21.4. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства :: vuzlib.su

21.4. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства :: vuzlib.su

91
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


21.4. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства

.

21.4. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства

Наиболее значимым компонентом дотаций, предоставляемых из
территориальных бюджетов отраслям социальной сферы, являются дотации на
жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ), включающие дотации на квартирную плату и
жилищно-коммунальные услуги. Например, в 1994 г. доля этих дотаций составила 4,7% ВВП, или 27% от суммарных расходов территориальных бюджетов. Рост дота­ций ЖКХ
в этот период был связан с необходимостью предотвра­щения дальнейшего снижения
уровня жизни населения и обеспе­чения гарантии доступа к таким жизненно
необходимым услугам, как жилье и коммунальные услуги.

Как показывает анализ, на увеличение дотаций ЖКХ в этот
период оказали влияние два основных фактора.

1) предприятия из-за резкого уменьшения государственного
финансирования и падения спроса на свою продукцию сокра­щали расходы на эти
цели. В результате расширялась сфера от­ветственности местных бюджетов за
дотирование ЖКХ,

2) рост цен на энергоносители опережал общий уровень ин­фляции
(по оценкам Всемирного банка, в период 1992—1994 гг. это опережение составило
по электроэнергии 2,8 раза, по топли­ву — 1,9 раза) Соответственно такое
опережение, по-видимому, лишь отчасти могло быть компенсировано за счет
установления льготных тарифов населению и перераспределения этих расхо­дов на
предприятия.

Учитывая, что социальная сфера в России, как правило, фи­нансируется
по остаточному принципу, доля затрат на нее в объеме ВВП, по оценкам, может
снизиться на 3—4 пункта. Однако наиболее негативные последствия для развития
соци­альной сферы может иметь изменение приоритетов при бюд­жетном
финансировании ее отраслей. В связи с этим при перво­очередном исполнении
текущих платежей наиболее вероятным является дальнейшее снижение объемов
инвестиций в отраслях социальной сферы, что существенно ограничит возможности
их функционирования и развития.

Реальными действиями в этом направлении можно считать
проводимые Правительством России реформы в сфере жилищно-коммунального
хозяйства. В соответствии с представленным Правительством планом предполагаемая
реформа в данной сфе­ре будет включать два этапа

Первый этап предусматривает реализацию мер, направленных на
повышение эффективности использования затрат на содержание ЖКХ. В числе таких
мер, в частности, предусматри­вается формирование системы учета потребления
коммунальных услуг, формирование конкурентной среды и новой, более со­вершенной
и экономичной, системы обслуживания жилищно-коммунального хозяйства.

На втором этапе реформы предполагается осуществле­ние ряда
мер, обеспечивающих постепенный переход ЖКХ на полное самофинансирование. При
этом, учитывая реальную экономическую ситуацию в стране, а также низкий уровень
до­ходов основной массы ее населения, при реализации реформы для населения
предусматриваются определенные лимиты затрат на ЖКХ Предусматривается, что доля
оплаты жилищно-коммунальных услуг в 2000 г. не превысит 20% от совокупных доходов российских семей.

По оценкам, при введении новой системы оплаты услуг ЖКХ в 1996 г. из расчета 16% совокупного семейного дохода на дотации из бюджета в соответствии с проектом
было бы израс­ходовано около 75 трлн. руб. вместо примерно 100 трлн. руб.
бюджетных средств, фактически израсходованных в этом году. При сохранении
существующих тенденций в динамике объемов ВВП в результате реализации
правительственного проекта в 1997 г. экономия в данной сфере, по оценкам, может
составлять около 35 трлн. руб.

Необходимо учитывать, что практическая реализация реформ в
ЖКХ в России будет осуществляться при существенно более низких среднедушевых
объемах ВВП и доходах населения по сравнению с экономически развитыми странами
мира. Напри­мер, в 1995 г. фонд заработной платы в России составил около 23% от
объема ВВП, а доля денежных доходов населения в его объеме — 5% при значении
соответствующих показателей для США в данном периоде 59 и 85%. Соответственно
при четырех­пятикратном превышении объемов ВВП на душу населения в развитых
странах и примерно равных относительных расходах на ЖКХ в семейных бюджетах на
содержание данной сферы в раз­витых странах будут использованы финансовые
ресурсы, как минимум в 6—7,5 раз превышающие по объемам ресурсы, ис­пользуемые
в России. Это означает, что даже с учетом более низкого качества жилья в
России, а также более низких удель­ных затрат на содержание данной сферы, эти
средства составят только небольшую часть от средств, необходимых для полной
компенсации затрат на ЖКХ.

Кроме того, при оценке возможностей реализации данного
проекта необходимо учитывать и то, что в период проведения экономических реформ
в России темпы роста потребительских цен, как правило, превышали
соответствующие показатели, ха­рактеризующие динамику объемов ВВП и средней
заработной платы населения. Поэтому при наиболее вероятном варианте развития и
сохранении данной тенденции на ближайшую пер­спективу (о чем свидетельствует и
динамика этих показателей, наблюдаемая в 1996—1997 гг.), дополнительные затраты
семей­ного бюджета на содержание ЖКХ могут в еще большей степени снизить
уровень жизни большей части населения России.

* * *

Проблемы финансирования этой отрасли всегда были в поле зре­ния
финансовой науки и практики. Большой вклад в исследование фи­нансовых
взаимоотношений отрасли с государством и населением вне­сли В.В. Бармин, М.Г.
Гершман, Б.Н. Колотилкин, И.Г. Минц, Г.Б. Поляк, Ю.В. Пешехонов, Н.Л. Филатов.

.

    Назад

    ПОДЕЛИТЬСЯ
    Facebook
    Twitter
    Предыдущая статьяБухобслуживание
    Следующая статьяО. КОНТ :: vuzlib.su

    НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

    ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ