23.4. Финансирование расходов на подготовку кадров :: vuzlib.su

23.4. Финансирование расходов на подготовку кадров :: vuzlib.su

22
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


23.4. Финансирование расходов на подготовку кадров

.

23.4. Финансирование расходов на подготовку кадров

Научно-технический прогресс, задачи по повышению эф­фективности
производства и вхождению страны в рыночные от­ношения требуют постоянного роста
знаний и общей культуры кадров.

Подготовку кадров осуществляют профессионально-технические
лицеи, средние специальные учебные заведения и высшие учеб­ные заведения.

Все более важное место в настоящее время занимает система
переподготовки кадров, исходя из требований рыночной экономики.

Планирование и финансирование расходов на высшие учебные
заведения. В стране сформировалась система государственного и
негосударственного высшего образования. Бюджетные ассигно­вания направляются в
основном государственным учебным заведениям. Они готовят кадры по всем
специально­стям, необходимым для развития экономики и непроизводст­венной сферы
страны.

Обучение осуществляется по следующим формам: дневное,
вечернее, заочное.

Расходы на вузы определяются отдельно по каждому из них с
учетом специфических условий их функционирования исходя из среднегодового числа
студентов, норм их материального обеспе­чения, ставок заработной платы
преподавателей и других пока­зателей.

Основным финансовым документом вуза служит смета, оп­ределяющая
общий объем, целевое направление и покварталь­ное распределение бюджетных ассигнований.

Министерства и ведомства утверждают подведомственным высшим
учебным заведениям сметы с выделением ассигнований по фонду заработной платы с
начислениями, стипендиальному фонду, на капитальный ремонт, капитальные
вложения, приоб­ретение оборудования и инвентаря.

Расходы по остальным затратам утверждаются в целом по строке
«Прочие расходы», а по статьям их распределяет ректор вуза в пределах общей
суммы расходов.

В смете приводятся общие сведения об учебном вузе, учеб­но-материальной
базе. При сводном планировании расходы ис­числяются на основе расчетных норм на
одного студента. Для этого определяют контингент студентов на планируемый год с
учетом их выпуска и приема. Расчет проводится отдельно по дневному, вечернему и
заочному обучению.

Среднегодовое число студентов определяется по формуле:

где Кср  — среднегодовой контингент студентов;

КН — контингент на начало года;

В             — выпуск студентов (например, с 1 июля);

П   — прием студентов (например, с 1 сентября).

При планировании учитывается возможный отсев студентов. В
расходах на вузы значительный удельный вес имеет зара­ботная плата. В фонд
заработной платы вузов включается зара­ботная плата штатного
профессорско-преподавательского пер­сонала (включая
преподавателей-совместителей) дневных, ве­черних и заочных учебных заведений,
лиц, привлеченных на педагогическую работу на условиях почасовой оплаты, а
также административно-технического, учебно-вспомогательного и про­чего
персонала. Штаты профессорско-преподавательского соста­ва по должностям
определяет и утверждает ректор вуза в преде­лах численности учащихся и фонда
заработной платы, установ­ленных для этой категории работников.

1. Фонд заработной платы профессорско-преподавательского
состава рассчитывается исходя из двух показателей: количества должностей и
средней ставки заработной платы.

Количество должностей определяется по расчетным коэффи­циентам
с учетом числа студентов и аспирантов на одного пре­подавателя. Эти
коэффициенты установлены для дневных, ве­черних и заочных отделений по группам
вузов и факультетов в соответствии с профилем подготовки студентов и
аспирантов.

Ставки заработной платы профессорско-преподавательского
состава дифференцированы в зависимости от разряда единой тарифной сетки,
ученого звания и ученой степени.

В вузах профессора, доценты и преподаватели в течение
шестичасового рабочего дня должны вести все виды учебно-методической и
научно-исследовательской работы в соответст­вии с учебным планом и планом
научно-исследовательских ра­бот. Конкретную нагрузку профессорско-преподавательского
состава устанавливают ректоры вузов.

2. Заработная плата привлекаемым к учебной работе специа­листам,
не состоящим в штате, выплачивается из почасового фонда, который планируется в
процентах к годовому фонду за­работной платы штатного персонала.

3. Фонд заработной платы руководящих,
административно-хозяйственных работников и обслуживающего персонала вузов
определяется в индивидуальном порядке в зависимости от объе­ма и специфики
работы учебного заведения, утвержденных должностных окладов или на основе
типовых штатов.

4. Второе место по величине в расходах вузов занимают за­траты
на выплату стипендий, которые определяются исходя из среднегодового числа
студентов, получающих стипендии, и ус­тановленных размеров стипендий. По высшим
учебным заведе­ниям, имеющим очную аспирантуру, планируются также сти­пендии
аспирантам.

5. Учебные расходы и расходы на приобретение книг для
библиотек планируются по нормам, размер которых зависит от форм обучения
(дневное, вечернее, заочное) и профиля подго­товки специалистов.

Расходы на производственную практику студентов определя­ются
исходя из численности студентов, проходящих практику, и ее продолжительности. В
эти расходы входят также оплата пре­подавателей за руководство практикой,
выплата им командиро­вочных, суточные пособия студентам, оплата проезда к месту
практики и обратно.

В расходах вузов планируются затраты на научно исследова­тельскую
работу кафедр, связанную с разработкой научных про­блем, проведением опытов, на
научные командировки препода­вателей, подготовку и защиту диссертаций.

6. Расходы на инвентарь и оборудование для высших учеб­ных
заведений планируются с учетом необходимости обеспече­ния их специальным
оборудованием, компьютерами и хозяйст­венным инвентарем. Расходы на
приобретение инвентаря и обо­рудования при сводном планировании определяются по
нормам на одного студента (в зависимости от типа учебного заведения), а расходы
на капитальный ремонт — исходя из внешней кубату­ры зданий и норм расходов на 1 м3.

Планирование и финансирование расходов на средние специ­альные
учебные заведения. Главная задача средних специальных учебных заведений —
подготовка квалифицированных специа­листов со средним специальным и общим
средним образовани­ем, имеющих необходимые теоретические знания и практиче­ские
навыки по специальности, для различных отраслей эконо­мики и непроизводственной
сферы страны.

Основные показатели при расчете затрат на средние специ­альные
заведения:

• среднегодовое число учащихся;

• количество групп, определяемое раздельно по дневному,
вечернему и заочному обучению.

Среднегодовое число учащихся исчисляется так же, как и по
высшим учебным заведениям.

Расходы на текущее содержание средних учебных заведений
включают затраты на заработную плату с начислениями, выпла­ту стипендий,
учебные, хозяйственные и прочие расходы.

Основная статья расходов средних специальных учебных за­ведений
— заработная плата.

Фонд заработной платы планируется с учетом среднегодо­вого
числа групп учащихся, которое определяется по переходя­щим группам — исходя из
фактической наполняемости (25— 30 учащихся), по новому приему — по плановой
наполняемости.  Среднегодовое число групп рассчитывается в зависимости от
сроков выпуска и приема.

В фонд заработной платы средних учебных заведений входят:

1) заработная плата педагогического персонала;

2) доплата за проверку письменных работ;

3) руководство предметными комиссиями;

4) заведование лабораториями и кабинетами;

5) классное руководство;

6) заработная плата учебно-вспомогательного и администра­тивно-обслуживающего
персонала.

Фонд заработной платы педагогического персонала опреде­ляется
исходя из средней ставки педагога и общего количества педагогических ставок.
Ставки заработной платы педагогам ус­танавливаются на основе единой тарифной
сетки по результатам аттестации.

Фонд заработной платы административно-хозяйственного и
учебно-вспомогательного персонала планируется по среднегодово­му количеству
штатных единиц и средней ставке заработной платы. Численность персонала
определяется штатным расписанием.

Расходы на выплату стипендий и производственную практи­ку
учащихся планируются так же, как и по высшим учебным заведениям. Учебные
расходы планируются по нормам, которые дифференцируются по формам обучения и
профилю подготовки специалистов. Хозяйственные и канцелярские расходы исчис­ляются
методом прямого счета, а при сводном планировании — по нормам затрат на одного
учащегося.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ