28.2. Формы и состав государственного внутреннего долга России :: vuzlib.su

28.2. Формы и состав государственного внутреннего долга России :: vuzlib.su

24
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


28.2. Формы и состав государственного внутреннего долга России

.

28.2. Формы и состав государственного внутреннего долга
России

В течение последних лет государственный долг РФ резко
увеличивается. В частности, динамично растет внутренней госу­дарственный долг
РФ. Так, с 1 сентября 1993 г. по сентябрь 1997 г. его объем увеличился более чем в 90 раз (с 3,5 трлн. руб. до 316 трлн. руб.).

В настоящее время осуществляется значительная трансфор­мация
структуры внутреннего государственного долга РФ. В на­чале 90-х годов большая
часть бюджетного дефицита покрыва­лась за счет кредитов Банка России,
предоставляемых Прави­тельству РФ. Так, в 1992 г. за счет кредитов Банка России был покрыт весь бюджетный дефицит, в 1993 г. — 86%, в 1994 г. — 68,4%. Подобные меры фактически означали осуществление де­нежной эмиссии,
однако эмиссионное финансирование (кредиты Банка России) включалось в состав
внутреннего госу­дарственного долга РФ.

Начиная с 1995 г. дефицитное финансирование не применя­лось,
было начато частичное погашение задолженности Минфи­на перед Центробанком. С
1993—1994 гг. эмиссия государствен­ных долговых обязательств стала приобретать
все большее зна­чение в части покрытия бюджетного дефицита. Посредством
размещения государственных ценных бумаг на фондовом рынке финансировалась все
более значительная часть дефицита — от 1,6% в 1993 г. до 42,6% в 1995 г. (без учета казначейских обяза­тельств).

Динамика структуры внутреннего государственного долга
свидетельствует о прогрессивных изменениях — кардинально снижается доля
кредитов Центробанка, прекращается выпуск и планируется полное погашение
казначейских обязательств, сни­жается доля казначейских векселей (эти ценные
бумаги не раз­мещаются на финансовом рынке, а носят полудирективный ха­рактер).
В то же время стабильна или повышается доля ценных бумаг, размещаемых на
финансовом рынке (государственные краткосрочные облигации, облигации
федерального займа, об­лигации сберегательного займа).

Рынок государственных долговых обязательств в РФ в начале
90-х годов поначалу представлял собой не более чем экспери­ментальные шаги по
поиску новых прогрессивных форм финан­сирования бюджетного дефицита. С середины
1993 г. начался период, который стал отражать переход от традиционной систе­мы,
когда дефицит бюджета полностью покрывался кредитами из банковской системы (т.
е. за счет ресурсов Центрального банка) и не существовало альтернативных
источников его фи­нансирования. В то же время выпуски государственных ценных
бумаг в 1992 г. практически остановились, так как большинство инвесторов, чье
доверие было подорвано временной приоста­новкой обслуживания некоторых выпусков
государственных ценных бумаг, не желало приобретать долгосрочные государст­венные
ценные бумаги с предельно невыгодными (часто отрица­тельными) процентными
ставками.

Становление рынка государственных долговых обязательств в РФ
происходило параллельно с осуществлением глубокого ре­формирования всей
экономической системы страны. Россия, приступившая к эмиссии собственных
долговых обязательств, еще находясь в составе СССР, столкнулась с ситуацией,
когда неуспех ее первых займов объяснялся как слабым развитием финансового
рынка и мало привлекательными условиями зай­мов, так и кризисом доверия
инвесторов к государственным ценным бумагам вообще. Рост внутреннего
государственного долга в начале 90-х годов помимо бюджетного дефицита был
вызван еще и тем, что РФ выступила правопреемницей по дол­гам СССР.

Таблица 28.1. Состояние государственного внутреннего долга в
РФ

1 января

1993 г.

1 января

1994 г.

1 января 1995г.

1 января 1996г.

1 января 1997г.*

Верхний предел госу­дарственного внутрен­него долга, млрд.
руб.

3514,5

35 196,6

88 400,0

194 827,9

316 000,0

ВВП, млрд. руб.

20 000,0

162 000,0

611 000,0

1 659 000,0

2 100 000,0

Удельный вес госдолга, % к ВВП

17,60

21,70

14,50

11,70

16,00

* Плановые показатели.

Однако эмиссионное покрытие дефицита к середине 90-х го­дов
полностью исчерпало себя. Кредитно-денежная эмиссия не только выступает
значительным фактором расстройства кредит­ной системы и денежного обращения, но
и углубляет кризис в реальном секторе экономики. Поэтому наиболее приемлемым
способом регулирования бюджетного дефицита является покры­тие его за счет
увеличения государственного долга, который в свою очередь нуждается в
продуманном централизованном регу­лировании.

Важной экономической задачей являлся постепенный пере­ход к
финансированию бюджетного дефицита исключительно за счет неэмиссионных
источников (внутренних и внешних заим­ствований).

Таблица 28.2. Финансирование бюджетного дефицита РФ в 1993
-1995 гг.

1993

1994

1995

трлн. руб.

%

трлн. руб.

%

трлн. руб.

%

Дефицит

Кредиты ЦБР

Займы на внут­реннем рынке

Иностранные займы

Другие источники

16,70

9,90

0,20

1,50

5.10

100,00 59,30

1,20

9,00

30,50

60,50 48,10

6,90

5,50

0,00

100,00 79,50

11,40

9,10

 0,00

73,20

0,00

50,10

23,10

0,00

100,00 0,00

68,40

31,60

0,00

Выпуск государственных ценных бумаг открывал возможности для
внедрения в экономику прогрессивных методов финансиро­вания дефицита
государственного бюджета, что в свою очередь позволило бы (в совокупности с
рядом прочих стабилизационных мер) нормализовать ситуацию в финансово-кредитной
сфере.

Таблица 28.3. Объем государственного внутреннего долга РФ в
1995 -1997 гг., млн. руб.

Код

1 января 1995г.

1 января 1996г.

1 января 1997г.*

1

2

3

4

5

001

Целевой заем 1990 г.

2,400,000

1,850,000

004

Целевые вклады и чеки на авто­мобили

700,000

650,000

006

Дефицит республиканского бюд­жета, образовавшийся в 1991 г.

63,000

63,000

63,000

007

Государственный внутренний заем 1991 г.

80,000

80,000

80,000

009

Задолженность ЦБ РФ по кредит­ным ресурсам бывшего
Сбербанка СССР

90,600

010

Внутренний долг ЦБ РФ, приня­тый от бывшего СССР

335,000

335,000

335,000

011

Государственный заем 1992 г. и другие займы, полученные у насе­ления

22,000

53,000

60,000

012

Задолженность Правительства РФ по кредитам, полученным от
ЦБ РФ на покрытие бюджетного де­фицита в 1991—1994 гг.

58,752,300

61,025,720

59,583,270

013

Государственные казначейские обязательства

6,681,400

7,348,166

014

Золотые сертификаты

1,000,000

2,000,000

015

Задолженность по АПК, переоформленная в казначейский
вексель

Задолженность по централизован­ным кредитам и начисленным
процентам организаций АПК и организаций,    осуществляющих завоз продукции в
районы Край­него Севера, переоформленная в казначейский вексель

5,441,600

5,040,000

4,480,000

016

Государственные краткосрочные облигации (ГКО)

10,594,000

70,000,000

94,000,000

017

Государственные    казначейские векселя

1,540,000

018

                Государственные гарантии

1,700,100

5,792,700

26,209,230

019

Задолженность по финансирова­нию затрат на формирование мо­билизационного
резерва, пере­оформленная в вексель ЦБ РФ

1,960,000

2,189,500

021

Облигации федеральных займов (ОФЗ)

10,000,000

70,000,000

022

Государственный сберегательный заем (ОГСЗ)

3,000,000

7,000,000

023

Задолженность Пенсионному фонду по возмещению расходов по
выплате госпенсий и пособий

1,630,280

025

Облигационный заем РФ для по­гашения товарных обязательств

Прочие

25,000,000

Итого объем государственного долга

88,400,000

194,827,866

316,000,000

* План

Таблица 28.4. Структура государственного внутреннего долга
РФ в 1995-1997гг., %

Код

1 января

1995 г.

1 января

1996 г.

7 января 1997г.*

1

2

3

4

5

001

Целевой заем 1990 г.

2,71

0,95

0,00

004

Целевые вклады и чеки на автомобили

0,79

0,33

0,00

006

Дефицит республиканского бюджета, образовавшийся в 1991 г.

0,07

0,03

0,02

007

Государственный внутренний заем 1991 г.

0,09

0,04

0,03

009

Задолженность ЦБ РФ по кредитным ресур­сам бывшего
Сбербанка СССР

0,10

0,00

0,00

010

Внутренний долг ЦБ РФ, принятый от бывшего СССР

0,38

0,17

0,11

011

Государственный заем 1992 г. и другие зай­мы, полученные у населения

0,02

0,03

0,02

012

Задолженность Правительства РФ по креди­там, полученным от
ЦБ РФ на покрытие бюджетного дефицита в 1991—1994 гг.

66,46

31,32

18,86

013

Государственные казначейские обязательства

7,56

3,77

0,00

014

Золотые сертификаты

0,00

0,51

0,63

015

Задолженность по АПК, переоформленная в казначейский
вексель

Задолженность по централизованным креди­там и начисленным
процентам организаций АПК и организаций, осуществляющих завоз продукции в
районы Крайнего Севера, переоформленная в казначейский вексель

6,16

0,00

2,59

12,83

1,42

7,91

016

Государственные краткосрочные облигации (ГКО)

11,98

35,93

29,75

017

Государственные казначейские векселя

1,74

0,00

0,00

018

Государственные гарантии

1,92

2,97

8,29

019

Задолженность по финансированию затрат на формирование
мобилизационного резер­ва, переоформленная в вексель ЦБ РФ

0,00

1,01

0,69

021

Облигации федеральных займов (ОФЗ)

0,00

5,13

22,15

022

Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ)

0,00

1,54

2,22

023

Задолженность Пенсионному фонду по воз­мещению расходов по
выплате госпенсий и пособий

0,00

0,84

0,00

Прочие

0,00

0,00

7,91

Итого объем государственного долга

100,0

100,0

100,0

*Плановые показатели

.

Назад

ПОДЕЛИТЬСЯ
Предыдущая статьяНотификация ФСБ
Следующая статьяИ. КАНТ :: vuzlib.su

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ