23.5. Финансирование расходов на культуру :: vuzlib.su

23.5. Финансирование расходов на культуру :: vuzlib.su

69
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


23.5. Финансирование расходов на культуру

.

23.5. Финансирование расходов на культуру

В статье 7 Конституции РФ провозглашено, что Российская
Федерация — социальное государство, политика которого на­правлена на создание
условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в том
числе его образова­тельного и культурного уровня.

Ежегодно на финансовое обеспечение социально-культурных
мероприятий направляется 30% доходов консолидированного бюджета России (7—8%
ресурсов федерального бюджета и 45— 47% бюджетов территорий), в том числе
финансирование рас­ходов на культуру. В соответствии с действующими законода­тельными
актами в культурной сфере и прежде всего Законом РФ «Основы законодательства РФ
о культуре» (от 9 октября 1992 г. № 3612-1) ежегодно предусматривается
направление не менее 2% из федерального бюджета и 6% из территориального
бюджетов.

Помимо указанного Закона нормативная база в сфере фи­нансового
обеспечения культурных мероприятий представлена совокупностью положений и норм,
изложенных в ГК РФ, феде­ральными законами «О благотворительной деятельности и
бла­готворительных организациях» (от 11 февраля 1995 г. № 135-ФЗ), «О некоммерческих организациях» (от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ), ежегодными законами о бюджетах, постановлениями Го­сударственной Думы и
Правительства РФ.

Этими документами определены принципы финансирования
расходов на культуру при сочетании бюджетного финансирова­ния с элементами коммерческой
деятельности, что вполне соот­ветствует структуре современного рыночного
механизма. На­пример, музеи финансируются за счет бюджетных ресурсов, ис­пользуя
коммерческие начала для пополнения коллекций и приобретения эксклюзивных
экспонатов на аукционах. Театры, дворцы культуры активно предоставляют платные
услуги, ис­пользуя полученные ресурсы на удовлетворение духовных, эсте­тических
потребностей населения. Этим реализуются принципы доступности всех слоев
населения к культурным ценностям и благам.

С этой целью государство предоставляет учреждениям куль­туры
дополнительные льготы (особый порядок налогообложения, налоговые льготы
юридическим и физическим лицам, финанси­рующим культурную сферу, формирования
механизма благотво­рительности и т.д.).

В зависимости от видов учреждения культуры организуются на
государственной, региональной и частной собственности. Нормативный порядок
финансирования этих учреждений не ограничивает получение ими внебюджетных
средств.

Однако бюджетные ресурсы преобладают среди источников
финансирования культурной сферы. Поэтому существует не­сколько способов
определения необходимости в средствах:

• в зависимости от норм бюджетного финансирования на
человека и численности населения;

• на основе определенного процента от суммы националь­ного
дохода региона;

• на основе процента от общей суммы бюджетных расходов.

Проблемы современного состояния российской экономики,
приводящие к дефицитности бюджетов и инфляционным про­цессам, оказывают влияние
на финансирование учреждений культуры. Методы определения бюджетных
ассигнований различаются по типам и видам этих учреждений. При этом средства
выделяются в основном учреждениями, не ориентированными на активную
коммерческую деятельность.

Согласно бюджетной классификации расходы на культуру от­ражаются
в разделах «Культура и искусство», включая кинема­тографию (раздел 1500),
«Средства массовой информации», включая телевидение, радиовещание,
периодическую печать и издательства (раздел 1600). Распределение расходов
осуществля­ется по целевым и экономическим статьям посредством поста­тейного
принципа выделения бюджетных средств на основе сметного расчета. По каждой
статье применяется отдельная ме­тодика. Особенности финансирования музеев
зависят от чис­ленности хранителей музейного фонда, структуры музея, состава
предметов, их ценности, состояния, степени доступности экспо­натов,
необходимости их приобретения, наличия охранной сиг­нализации.

При утверждении сметы расходов на очередной год учиты­ваются
фактическое ее исполнение за ряд лет и объем бюджета.

При определении фонда оплаты труда не предусматривается
создание фондов материального поощрения работников. Дохо­ды, поступающие от
входной платы в музеи, называются специ­альными средствами. По ним формируются
отдельная смета до­ходов и расходов, их распределение осуществляется по предмет­ным
статьям по согласованию с учредителями.

Методика расчета по основным статьям театров и концерт­ных
организаций не имеет специфических особенностей. Зара­ботная плата
артистических и художественных работников под­разделяется на фонд оплаты труда
штатных сотрудников и при­глашенных. Другие расходы регулируются объемом
доходов и бюджетных поступлений. Бюджетные средства выделяются в ка­честве
субсидий, определенных как разница между расходами и доходами. Смета театра
представляет собой финансовый план, состоящий из двух разделов: доходы и
поступления; расходы и отчисления. В первом разделе учитываются доходы и сборы
по основной деятельности, прочие доходы, бюджетные субсидии, во втором — все
расходы независимо от источников покрытия.

Из федерального бюджета финансируются учреждения и органи­зации
культуры по перечню, определенному Правительством РФ. В него включены
библиотеки, музеи, театры, учебные заведения, имеющие особую культурную
значимость для России, например, Го­сударственный Эрмитаж, Всероссийская
государственная библиотека, Государственный академический Большой театр и др.

В каждом субъекте РФ имеются организации культуры, имеющие
региональное значение. Источником финансирования их деятельности выступают
региональные бюджеты.

Из муниципальных бюджетов финансируется самая массовая сеть
государственных учреждений культуры. Финансирование таких объектов может быть
свободным и индивидуальным. В зависимости от этого распределяется общий объем
бюджетных ресурсов. Бюджет крупного учреждения культуры подразделяет­ся на две
части: первая предназначена для финансирования го­сударственных учреждений,
вторая — для финансирования программ и мероприятий, для обеспечения
деятельности негосу­дарственных организаций и лиц, вносящих вклад в развитие
культуры и искусства. При его формировании применяется ме­тодология «от
достигнутого уровня».

В отдельных регионах устанавливается определенный про­цент
на содержание культурной сферы. Необходимо отметить, что в условиях дефицитности
бюджетных ресурсов с целью по­вышения эффективности их использования
применяется кон­курсное рассмотрение предложений потенциальных исполните­лей
заказа местных администраций. При этом возможен вариант финансирования программ
из разных источников, в том числе при долевом участии. В этом случае бюджетные
средства пере­числяются исполнителю одной суммой.

При исполнении социально-творческого заказа его финан­сирование
разбивается на две части — основную и конъюнктур­ную. Основная часть
финансируется и не может быть изменена, конъюнктурная представляет собой
широкий выбор услуг при возможности их замены. Таким образом, при
финансировании культурной сферы применяется нормативно-сметный метод рас­чета с
различными модификациями.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ