут затраты
потребителей этих услуг, т. е. населения. Это увеличение должно возмещаться
либо за счет повышения зара­ботной платы, либо за счет ассигнований из
централизованного фонда финансовых ресурсов — бюджета в виде дотаций пред­приятиям
и организациям, оказывающим услуги населению, ли­бо населению. В практике
применяются все способы.

Выделение дотаций ЖКХ следует рассматривать как один из
способов возмещения предприятиям их затрат живого и овеще­ствленного труда, а
работникам — затрат на воспроизводство рабочей силы. Вместе с тем следует
признать, что дотационность производства и реализации ряда видов продукции,
товаров и услуг негативно отражается на развитии коммерческого расчета, не
способствует усилению интенсивных методов хозяйствова­ния, повышению
заинтересованности в более экономном ис­пользовании материальных и финансовых
ресурсов.

В условиях рыночных отношений проблема дотаций стано­вится
еще более актуальной.

Главной задачей в экономике ЖКХ является улучшение эко­номической
работы в этой отрасли с целью повышения эффек­тивности использования средств,
выделяемых на ее развитие и содержание, а также снижение темпов роста
эксплуатационных затрат. Важнейшим направлением поиска путей более эффек­тивного
использования затрат на жилищно-коммунальное хо­зяйство и снижение темпов роста
затрат является концентрация предприятий этой отрасли в ведении местных органов
власти. Это в свою очередь позволит шире вести работы по специализа­ции
предприятий и интенсификации производства, снижению себестоимости оказываемых
ими услуг.

Реальными действиями в этом направлении станет проводи­мая в
нашей стране реформа в ЖКХ, которая предполагает реа­лизацию мер, направленных
на повышение эффективности ис­пользования средств на содержание
жилищно-коммунальных предприятий:

1) переход к самофинансированию предприятий ЖСК путем
прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также
перекрестного субсидирования потребителей;

2) увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для
населения до экономически обоснованного уровня, опреде­ляемого в основном в
результате конкурсного отбора организа­ций, предоставляющих эти услуги.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ