28.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга :: vuzlib.su

28.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга :: vuzlib.su

32
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


28.1. Экономическое содержание государственного внутреннего долга

.

28.1. Экономическое содержание государственного внутреннего
долга

В соответствии с Законом «О государственном внутреннем долге
Рос­сийской Федерации» государственным внутренним долгом Российской Федерации
являются долговые обязательства Правительства Россий­ской Федерации, выраженные
в валюте Российской Федерации.

На практике государственный внутренний долг РФ состоит из:

• кредитов, полученных Правительством РФ;

• государственных займов;

• других долговых обязательств, гарантированных Прави­тельством
РФ.

Государственный кредит, при котором государство выступает за­емщиком,
осуществляется в форме государственных займов, путем выпуска государственных
долговых обязательств (казначейских обя­зательств). Функционирование системы государственного
кредита имеет следствием рост государственного долга.

Традиционная роль государственных займов — обеспечение
финансирования государственных расходов при недостатке бюджетных средств —
дополняется стремлением использовать государственный кредит для проведения
регулирующих меро­приятий. Другими словами, выпуск займов, сроки и время их
размещения стали определяться не только дефицитом государст­венного бюджета,
как ранее, но и потребностями регулирования денежного обращения.

Государственные займы — основная форма государственного
кредита, представляющая кредитные отношения, в которых государство вы­ступает
главным образом в качестве заемщика. Задолженность по го­сударственным займам,
в которых государство является заемщиком, включается в сумму государственного
долга страны.

1. По способу размещения государственные займы делятся на
несколько основных групп: свободно обращающиеся, разме­щаемые по подписке,
принудительные.

Государственные займы размещаются правительством на рынке
ссудного капитала при посредничестве банков и небан­ковских финансовых
институтов. Облигации, предназначенные для реализации основной суммы займа,
обычно размещаются через банки, а для мобилизации сбережений населения — через
систему сберегательных касс (банков). Основными подписчика­ми по
государственным займам выступают правительственные учреждения, специальные
доверительные фонды, управляемые правительством, промышленные корпорации,
банки, местные органы власти, частные инвесторы, страховые компании и т.п.

2. Государственные займы бывают краткосрочные — со сро­ком
погашения до одного года, среднесрочные — до пяти лет и долгосрочные — свыше
пяти лет.

3. По видам доходности подразделяются на процентные
(займодержатели получают ежегодно равными долями твердый доход по утвержденной
ставке) и выигрышные, или лотерейные (доход выплачивается при выходе облигации
в тираж погашения или тираж выигрышей).

4. По месту размещения различаются государственные займы
внутренние (в национальной валюте) и внешние, реализуемые на иностранных денежных
рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика и третьей страны).
Облигации внутренних займов могут покупать иностранные граждане и общества.

Во многих странах государственные займы — один из важ­ных
методов мобилизации государственных доходов (второе ме­сто после налогов).
Государства в условиях хронической дефи­цитности государственных бюджетов
вынуждены постоянно и все более широко привлекать государственные займы для фи­нансирования
возрастающих расходов. Налоги, несмотря на их систематический рост, не могут
обеспечивать растущие расходы государства, доходы от госпредприятий и
государственного имущества занимают в системе государственных доходов весьма
скромное место. Государственные займы дают государству воз­можность в сжатые
сроки мобилизовать огромные денежные средства.

Сущность государственного займа состоит в том, что креди­торами
государства выступают собственники ссудного капитала, добровольно дающие
денежные средства государству в ссуду. В то же время источником погашения
государственных займов и уплаты по ним процентов, являются средства,
мобилизуемые государством посредством налогов. Кредиторы государства полу­чают
гарантированный доход в виде процентов, т. е. таким обра­зом через займы
происходит дополнительное перераспределение национального дохода.

Государственные займы, как правило, имеют денежную форму,
хотя в условиях резкого обесценения бумажных денег иногда применялась и их
натуральная форма. Основную долю в общей сумме государственных займов
составляют внутренние займы (в Великобритании — 97%, во Франции — 96, в Италии
— 90 и в Японии — 87%). В связи с интернационализацией ми­ровых рынков ссудных
капиталов провести грань между внут­ренними и внешними займами достаточно
трудно.

Государственные займы выпускаются как центральным пра­вительством,
так и местными органами управления. В общей сумме долга преобладают займы
центральных правительств, хотя с 60-х годов более высокими темпами растут займы
местных органов власти. По займам центрального правительства в от­дельных
странах устанавливается предел задолженности (лимит государственного долга).
Обострение финансовой неустойчиво­сти, рост бюджетного дефицита, инфляция ведут
к резкому воз­растанию краткосрочной задолженности, увеличению ее доли в общей
сумме государственного долга. Наличие огромного крат­косрочного долга вынуждает
государство ежемесячно осуществ­лять рефинансирование государственных займов,
т. е. выпускать новые казначейские векселя взамен тех, срок обращения кото­рых
истек.

5. Государственные займы подразделяются на облигацион­ные и
безоблигационные. Внутренние государственные займы обычно оформляются
облигациями на всю сумму займа. Безобли­гационные займы — займы правительства у
сберкасс или внеш­ние межправительственные займы, которые оформляются путем
записей по счетам государственного долга.

6. Различают рыночные и нерыночные облигации и специ­альные
выпуски займов. Рыночные облигации государственных займов свободно продаются и
покупаются на денежном рынке, они не могут быть предъявлены к оплате до
установленного при выпуске государственного займа срока, подобные облигации со­ставляют
от 2/3 до 4/5 всей суммы государственного долга. Не­рыночные облигации
государственного займа не продаются и не покупаются, могут быть предъявлены к
оплате по желанию вкладчика в любой момент до истечения срока займа, однако в
этих случаях процент по облигациям уменьшается. Специальные выпуски
государственных займов размещаются среди правитель­ственных учреждений и фондов
(страховых, пенсионных и др.), облигации специальных выпусков не подлежат
купле-продаже.

Государственные займы в странах с развитой рыночной эко­номикой
размещаются преимущественно при посредничестве банков и небанковских финансовых
институтов (или их объеди­нений), которые кредитуют государство под всю сумму
займа, получая его по более низкому по сравнению с номинальным эмиссионному
курсу, а затем реализуют его на денежном рынке. Кроме того, им выплачивается за
размещение займа определен­ное комиссионное вознаграждение.

В современных условиях государственная задолженность дос­тигла
таких масштабов, что некоторые государства оказываются не в состоянии погашать
обязательства по государственным зай­мам в установленные сроки. Поэтому широкое
развитие получи­ли операции по изменению условий ранее выпущенных займов. Для
сокращения расходов по этим займам удлиняются сроки (консолидация) или
уменьшаются размеры выплачиваемых по об­лигациям процентов (конверсия). Нередки
сочетания конверсии и консолидации, когда одновременно удлиняется срок действия
займа и снижается процент по нему.

Государственные ценные бумаги занимают одно из важнейших
мест среди инструментов рынка ценных бумаг. Государственные облигации,
некоторые типы векселей и банкнот, казначейские обязательства выражают
имущественные отношения (чаще всего — отношения займа) между их владельцами и
эмитентами, дают право на получение дохода за пользование средствами. Государ­ственные
ценные бумаги могут выпускаться в силу разного рода причин центральным
правительством, органами власти, поль­зующимися государственной поддержкой.

Государственные ценные бумаги представляют собой
совокупность долговых обязательств, облигаций, казначейских векселей и т.д., ко­торые
эмитируются центральным правительством, местными органа­ми власти,
организациями и учреждениями, находящимися в государ­ственной собственности
(либо под контролем государства) и привле­кают временно свободные денежные
средства населения и субъектов хозяйствования.

Облигация представляет собой ценную бумагу, символизи­рующую
государственное долговое обязательство и дающую пра­во ее владельцу по
истечении определенного срока получить об­ратно сумму долга и проценты.
Продавая облигацию, государст­во обязуется вернуть сумму долга в определенный
срок с про­центами или выплачивать кредиторам доход в течение всего срока пользования
заемными средствами, а по истечении срока вернуть и сумму долга.

Государство устанавливает нарицательную стоимость облига­ций.
Она обозначена на облигации и выражает денежную сумму, предоставленную
держателем облигации государству во времен­ное пользование. Эта сумма
выплачивается владельцу облигации в момент ее погашения и на нее начисляются
проценты. Однако реальная доходность облигаций для их держателей может быть
выше или ниже установленного номинального процента. Это обусловлено тем, что
облигации могут продаваться по курсовой цене, которая отклоняется от
нарицательной стоимости. Данное отклонение называется курсовой разницей и
зависит от ряда фак­торов. К их числу относится величина дохода, выплачиваемая
по займу, уровень ссудного процента, время покупки облигаций, степень
насыщенности фондового рынка государственными цен­ными бумагами,
привлекательность условий выпуска частных ценных бумаг, степень доверия
населения правительству. Реаль­ная курсовая цена облигаций займов и их
привлекательность для заимодателей могут быть выяснены только при свободном
обращении государственных ценных бумаг на фондовом рынке

Целями выпуска государственных ценных бумаг являются:

• финансирование текущего бюджетного дефицита;

• погашение ранее выпущенных размещенных займов;

• обеспечение кассового исполнения государственного бюджета;

• обеспечение равномерного поступления налоговых пла­тежей в
течение всего финансового года;

• финансирование целевых программ, осуществляемых ме­стными
органами власти;

• финансовая поддержка учреждений и организаций, имеющих
общенациональное экономическое и социаль­ное значение.

Часто выпуск долговых обязательств обусловлен потребно­стью
погашения ранее выпущенных правительством займов. Эта необходимость может
возникать и при бездефицитности бюдже­та за текущий год.

В рамках одного финансового года могут возникать короткие
разрывы между поступлением государственных доходов и осу­ществлением расходов.
Это может быть связано с тем, что ос­новная масса поступлений в бюджет
приходится на определен­ные даты, установленные для их уплаты и подачи
налоговой от­четности. В это время бюджетные расходы осуществляются бо­лее или
менее равномерно в течение всего бюджетного года. Для покрытия этого разрыва
государство может прибегать к выпуску краткосрочных ценных бумаг также в целях
кассового исполне­ния бюджета.

Выпуск некоторых видов государственных ценных бумаг мо­жет
способствовать сглаживанию неравномерности налоговых поступлений, устраняя тем
самым причину кассовой несбалан­сированности бюджета.

В ряде стран краткосрочные государственные ценные бумаги в
разные периоды использовались в целях обеспечения коммер­ческих банков
ликвидными активами. Коммерческие кредитные учреждения помещают в выпускаемые
правительством фондовые инструменты часть своих ресурсов, главным образом
резервных фондов, которые благодаря этому не омертвляются, а приносят доход.

Государственные ценные бумаги могут выпускаться для фи­нансирования
программ, осуществляемых местными органами власти, а также для привлечения
средств во внебюджетные фон­ды. Государство вправе выпускать не только свои
собственные ценные бумаги, но и давать гарантии по долговым обязательст­вам,
эмитируемым различными учреждениями и организациями, которые пользуются
поддержкой государства. Такие долговые обязательства приобретают статус
государственных ценных бу­маг. Масштабы заимствования государством средств на
фондо­вом рынке в разных странах с рыночной экономикой далеко не­одинаковы.

Финансирование государственного долга посредством вы­пуска
государственных ценных бумаг сопряжено с меньшими издержками, чем привлечение
средств с помощью банковских кредитов. Это связано с тем, что правительственные
долговые обязательства отличаются высокой ликвидностью и инвесторы испытывают
гораздо меньше затруднений при их реализации на вторичном рынке, чем при
перепродаже ссуд, предоставленных взаймы государству.

Рынок государственных ценных бумаг — неотъемлемая часть
хозяйственного механизма индустриально развитых стран. Этот рынок призван
обеспечить надежную систему подачи денежной наличности в казну государства и
предоставлять возможность корпорациям и отдельным лицам получать доход на их
времен­но свободные денежные средства.

Рынок государственных ценных бумаг можно разделить на пер­вичный
и вторичный. Первичный рынок призван обеспечить разме­щение различных видов
государственных ценных бумаг — казна­чейских векселей, облигаций, а также
муниципальных облигаций — среди конечных держателей. Методами такого размещения
могут быть, например, реализация государственных ценных бумаг непо­средственно
казначейством путем проведения еженедельных аук­ционов или распространения на
началах подписки.

Первичное размещение государственных ценных бумаг обычно
осуществляется при посредничестве многих субъектов. Среди них главенствующее
положение занимают центральные банки, которые организуют работу по
распространению новых займов, привлекают новых инвесторов, а в ряде случаев
сами приобретают крупные пакеты государственных долговых обяза­тельств.

Вторичный рынок государственных ценных бумаг является в
основном внебиржевым и складывается при личных и телефон­ных контактах сторон,
совершающих любые сделки на основа­нии личных договоренностей. Прибегая к
услугам специальных компьютерных сетей, стороны попадают в сферу электронного
внебиржевого рынка, предлагающего широкий круг сервисных услуг. Наиболее
развитые сети представляют собой по существу аналоги бирж. На вторичном рынке
государственных ценных бумаг работают (напрямую или через посредников)
практически все финансовые институты.

Государственные ценные бумаги делятся на две большие группы
— рыночные и нерыночные. Наиболее распространен­ным типом государственных
долговых обязательств являются рыночные ценные бумаги, которые могут свободно
обращаться и перепродаваться после первичного размещения другим субъек­там. К
рыночным ценным бумагам относятся казначейские век­селя, различные
среднесрочные инструменты и долгосрочные государственные долговые обязательства
(облигации).

Нерыночные государственные ценные бумаги не могут сво­бодно
переходить от одного их держателя к другому. Они пред­назначены для размещения
среди специализированных финан­совых институтов, а также среди населения. Через
распростра­нение не обращающихся на рынке долговых обязательств прави­тельство
иногда пытается регулировать деятельность коммерче­ских банков, ибо покупка
населением нерыночных ценных бу­маг сокращает возможности помещения средств в
банковские депозиты частных кредитных учреждений. Нерыночные ценные бумаги,
которые невозможно ни продать другим лицам, ни пога­сить до истечения
определенного срока, оказываются эффектив­ными в условиях нестабильного рынка
кредитных ресурсов, ко­гда вкладчики начинают избавляться от рыночных ценных бу­маг.
Максимальная эффективность заимствований на внутрен­нем рынке достигается за счет
оптимального сочетания двух вышеупомянутых типов государственных ценных бумаг.

Государственный долг возникает в определенные моменты
функционирования государства, когда его расходы начинают превышать доходы,
когда бюджетный дефицит становится хро­ническим явлением, а его покрытие
осуществляется не эмисси­онными методами, а государственными заимствованиями.

Государственный долг — сумма задолженности по выпущенным и
непогашенным государственным займам, полученным кредитам, включая начисленные
по ним проценты и выданные государственные гарантии.

Государственный долг состоит из задолженности центрального
правительства (которая составляет основную часть долга), мест­ных органов
власти, государственных предприятий и некоторых других долгов. Соотношение
между внутренним и внешним госу­дарственным долгом зависит от типа государства
и в различные моменты его развития может существенно различаться.

Погашение государственного долга производится за счет ор­динарных
доходов государственного бюджета — налогов. Связь займов с налогами проявляется
тогда, когда приходит время пла­тить проценты и погашать долги. Однако в
условиях огромной государственной задолженности эти доходы оказываются недоста­точными,
и для погашения государственного долга, как правило, выпускаются новые
государственные займы (рефинансирование). Государственный долг погашается через
казначейства и банки пу­тем выкупа облигаций на фондовой бирже или
непосредственно у кредиторов, проведением тиражей погашения, иногда в форме
аннуитетов, то есть ежегодных платежей, включающих проценты и соответствующую
часть капитальной суммы долга, в редких слу­чаях из погасительных фондов.

Можно сказать, что по достижении определенной величины долга
система государственного кредита становится малоэффек­тивной, а государственный
долг превращается в генератор соб­ственного увеличения.

В целях обслуживания государственного долга налоговый пресс
не ослабевает, и государственный долг начинает выступать одним из средств,
усиливающих перераспределение националь­ного дохода.

Выбор конкретной формы государственной задолженности
определяется способом привлечения средств. Если заимствования предоставляются
иностранными государствами, международными финансовыми организациями,
консорциумами банков, то они оформляются в виде кредитов. Реже кредиты
применяются при заимствованиях на внутреннем рынке, в связи с тем, что они об­ладают
ограниченной ликвидностью и их перепродажа затрудне­на. Кредитами оформляется
задолженность правительства перед центральными банками, однако такие кредиты
представляют со­бой эмиссионное финансирование (хотя, например, в РФ креди­ты,
выданные Центробанком Правительству, включаются в состав внутреннего
государственного долга). Важным способом привле­чения средств для
финансирования бюджетного дефицита являет­ся выпуск государственных займов,
размещаемых на внутреннем и международном финансовом рынках.

В зависимости от рынка размещения, валюты займа и неко­торых
других характеристик государственный долг подразделяет­ся на внутренний и
внешний. К внутреннему долгу, как правило, относят кредиты, полученные от
национальных банков, а также государственные займы, деноминированные в
национальной валюте и размещаемые на национальном рынке. Однако ино­странные
инвесторы часто активно приобретают такие ценные бумаги, в результате чего
появляется проблема классификации подобной задолженности. Самостоятельную
проблему представ­ляют кредиты и займы в иностранной валюте, но размещаемые на
национальном финансовом рынке.

Помимо государственных займов, в состав внутреннего госу­дарственного
долга включаются государственные гарантии. Правительство может гарантировать
облигационные займы местных органов власти и управления, выпускаемые с целью
мобилиза­ции финансовых ресурсов для капиталовложений, облигацион­ные займы
частных корпораций, специализированных кредит­ных учреждений, финансирующих
строительство муниципаль­ного жилья и социальной инфраструктуры. Гарантирование
зай­мов осуществляется в целях привлечения инвесторов к вложени­ям в
гарантированные ценные бумаги в связи с повышением их надежности. Суммы
выданных гарантий включаются во внут­ренний государственный долг, вместе с тем
они представляют государственную задолженность лишь потенциально, а не фак­тически
(в случае, если заемщик не в состоянии погасить свои обязательства). Привлеченные
посредством гарантированных займов ресурсы направляются на реализацию
конкретных инве­стиционных проектов.

Как показывает международная практика, внутренний госу­дарственный
долг является основным источником покрытия бюджетного дефицита, государственные
заимствования на внут­реннем финансовом рынке получили широкое развитие в боль­шинстве
зарубежных стран с развитой рыночной экономикой.

Основные национальные различия внутреннего государст­венного
долга в развитых странах заключаются в институцио­нальных формах управления
государственным долгом, степени подчиненности управления госдолгом текущим
целям исполне­ния бюджета и кредитно-денежной политике национального
(центрального) банка. Различия свойственны в части состава держателей
государственных ценных бумаг, что характеризует особенности институциональной
структуры национального фи­нансового рынка. Также может существенно различаться
струк­тура рынка государственных ценных бумаг по срочности, по со­отношению
различных способов размещения и обращения госу­дарственных ценных бумаг.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ