ГЛАВА 22. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере :: vuzlib.su

ГЛАВА 22. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере :: vuzlib.su

32
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


ГЛАВА 22. Система финансирования расходов в непроизводственной сфере

.

ГЛАВА 22. Система финансирования расходов в
непроизводственной сфере

Социальная инфраструктура. В современном индустриальном и
урба­низированном обществе огромную роль в жизнеобеспечении челове­ка играет
непроизводственная сфера — важнейший фактор развития производительных сил.
Социальная инфраструктура, в которую входят учреждения народного образования,
здравоохранения, куль­туры, искусства, социального обеспечения, занимает видное
место в народнохозяйственном комплексе государства. В России в отраслях
социальной инфраструктуры трудится примерно 25% работников, занятых в народном
хозяйстве. Основные фонды учреждений соци­альной инфраструктуры составляют
примерно 30% основных фон­дов народного хозяйства. На содержание и развитие
этих учрежде­ний из консолидированного бюджета Российской Федерации еже­годно
выделяется около 25% всех бюджетных ассигнований.

Развитие социальной инфраструктуры зависит от уровня раз­вития
материального производства, объема созданного здесь на­ционального дохода и его
распределения между производствен­ной и непроизводственной сферами.
Инфраструктура оказывает всестороннее влияние на производительные силы. В
условиях все усиливающегося процесса общественного разделения труда практически
невозможно функционирование отраслей матери­ального производства без социальной
инфраструктуры. Матери­альные и духовные блага, предоставляемые предприятиями и
учреждениями социальной инфраструктуры, удовлетворяя лич­ные потребности людей,
являются важнейшим фактором вос­производства рабочей силы и интенсификации
производства. Инфраструктура все в большей степени становится социальным
ускорителем экономического развития.

С расширением масштабов производства и общественного
разделения труда, развитием научно-технического прогресса, производственных
отношений, с изменением образа жизни, сопровождающимся изменением структуры
потребления и ростом социальных потребностей населения, значение инфраструктуры
неуклонно возрастает. Свидетельством тому служит рост произ­водительных сил,
используемых в этой сфере народного хозяй­ства. Затрачиваемый в
инфраструктурных отраслях живой труд увеличивает объем национального дохода
страны. При этом вклад этих отраслей в объем произведенного национального до­хода
растет. За последние 30 лет доля этого вклада возросла с 16 до 25%.

В то же время наблюдалось неуклонное повышение удель­ного
веса производственных фондов основных отраслей народ­ного хозяйства, что
вызывалось необходимостью развития про­мышленного потенциала в районах нового
освоения и совер­шенствования материально-технической базы сельского хозяйст­ва.
В этих условиях при абсолютном росте основных фондов со­циальной инфраструктуры
их удельный вес в общем объеме всех основных фондов народного хозяйства
снижался. Такое отставание темпов роста основных фондов инфраструктурных
отраслей увеличивало диспропорции в развитии отраслей ос­новного производства и
обслуживающих отраслей и сдерживало перевод экономики на интенсивный путь
развития.

Необходимость расширения учреждений социальной инфра­структуры
диктуется тем, что достигнутый уровень их развития еще не обеспечивает
потребности населения в социальных ус­лугах. Все это требует увеличения объема
финансовых ресурсов на эти цели.

В современных условиях на содержание и развитие социаль­ной
инфраструктуры финансовые ресурсы направляются из не­скольких источников:

• бюджета;

• внебюджетных фондов;

• средств предприятий и населения.

Общественные фонды потребления — это средства бюджета,
внебюджетных средств и предприятий, направляемые на соци­альную инфраструктуру.
Главное их назначение — социальное развитие общества и социальная защищенность
населения. Средства общественных фондов потребления позволяют предос­тавлять
населению бесплатные или на льготных условиях услуги учреждений просвещения,
здравоохранения, социального обес­печения. Объем и динамику этих средств, их
удельный вес в ВВП характеризуют табл. 22.1 и 22.2.

Таблица 22.1 Динамика и структура расходов на социальную
сферу в РФ

1993 г.

1994 г.

1995г.

Показатели

трлн. руб.

%

трлн. руб.

%

трлн. руб.

%

Расходы консолидированного бюджета

14,3

53,8

55,3

54,3

128,8

53,3

Пенсионный фонд РФ

10,3

38,7

37,3

36,6

88,7

36,7

Фонд социального страхования

1,6

6,0

6,6

6,5

17,5

7,2

Государственный фонд занято­сти населения

0,4

1,5

2,4

2,3

6,4

2,6

Фонд обязательного медицин­ского страхования

0,0

0,0

0,3

0,3

0,5

0,2

Итого

26,6

100,0

101,9

100,0

241,9

100,0

Таблица 22.2. Динамика государственных расходов на
социальную сферу в РФ за период с 1993 по 1995 гг.

Направление расходов

Процент от ВВП

1993

1994

1995

Здравоохранение и физическая культура

3,58

4,09

3,41

Образование

4,03

4,36

3,40

Культура, искусство и средства массовой информации

0,61

0,73

0,42

Жилищно-коммунальные услуги

6,06

5,92

5,33

Прочие социальные расходы

1,51

2,39

2,25

Бюджетные ассигнования. Более 2/3 средств общественных
фондов потребления составляют бюджетные ассигнования. По­этому эти фонды
доводятся до населения в основном через бюджетную систему в виде расходов:

1) на социально-культурные мероприятия;

2) жилищно-коммунальное хозяйство.

Бюджетные ассигнования на социально-культурные мероприятия и
жилищно-коммунальное хозяйство являются финансовой гарантией конституционных
прав граждан на минимальный размер социально-культурных и жилищно-коммунальных
услуг.

Эти права зафиксированы в Конституции Российской Федера­ции 1993 г.

1. Каждый гражданин России имеет право на вознагражде­ние за
труд не ниже установленного федеральным законом ми­нимального размера оплаты
груда. Кроме того, каждый граж­данин имеет право на оплачиваемый ежегодный
отпуск. Это право граждан, работающих в организациях и учреждениях,
финансируемых из бюджетных средств, гарантируется бюдже­том, в котором
предусматриваются соответствующие ассигно­вания (ст. 37).

2. Гарантируется защищенность материнства, детства и се­мьи
(ст. 38). Финансовым выражением этой гарантии со сторо­ны государства являются
бюджетные ассигнования на содержа­ние медицинских учреждений, связанных с
обеспечением мате­ринства и обслуживанием детей, на выплату пособий по рожде­нию
детей, по уходу за ними, многодетным семьям, одиноким матерям, на содержание
дошкольных детских учреждений и др.

3. Каждому гражданину гарантируется социальное обеспече­ние
по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кор­мильца, для воспитания
детей (ст. 39). Средства на эти цели вы­деляются как из бюджета, так и из
внебюджетных фондов.

4. Каждый гражданин России имеет право на охрану здоро­вья и
медицинскую помощь (ст. 41). При этом установлено, что медицинская помощь в
государственных и муниципальных уч­реждениях здравоохранения должна быть
оказана гражданам бесплатно. Источником финансирования этих услуг долж­ны быть
бюджетные ассигнования и фонды, создаваемые за счет страховых взносов.

5. За счет бюджетных средств гарантируются общедоступ­ность
и бесплатность дошкольного, основного общего среднего профессионального и
высшего образования в государственных и муниципальных учреждениях (ст. 43).

6. Малоимущим гражданам России, нуждающимся в жили­ще, оно
предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных,
муниципальных жилищных фондов (ст. 40). Финансовые ресурсы для этих целей
предусматриваются в мест­ных бюджетах.

В развитие этих положений Конституции Законом РФ «Об общих
принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» 1995 г. предусмотрен механизм осуществления конституционных прав граждан. В ст. 37 этого Закона преду­смотрено,
что органы местного самоуправления должны обеспе­чивать удовлетворение основных
жизненных потребностей насе­ления не ниже минимальных государственных
социальных стандартов. Для выполнения этих стандартов федеральные и ре­гиональные
органы государственной власти должны передавать в доходы местных бюджетов часть
своих финансовых ресурсов.

В целях организации проведения мероприятий по социаль­ной защите
населения Правительство РФ разрабатывает и осу­ществляет федеральные целевые
программы. В их числе такие программы: «Дети России», «Чернобыль», «Развитие
образова­ния», «Социальная поддержка инвалидов», «Радиационная реа­билитация
населения и территорий», «Молодежь России». «Жилище» и др. Государственными
заказчиками таких программ выступают федеральные министерства и ведомства.

В республиках, краях и областях Российской Федерации раз­рабатываются
и осуществляются региональные целевые программы, в том числе связанные с
социальной защитой населения.

Бюджетные ассигнования, предназначенные на удовлетворе­ние
социально-культурных и жилищно-коммунальных потреб­ностей и социальную защиту
граждан, поступают населению по каналам федерального, региональных и местных
бюджетов.

В состав этих бюджетных расходов входят ассигнования:

• на образование;

• культуру;

• искусство;

• средства массовой информации;

• здравоохранение;

• физическую культуру;

• социальную политику;

• жилищно-коммунальное хозяйство.

Доля этих ассигнований в консолидированном бюджете Рос­сийской
Федерации в 1997 г. составила примерно 40%, в феде­ральном бюджете — около 10%,
в бюджетах территорий — около 60%, в региональных бюджетах — более 30%, в
местных бюдже­тах — около 70%.

Объем, состав и структура этих средств, распределение их
между отдельными видами бюджетов характеризуют данные таб­лицы 22.3 и 22.4.

Таблица 22.3. Расходы федерального, региональных и местных
бюджетов на социальную инфраструктуру в 1996 г. (млрд руб)

Социальная инфра­структура

Консо­лидиро­ванный бюджет

Феде­ральный бюджет

Террито­риальные бюджеты

Регио­нальные бюджеты

Мест­ные бюджеты

1. Жилищно-коммунальное хозяйство

93202

93202

31691

61511

2. Социально-культурные меро­приятия

188466

27541

161553

49078

112475

Образование

83751

10919

72833

15164

57668

Культура и ис­кусство

9548

905

8643

3830

4813

Средства мас­совой инфор­мации

2154

1046

1108

657

451

Здраво­охранение

56251

4160

52091

19036

33055

Социальная по­литика

36762

9883

26879

10391

16488

Таблица 22.4. Структура бюджетных расходов на социальную
сферу в 1996 г. (%)

Направление расходов

Федераль­ный бюд­жет

Бюджеты

территорий

(субъектов

Федераций)

В том числе

региональ­

ные бюд­

жеты

(республи­

канские,

краевые,

областные)

местные

(городские,

районные,

сельские)

1. Социально-культурные мероприятия, в том числе:

14

86

26

60

Образование

14

86

17

69

Культура, искусство

10

90

40

50

Здравоохранение

8

92

33

59

Социальная политика

25

75

31

44

2. Жилищно-коммунальное хозяйство

——

100

33

67

Как видим, подавляющая часть бюджетных расходов, ис­пользуемых
на социально-культурные мероприятия и жилищно-коммунальное хозяйство, поступает
населению через бюджеты территорий, главным образом, через местные бюджеты,
которые в финансировании учреждений народного образования и здра­воохранения и
жилищно-коммунального хозяйства занимают главенствующее положение. Роль
бюджетов территорий наибо­лее велика в социальной защите населения, а
федерального бюджета — в финансировании искусства, средств массовой ин­формации,
высших учебных заведений, науки.

* * *

Вопросы теории, методологии и практики финансового обеспече­ния
отраслей социальной сферы нашли отражение в следующих моно­графиях-

•  В. И. Басов. Общественные фонды потребления и бюджет
(1967)

•  И.А. Гороховер. Планирование и финансирование больниц и
по­ликлиник (1967)

• Л.И. Тульчинский. Финансовые проблемы профессионального
образования в СССР (1968)

•  Г.Н. Соболевский, В.В. Ермаков, В.В. Головтеев. Основы
финан­сирования учреждений здравоохранения (1974)

•  И.В. Бабановский. Вопросы финансирования здравоохранения
в СССР (1976)

•  Г.И. Ушаков, А.С. Шуруев. Планирование и финансирование
подготовки специалистов (1980)

•  Ю.А. Пешехонов. Ресурсы социального развития в XI
пятилетке (1981)

•  К.И. Субботина Финансирование народного образования
(1985)

•  Г.Б. Поляк Финансовое обеспечение социальной сферы (1988)

•  С.Д.  Карастелин, Г.Б. Поляк. Ресурсы социального
развития трудовых коллективов (1989).

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ