23.2. Финансирование расходов на общеобразовательные школы :: vuzlib.su

23.2. Финансирование расходов на общеобразовательные школы :: vuzlib.su

103
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


23.2. Финансирование расходов на общеобразовательные школы

.

23.2. Финансирование расходов на общеобразовательные школы

Как уже отмечалось, расходы на общеобразовательные шко­лы
являются основными в общих расходах на образование.

Расходы на общеобразовательные школы включают затраты:

на текущее содержание;

приобретение оборудования и инвентаря;

капитальный ремонт;

строительство новых зданий.

Расходы на текущее содержание — это заработная плата
педагоги­ческого, учебно-вспомогательного и административно-обслуживаю­щего
персонала, учебные, канцелярские и хозяйственные расходы, расходы на
командировки, служебные разъезды и др.

Расходы на текущее содержание школ исчисляются исходя из
двух основных показателей:

1) числа учащихся;

2) количества классов.

1. При планировании затрат на школы прежде всего опреде­ляются
контингент учащихся, затем количество классов, педаго­гических ставок, объем
ремонтных работ и другие показатели.

Основные показатели исчисляются в среднем за год, так как
бюджетный год не совпадает с учебным. Среднегодовые показатели позволяют учесть
контингент учащихся и его изменение с начала учебного года. Для расчета
среднегодовых показателей число уча­щихся берется на две даты — на начало и
конец бюджетного года.

Прием в первые классы планируется исходя из числа детей, которым
до 1 сентября или в сентябре текущего года исполнится 7 лет, в пятые — по числу
детей, окончивших третьи классы. Прием в девятые классы планируется по числу
учащихся, окон­чивших восьмые классы, с учетом намечаемого приема в сред­ние
профессионально-технические училища и другие учебные заведения, созданные на
базе неполного среднего образования. По остальным классам контингент учащихся
определяется по числу переведенных в следующий класс учащихся с учетом по­ступления
их и отсева.

Количество классов устанавливается по группам классов I—IV,
V—IX, X—XI и зависит от общего числа учащихся и наполняемости классов, т. е.
числа учеников, обучающихся в одном классе. Предельная наполняемость в I—IX
классах — 30 учащихся, в Х — XI классах — 25 учащихся. Следует отметить, что
фактическая на­полняемость классов не всегда соответствует предельной и зави­сит
от плотности населения и контингента учащихся, расположе­ния школ на
территории, типа школьных зданий. Если в районах с незначительной плотностью
населения нельзя укомплектовать классы по установленным нормам, они могут быть
объединены в классы-комплекты. В бюджетных расчетах класс-комплект при­равнивается
к классу. Чаще всего в начальных школах в класс-комплект объединяются учащиеся
I—IV классов. При бюджетном планировании следует стремиться к повышению
наполняемости классов до предельной с целью рационального использования вы­деляемых
на общеобразовательные школы средств.

Количество школ, классов и учащихся определяется на 1 января
и на 1 сентября. Число учащихся и классов на 1 января принимается по
фактическому состоянию на последнюю отчет­ную дату с учетом возможного их
изменения до конца текущего года. В связи с этим возникает необходимость
рассчитывать среднегодовые показатели, которые учитывают как переходя­щий, так
и дополнительный контингент.

Среднегодовое количество учащихся и классов определяется по
одной из следующих формул:

где К  — среднегодовое количество классов;

КН и КК — количество классов на начало и на конец года.

Например, на начало бюджетного года в городе было 200
классов, а на 1 сентября планируется 218. Среднегодовое коли­чество классов,
исчисленное по этим формулам, составит 206:

(200х8) + (218х4)

           12      

(200х2)+218

           3

200+.

Исходя из среднегодового количества классов определяются все
расходы на текущее содержание школ.

2. Основной статьей расходов является заработная плата, ко­торая
вместе с начислениями составляет около 45% всех расхо­дов на текущее содержание
школ.

В планировании фонда заработной платы существуют опреде­ленные
особенности для городских школ, связанные с тем, что заработная плата учителям
этих школ за вторую половину декабря планируемого года будет выплачиваться в
январе бюджетного го­да, следующего за планируемым. Поэтому в новом учебном
году работники школы получают заработную плату за 3,5 месяца, а за период с
начала года до 1 сентября — за 8,5 месяца. Поэтому среднее количество классов
для расчета фонда заработной платы городских школ исчисляется по формулам:

                                                                                ;

                                                                               

где 29,2% — отношение 3,5 месяца к 12 месяцам.

Исходя из нашего примера среднегодовое количество клас­сов
составит 205:

(200х8,5) +(218х3,5)

              12

200 + 29,2% (218 — 200).

Фонд заработной платы по школе включает:

• заработную плату учителей за уроки;

• оплату за проверку тетрадей;

•               заработную плату
административно-обслуживающего и учебно-вспомогательного персонала;

•               дополнительные виды оплаты учителей.

Фонд заработной платы учителей определяется на основе
среднегодового количества педагогических ставок на один класс и средней ставки
учителя в месяц. Ставки и оклады устанавли­ваются в соответствии с разрядами
единой тарифной сетки (от 7-го до 14-го) и аттестацией педагогического
персонала.

Оклады рассчитываются по нормам педагогической нагрузки:

учителям I—IV классов за 20 часов в неделю, остальным — по
18 часов в неделю. Общий объем нагрузки учителя определяется по данным учебных
планов Министерства образования, в которых приведены учебные предметы и число
часов в неделю в каждом классе. Сумму часов в каждом классе в неделю и
факультатив­ных занятий делят на сумму часов по учебному плану и получа­ют
количество ставок на один класс.

При расчетах необходимо учесть дополнительные часы, кото­рые
увеличивают число педагогических ставок:

• в I — IV классах учителя могут освобождаться от ведения
уроков физкультуры и музыки и вести учебно-воспита­тельную работу;

• в V — IX классах на уроках по иностранному языку, тру­ду и
физкультуре классы могут делиться на подгруппы.

Приведем примерную форму расчета количества педагогиче­ских
ставок по I—XI классам городских школ России. С учетом факультативных часов
определено следующее максимальное ко­личество обязательных учебных часов в
неделю: в I—IV классах -24 часа, в V—VI — 30 часов, в VII — 32 часа, в VIII —
34 часа и в IX—XI классах — 36 часов.

Показатель

Классы

I-IV

V-VI

VII

VIII

IX-XI

1. Число часов в неделю по учебному плану

24

30

32

34

36

2. Фактически оплачивается часов в неделю

27

26

37

38

42

3. Норма нагрузки учителя в неделю, час

20

18

18

18

18

4. Количество ставок на один класс (стр. 2: стр. 3)

1,35

1,44

2,05

2,11

2,33

В фонд заработной платы педагогического персонала вклю­чается
дополнительная оплата за проверку письменных работ:

• в первых классах — 10% от величины заработной платы;

• в других классах в зависимости от предмета и с учетом
количества ставок: по русскому языку — 15%, по матема­тике —10%, по
иностранному языку — 10%, по биологии и химии — 5%.

Ставки заработной платы каждому учителю и общий фонд
заработной платы педагогов по школе устанавливаются путем тарификации учителей,
которая производится ежегодно на 1 сентября. По результатам тарификации
директор школы со­ставляет тарификационные списки учителей, в котором в разре­зе
групп классов определяются количество педагогических ста­вок на один класс и
средняя ставка учителя в месяц. Фонд зара­ботной платы учителя в месяц за
период с января по август ис­числяется путем умножения количества ставок на
среднюю ставку учителя в месяц и на число классов на 1 января плани­руемого
года (на 1 сентября текущего года). Фонд заработной платы с сентября по декабрь
определяется по этой же формуле, но количество классов берется на 1 сентября
планируемого года.

Фонд заработной платы административно-обслуживающего и
учебно-вспомогательного персонала общеобразовательных школ определяется по
утвержденным типовым штатам и должностным окладам (директор школы, заместитель
директора, библиоте­карь, уборщица и т. д.).

В фонд заработной платы включаются также следующие до­платы:

• за классное руководство — до 20% оклада;

• за заведование кабинетом — 20% оклада;

• за руководство школьным кружком — 80%;

• за ведение внеклассной работы — до одной ставки;

• учителю химии за вредные условия до 12% оклада;

• выплаты ежемесячной денежной компенсации для обес­печения
книгоиздательской продукцией и периодически­ми печатными изданиями — 10% от
оклада.

Начисленный фонд заработной платы уменьшается на 3% этого
фонда в связи с тем, что работники во время болезни по­лучают пособие по
временной нетрудоспособности за счет средств бюджета социального страхования.

3. Следующей значительной статьей являются учебные расходы,
которые включают приобретение материалов для учебной работы, для работы в
кабинетах, письменных, канцелярских принадлежно­стей, мелкого физкультурного
инвентаря, проведение экскурсий в учебных целях и др. Выделяются ассигнования
на создание, обнов­ление и использование библиотечных фондов учебников.

Планирование учебных расходов производится по установ­ленным
нормам на один класс по группам классов.

4. Важной статьей расходов являются затраты на бесплатное
питание детей. Предусматривается, что в группах продленного дня 10% детей
освобождаются от оплаты полностью, а 15% — наполовину. Сумма расходов
определяется исходя из норм рас­ходов, количества детей и количества дней, в
течение которых дети пользуются бесплатным питанием.

5. В сметах школ предусматриваются также расходы на при­обретение
оборудования, инвентаря и на капитальный ремонт зда­ний. Потребность школы в
инвентаре и оборудовании на плано­вый год определяется исходя из обеспеченности
школы на нача­ло года и необходимости его обновления в плановом периоде с
учетом установленных норм на одну школу или на одно учени­ческое место.

Затраты на капитальный ремонт школ при сводном планиро­вании
определяются исходя из общей внешней кубатуры школь­ных зданий и расчетных норм
расходов на 1 м2. За счет средств, выделяемых на эти цели, могут проводиться
реконструкция и расширение школ, пристройка классных комнат.

Строительство новых школ осуществляется за счет средств,
выделяемых в бюджетах соответствующих административно-территориальных единиц.

6. В расходы на общеобразовательные школы включаются расходы
на содержание групп продленного дня, которые создаются с целью улучшения
воспитания детей и оказания помощи семь­ям в городах, поселках при обычных
школах для учащихся I— VIII классов. Число учащихся в группах продленного дня
уста­новлено 30 — 40 человек. Для ведения воспитательной работы с детьми
определен дополнительный штат воспитателей из расчета 1,5 единицы на группу
учащихся I—IV классов и 1 единицы на группу учащихся V—VIII классов. Питание в
группах продлен­ного дня осуществляется за счет средств родителей, кроме
льготного контингента (см. п. 4).

7. К расходам на текущее содержание общеобразовательных школ
относятся расходы на хозяйственное обслуживание и затра­ты на оплату
командировок и служебных разъездов.

Расходы на хозяйственное обслуживание при составлении
индивидуальных смет планируются по действующим материаль­ным нормам. В эту
группу включаются расходы на отопление, освещение, коммунальные услуги и прочие
хозяйственные нуж­ды, а по школам, расположенным в сельской местности, — так­же
ассигнования на бесплатное предоставление квартир работ­никам с отоплением и
освещением. При сводном планировании хозяйственные расходы исчисляются исходя
из среднегодового количества классов.

При планировании расходов на общеобразовательные школы
предусматривается создание фонда всеобуча для оказания мате­риальной помощи
учащимся в приобретении одежды, учебни­ков, оплаты питания. Фонд всеобуча
создается за счет следую­щих источников:

1) средств бюджета в пределах 1% суммы ассигнований на
текущее содержание учащихся I—IX классов;

2) поступлений от предприятий и организаций;

3) средств школы.

Средства этого фонда распределяются по школам в зависи­мости
от числа учащихся, которым нужна помощь, и расходуют­ся по специальным сметам.

На основе расчетов по статьям расходов составляется смета
рас­ходов общеобразовательной школы, а на основе этих смет составля­ется
сводная смета расходов на содержание общеобразовательных школ к проекту
местного бюджета, бюджета субъекта федерации.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ