21.3. Коммунальное хозяйство и бюджет :: vuzlib.su

21.3. Коммунальное хозяйство и бюджет :: vuzlib.su

100
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


21.3. Коммунальное хозяйство и бюджет

.

21.3. Коммунальное хозяйство и бюджет

Коммунальное хозяйство призвано обеспечить жителей
населенных мест водой, теплом, дорогами, транспортом и т. д. Рас­ходы на оплату
услуг, производимых коммунальными предпри­ятиями, осуществляются за счет
средств территориальных бюджетов, средств юридических и физических лиц.

Главный источник финансирования коммунальных предпри­ятий —
территориальные бюджеты. Из всех средств, поступающих коммунальным предприятием
из бюджетной системы, на местные бюджеты приходится 58%, на региональные
бюджеты — 42%.

В территориальных бюджетах расходы на финансирование
коммунальных предприятий составляют от 10 до 12%. Бюджет­ные средства
коммунальным предприятиям поступают в виде дотаций:

• на покрытие разницы в ценах за предоставляемые насе­лению
услуги и продукцию (тепло для жилых домов и транспортные услуги);

• на капитальные вложения (водопроводно-канализационное
хозяйство, городской пассажирский транспорт, дороги и др.);

• на оплату произведенных работ и оказанных населенным
местам услуг (санитарная очистка, освещение, озеленение территорий и др.).

Водопроводно-канализационное хозяйство. Проблема обеспе­чения
населенных мест водой и очистки сточных жидкостей имеет важное значение для развития
городов, особенно в густо­населенных и промышленных районах.

Водообеспечение, отвод и очистка сточных вод являются
жизненно необходимыми с точки зрения как благоустройства жилых районов,
дальнейшего развития промышленности, так и охраны окружающей среды. Наличие
водных источников и средств подачи воды позволяет развивать промышленное произ­водство
и связанное с ним жилищно-коммунальное строительст­во. В то же время
централизованное водоснабжение с достаточ­но налаженной технологией обработки
воды дает возможность не только контролировать ее качество, но и искусственно
обо­гащать питьевую воду необходимыми для здоровья населения микроэлементами.
Строительство водоотводных и очистных со­оружений позволяет сохранять
экологическое равновесие окру­жающий среды, беречь водные ресурсы страны.

Системами внутреннего водопровода в настоящее время ос­нащена
значительная часть обобществленного жилого фонда; канализацией — большая часть
домов городов. И все же потреб­ности в услугах водопроводно-канализационного хозяйства
еще не удовлетворены.

В будущем объем потребляемой воды будет постоянно уве­личиваться
и в перспективе возрастет в 2,5 раза. С ростом водопотребления связано
повышение мощностей канализационных предприятий. Предполагается, что объем
сточных вод в бли­жайшей перспективе увеличится в 2,5 раза, а на более далекую
перспективу — в 5—10 раз. Такой рост обусловлен развитием городов и современных
отраслей промышленности с повышен­ной водоемкостью производства. Все это
повлечет увеличение капитальных вложений на строительство и реконструкцию
водопроводно-канализационных сооружений, главным источником которых станут
бюджетные средства.

Дальнейшее развитие жилищного строительства, улучшение
инженерного оборудования жилых и общественных зданий, по­вышение уровня
благоустройства городов, развитие промыш­ленности и рост ее водопотребления
вызовут необходимость расширения мощностей водопроводно-канализационных пред­приятий.
Это будет важным фактором роста и валовых доходов.

Вместе с тем рост доходов и прибыли этих предприятий не
будет прямо пропорционален росту производственных мощностей и увеличению подачи
воды. Дальнейшее развитие водопро­водно-канализационного хозяйства будет
проходить при нарас­тающем дефиците водных ресурсов в индустриальных районах.
Это потребует доставки воды из других, как правило, отдален­ных районов, где
имеются пока свободные водные ресурсы.

Кроме того, надо учесть, что в результате увеличения водо­потребления
промышленными предприятиями и объема сбрасы­ваемых в водоемы стоков, недостаточной
их очистки возрастает загрязненность водоемов. Положение усугубляется
химизацией сельского хозяйства, смывом с полей удобрений в открытые во­доемы.
Это в свою очередь требует расширения работ по очист­ке воды. Таким образом,
перед отраслью стоят важные задачи. В их числе:

• создание крупных централизованных систем водоснабжения;

• централизация и специализация строительно-монтажных работ
по созданию водопроводно-канализационных со­оружений;

• автоматизация работ насосных станций;

• внедрение в крупных городах автоматизированных систем
управления водопроводным хозяйством;

• повышение в общем балансе подаваемой воды удельного веса
воды, добываемой из артезианских скважин;

• обеспечение высокой санитарной очистки воды;

• разработка эффективных средств фторирования и озони­рования
питьевой воды.

Удлинение водных коммуникаций, увеличение очистных ра­бот
требуют повышения уровня технической оснащенности от­расли, квалификации ее
работников. Все это связано с ростом капитальных вложений, амортизационных
отчислений, заработ­ной платы и т. д. Естественно, это ведет к росту
себестоимости воды, отпускаемой потребителям.

При объективном влиянии удорожающих факторов особо важное
значение приобретают активизация разработки и осуще­ствления мероприятий,
содействующих снижению себестоимости воды. К их числу в первую очередь надо
отнести сокращение нерациональных расходов и потерь воды у потребителей, эконо­мию
энергоресурсов в водопроводно-канализационном хозяйст­ве, повышение уровня
механизации и автоматизации работ в целях высвобождения трудовых ресурсов
отрасли.

На развитие водопроводно-канализационного хозяйства не­обходим
значительный объем капиталовложений. Поэтому вопрос о повышении эффективности
их использования чрезвы­чайно актуален. В структуре основных фондов доля
активной части весьма незначительна, 96% занимают фонды долговремен­ных
сооружений с длительным сроком эксплуатации. Средняя норма амортизации в этой
отрасли по сравнению с другими от­раслями довольно низка (3,5—4%), однако в
водопроводно-канализационном хозяйстве удельный вес амортизации в себе­стоимости
продукции высок (35—55%). Следовательно, главные резервы снижения темпов роста
расходов в этой отрасли следует искать в улучшении использования основных
фондов и умень­шении потребности в их расширении.

Наиболее важный резерв в водопроводно-канализационном
хозяйстве — снижение потерь воды из-за технического несовер­шенства
водопроводного оборудования и его несвоевременного ремонта, а также халатного
отношения потребителей. Потеря воды по стране достигает в среднем 7—8% общего
количества воды, подаваемой в сеть. В целом ряде населенных пунктов эти потери
значительно больше. Многолетней практикой установле­но, что средние потери воды
в сетях могут быть снижены прак­тически до 5%.

Основную роль в снижении потерь воды из-за неисправно­сти и
несовершенства конструкции водопроводного оборудова­ния должна играть
организация действенного контроля, включающая систематическую проверку сети
оборудования и прибо­ров, проведение профилактических ремонтов, организацию ава­рийных
бригад, учет и инспектирование расходования воды с целью выявления ее
сверхнормативных расходов и перерасходов. Определено, что с организацией
действенного контроля расход воды снижается на 25%.

Главными статьями эксплуатационных расходов предприятий
водопроводно-канализационного хозяйства являются расходы по электроэнергии,
заработной плате и амортизации, удельный вес которых в общей сумме расходов
достигает 90%.

Расходы по оплате за электроэнергию составляют более 40%
всех затрат водопроводных предприятий. С удлинением сетей, рос­том
многоэтажного жилищного строительства, с необходимостью увеличения напора воды
и мощностей насосов расход электро­энергии повышается, увеличиваются и затраты
на ее оплату.

С оснащением предприятий новым, более мощным и доро­гим
оборудованием увеличиваются амортизационные отчисле­ния, удельный вес которых
составляет 35—55% всех расходов. Возрастают и расходы, связанные с повышением
заработной платы работникам водопроводно-канализационного хозяйства.

Помимо мероприятий технического характера, способствую­щих
снижению темпов роста расходов в водопроводном хозяйст­ве, большое значение
должно иметь строительство крупных предприятий и объединение мелких. Крупные
сооружения и систе­мы по сравнению с мелкими позволяют добиваться более высо­кой
производительности труда. Например, в крупных водопро­водных предприятиях
выработка на одного работника почти в 20 раз выше, чем на мелких предприятиях,
а средняя себестои­мость 1 м3 воды почти в семь раз ниже. Одновременно с этим
объединение и укрупнение систем позволяет добиваться лучшего использования
водных ресурсов, более высокой надёжности обеспечения потребителей и более
высоких санитарных качеств подаваемой воды. Организация крупных предприятий
водопро­водно-канализационного хозяйства в известной степени связана с
процессом передачи ведомственных предприятий местным органам власти в городах и
создания межрайонных предприятий в поселках городского типа и сельских
местностях.

Анализ состояния и перспективы развития водопроводно-канализационного
хозяйства показывают, что в будущем при стабильности тарифов и росте
эксплуатационных расходов, вы­зываемом необходимостью доставлять воду, отводить
сточные жидкости на более удаленные расстояния и повышать уровень их очистки,
опережение роста расходов над доходами будет уве­личиваться. Это приведет к
дальнейшему снижению темпов рос­та прибыли водопроводно-канализационных
предприятий.

В связи с такой тенденцией особую актуальность приобрета­ют
вопросы улучшения экономических показателей предпри­ятий этой отрасли
городского хозяйства. Помимо повышения уровня технической оснащенности и
организации производства важное значение имеет проблема тарифов.

Опережающие темпы роста средней себестоимости над тем­пами
роста средних тарифов снижают рентабельность водопроводно-канализационных
предприятий. В этих условиях необхо­димо проводить работу по регулированию
тарифов. Устанавли­ваемые тарифы должны покрывать все издержки системы водо­проводно-канализационного
хозяйства, способствовать усилению его заинтересованности в достижении
наилучших результатов, ак­тивизировать работу промышленных, транспортных,
строительных и других предприятий и организаций в направлении более эко­номного
и рационального использования водных ресурсов.

Городской пассажирский транспорт становится одним из глав­ных
средств осуществления производственных и социальных связей в городских
системах, фактором экономии времени насе­ления.

В выполнении возлагаемых на транспорт функций главная роль
отводится общественному пассажирскому транспорту. По сравнению с индивидуальным
транспортом он обеспечивает большую экономическую эффективность, безопасность,
эко­номнее использует дорожное пространство.

Развитие транспорта еще значительно отстает от растущих
потребностей в его услугах.

С увеличением территорий городов возросла дальность поез­док
их жителей. Увеличиваются затраты времени на передвиже­ние в городах. Еще
недостаточна насыщенность территорий го­родов линиями общественного транспорта
и значительны интер­валы движения машин. При этом в региональном разрезе име­ются
существенные различия в насыщенности транспортных линий подвижным составом.
Отсутствие нужного количества подвижного состава является причиной его
переполнения.

Удовлетворение потребностей населения городов в транс­портных
услугах связано со значительным объемом работ и рос­том капитальных вложений. В
ближайшее десятилетие предсто­ит значительно расширить линии городского
транспорта, в связи с чем капитальные вложения на эти цели значительно
возрастут.

Основную часть средств на развитие транспорта составляют
бюджетные ассигнования. Это объясняется тем, что городской пассажирский
электротранспорт не только не располагает собст­венными средствами для
финансирования дальнейшего разви­тия, но в значительной мере требует бюджетных
дотаций на со­держание.

Для улучшения транспортного обслуживания населения го­сударство
увеличивает капитальные вложения на развитие всех видов городского транспорта,
на расширение его подвижного состава, при этом происходит замена старых машин
на более вместительные.

В результате повышения цен на основные средства, материа­лы
и электроэнергию, увеличения заработной платы водителей, амортизационных
отчислений, стоимости ремонта и др. экс­плуатационные расходы транспортных
организаций возросли, себестоимость одной пассажиро-поездки систематически
увели­чивается, превышая действующие тарифы.

Наряду с объективными причинами роста себестоимости пе­ревозок
пассажиров увеличение затрат связано и с недостатками в организации перевозок,
а также с непроизводительными рас­ходами и потерями транспортных предприятий.

Велико выбытие подвижного состава по технической неис­правности,
поскольку рост подвижного состава нередко опере­жает строительство
производственной базы пассажирского транспорта. Имеются серьезные трудности с
техническим об­служиванием и размещением подвижного состава. Все это при­водит
к длительным простоям машин в ремонте, преждевремен­ному их износу и частым
возвратам с линии, а в конечном итоге — к росту эксплуатационных расходов и
увеличению убытков.

Действуют и другие факторы, снижающие рентабельность этой
отрасли местного хозяйства. Велики потери городского пассажирского транспорта
от безбилетного проезда и провоза багажа.

Для укрепления финансового положения городского пасса­жирского
транспорта необходимо осуществление ряда организа­ционных технических и
экономических мероприятий, направ­ленных на повышение рентабельности его
работы.

Анализ структуры эксплуатационных затрат городского пас­сажирского
транспорта показывает, что наиболее высокий удельный вес в них занимают расходы
на заработную плату, электроэнергию, амортизационные отчисления, техническое об­служивание
и накладные расходы.

Пути снижения себестоимости перевозок видятся в более
эффективном использовании средств на заработную плату, в по­вышении производительности
труда на транспорте.

Особо следует рассмотреть экономическую сторону решения
вопроса об улучшении транспортного обслуживания в городах. Действующая система
тарифов за проезд приводит к тому, что чем больше подвижного состава
выпускается на линию, чем комфортабельнее машины, тем выше эксплуатационные
расходы транспортных хозяйств и, следовательно, их убыточность. Сис­тема
показателей, с помощью которых оценивается работа транспортных предприятий,
снижает из заинтересованность в повышении качества обслуживания. Выход из
такого положения — в изменении порядка организации производственной дея­тельности
транспортных предприятий, оценки их результатов, в совершенствовании системы
оплаты транспортных услуг.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяБухобслуживание
    Следующая статьяО. КОНТ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ