24.4. Назначение и методы медицинского страхования в Российской Федерации :: vuzlib.su

24.4. Назначение и методы медицинского страхования в Российской Федерации :: vuzlib.su

21
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


24.4. Назначение и методы медицинского страхования в Российской Федерации

.

24.4. Назначение и методы медицинского страхования в Российской
Федерации

В современных условиях развитию и совершенствованию оп­тимальной
модели управления и финансирования здравоохране­ния, соединяющей в себе
социальную направленность и элемен­ты рыночных отношений посредством
медицинского страхова­ния, придается особое значение.

Медицинское страхование является формой социальной защиты
интересов населения в охране здоровья и представляет собой совокупность видов
страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению
страховых выплат в размере частичной или полной компенсации дополнительных
расходов застрахованного за медицин­ские услуги, включенные в программу
медицинского страхования (гарантированный перечень медицинских услуг,
предоставленных всем категориям населения и финансируемых за счет средств ОМС).

Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при
возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за
счет накопленных средств и финанси­ровать профилактические мероприятия.

Таким образом, сущность страхования заключается в созда­нии
механизма финансовых взаимоотношений субъектов медицин­ского страхования. Такой
механизм, с одной стороны, обеспечи­вает здравоохранение финансовыми ресурсами
посредством программ обязательного медицинсконо страхования, а с другой —
расширяет перечень этих программ дополнительными услуга­ми, являясь частью
страхового рынка.

Как уже отмечалось, медицинское страхование осуществляется в
двух формах: обязательном (ОМС) и добровольном (ДМС).

Обязательное является составной частью государственного
социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в
получении медицинской и лекарственной помощи, предоставленной за счет средств
ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.

Добровольное — расширяет перечень обязательных программ
дополнительными медицинскими услугам, действуя на коммер­ческих началах.

Нормативная база медицинского страхования:

• Часть II Гражданского кодекса РФ (ст. 927—970)

• Закон «О медицинском страховании граждан в РФ», 1993 г.

• Закон «О страховании», 1992 г.

• Закон «Об организации страхования в РФ», 1997 г.

• Общее положение о СМО (страховых медицинских орга­низациях).

• Условия лицензирования страховой деятельности на тер­ритории
РФ.

• Постановление «О порядке финансирования ОМС граждан».

• Положение «О федеральном (территориальном) фонде ОМС».

• Базовая программа ОМС граждан.

• Типовой договор ОМС работающих (неработающих) граждан.

• Типовой полис обязательного (добровольного) медицинского
страхования граждан и др.

Функции медицинского страхования соответствуют функциям
государства при проведении социальной политики:

1) социальная, так как ОМС — часть государственной соци­альной
защиты;

2) регулирующая (посредством аккредитации и лицензирова­ния
органами надзора);

3) контрольная (посредством налогового контроля);

4) функция стимулирования — повышение степени охраны тру­да
и здоровья на предприятиях, здорового образа жизни граждан;

5) мониторинга — оценка качества оказываемых медицин­ских
услуг и в конечном счете труда медицинских работников;

6) разграничения ответственности — устанавливаются границы
финансовой ответственности между фондами ОМС и бюджетом;

7) эффективности — предполагает оптимизацию использова­ния
имеющихся финансовых ресурсов.

Данные функции реализуются посредством социальной по­литики
государства и предпринимательской деятельности субъ­ектов медицинского
страхования.

Таким образом, медицинское страхование представляет со­бой
социальный институт и элемент страхового рынка.

Метод медицинского страхования — это возмещение затрат по
необходимым расходам путем привлечения дополнительных средств (помимо бюджетных
ассигнований) в фонды ОМС (федеральный и территориальные) и фонды ДМС,
страховых медицинских организаций (СМО) и страховщиков.

Субъектами медицинского страхования выступают гражданин,
страхователь, СМО или страховщик, медицинское учреждение.

1) Страхователи ОМС:

• для работающего населения — предприятия, учреждения,
организации, лица, занимающиеся ИТД, и лица свобод­ных профессий;

• для неработающего населения — министерства финансов
республик в составе РФ, органы государственного управ­ления краев, областей,
автономных округов (областей) местная администрация.

2 ) Страхователи ДМС:

• граждане, обладающие гражданской дееспособностью;

• предприятия, представляющие интересы граждан.

3) СМО — юридические лица, осуществляющие медицин­ское
страхование и имеющие лицензию на право заниматься медицинским страхованием.

4) Медицинские учреждения — имеющие лицензию
лечебно-профилактического учреждения, научно-исследовательские и медицинские
институты, другие учреждения, оказывающие ме­дицинскую помощь, а также частные
практики.

Финансовая база субъектов ОМС формируется за счет отчис­лений
на медицинское страхование в размере 3,6% от оплаты труда по всем основаниям
(3,4% направляются в территориаль­ные фонды ОМС, 0,2% — в Федеральный фонд
ОМС). Эти пла­тежи включаются в себестоимость продукции и переносятся на цену
конечного продукта.

В этом случае отчисления на ОМС включаются в себестои­мость
продукции, платежи на ДМС производятся из прибыли предприятий личных средств
граждан:

Ц= с + v + m ,

где Ц     — цена продукции (работ, услуг);

с + v — основной продукт, отчисления на ОМС;

т    — прибавочный продукт, отчисления на ДМС.

В ст. 13 Закона «О медицинском страховании граждан преду­сматривается
предоставление налоговых льгот в размере до 10% прибыли на ДМС работников
предприятий, членов их семей и лиц, ушедших на пенсию с данного предприятия.

К сожалению, в условиях низкой собираемости налогов дан­ная
льгота временно не может быть применена предприятиями и другими юридическими
лицами исходя из первоочередной не­обходимости формирования доходной базы
бюджета.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ