28.5. Виды долговых обязательств Российской Федерации :: vuzlib.su

28.5. Виды долговых обязательств Российской Федерации :: vuzlib.su

19
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


28.5. Виды долговых обязательств Российской Федерации

.

28.5. Виды долговых обязательств Российской Федерации

Государственные займы

Эмиссия государственных долговых обязательств Российской Федерации
стала осуществляться с 1990 г.

1. Государственный Российский республиканский внутренний
5%-ный заем 1990 г. был выпущен в соответствии с Постановле­нием СМ РСФСР № 62
от 20 февраля 1990 г. Эти ценные бу­маги были выпущены достоинством 5 000, 10
000, 25 000 и 100 000 руб. Срок действия — 16 лет с 1 января 1990 г. по 1 января 2006 г. Ежегодный доход по облигациям составлял 5%, при этом он включался в общую
сумму прибыли предприятий и не облагался налогом. С учетом этого реальный
уровень доход­ности облигаций вырастал до 9%.

Планировалось, что выкуп этих облигаций будет произво­диться
начиная с 1 января 1996 г. в течение 10 лет на основе ежегодных тиражей
погашения, проводимых с декабря 1995 г.

Облигаций этого займа предполагалось разместить на сумму 50
млрд. руб. Однако выпущены они были на сумму 1 млрд. руб., распространение
началось в конце 1990 г.

Особенностью распространения этих облигаций явилась ор­ганизация
продажи в форме закрытых аукционов заявок.

Облигаций этого займа было размещено на 500 млн. руб.
Большое количество облигаций было реализовано коммерче­ским банкам, так как они
имели право учитывать эти ценные бумаги в качестве обязательных резервов в
Госбанке СССР и Центральном банке России. После отмены Центральным банком
России этого положения (28 февраля 1991 г.) спрос на облига­ции резко упал, и значительная их часть оказалась не распро­данной. Право учета в качестве
обязательных банковских резер­вов после длительных дискуссий все же сохранили
для уже при­обретенных облигаций, а для вновь продаваемых подобная от­мена
послужила мощным фактором падения спроса.

Обслуживание этого займа осуществляется через Мосбизнес­банк.
Центральный банк России в размещении и обслуживании займа не участвовал.

2. Облигации Государственного республиканского внутреннего
займа РСФСР 1991 г. были выпущены сроком на 30 лет с 1 июля 1991 г. по 30 июня 2021 г. Облигации реализовывались только среди юридических лиц. Заем выпускался
как свободно обра­щающийся. Владельцы облигаций займа могли перепродать их
через учреждения Банка России другим юридическим лицам.

Этот заем был выпущен на покрытие задолженности респуб­ликанского
бюджета РСФСР Центральному банку в общем разме­ре 79,7 млрд. руб. Эта сумма
сложилась из 30 млрд. руб. государ­ственного долга, образовавшегося по состоянию
на 1 декабря 1990 г., и 49,7 млрд. руб. списанной задолженности предприятий и
организаций агропромышленного комплекса по ссудам банков.

Заем был выпущен Минфином под 5% годовых. Поскольку весь
заем был куплен Центральным банком, Минфин обязался выплачивать банку
ежемесячно начиная с 1 января 1991 г. 5% годовых от суммы остатка фактической
задолженности банку по внутреннему республиканскому государственному долгу (т.
е. 4 млрд. руб. в год). В 1991—1993 годах эти суммы относились на увеличение
государственного республиканского долга (т. е. за­долженности Минфина ЦБ), а с
1994 гг. эти средства преду­сматривались в расходной части бюджета РФ.

Вследствие ряда объективных причин облигации данного ви­да
не получили широкого распространения. Операции с ними ведутся весьма вяло, и
они не получили ни фискального, ни регулирующего значения.

3. Первый Государственный внутренний заем РСФСР 1991 г. был выпущен на общую сумму 9 млрд. руб. в виде облигаций по 50 тыс. руб. со сроком обращения
три года. Объем займа — 9 млрд. руб., разбитых на три выпуска по 3 млрд. руб.
Каждый выпуск осуществлялся со специального согласия Минфина. Срок займа — три
года, с 1 октября 1991 г. по 1 октября 1994 гг. Форма выпуска — безбумажная, он
выпускался в виде специальных именных счетов заимствования (счета депо), записи
на которых осуществляются в суммах, кратных 50 000 руб. Заем был размещен на
сумму 55 млн. руб. Доход по облигации за первый год должен был составить 8,5%.
Однако данный вид об­лигаций совершенно не пользовался спросом как у государст­венных,
так и у коммерческих структур.

Идя навстречу пожеланиям клиентов, Минфин изменил сро­ки
выплаты доходов: доход стал выплачиваться ежеквартально. В первом году доход
был равен 8,5% (с учетом того, что доход не облагается налогом, реальная
доходность достигала 11—12%; во втором и третьем году уровень процентной ставки
планирова­лось уточнять исходя из конкретных условий, складывающихся на
финансовом рынке, но не ниже 8,5% годовых). При этом ин­весторы имели право
потребовать возврата вложенных в долго­вые обязательства займа средств, если
измененные процентные условия по купону очередного года окажутся для них
неприем­лемыми. Таким образом, в практике российских ценных бумаг появился
новый инструмент — облигация с плавающей процент­ной ставкой.

Погашение займа — единовременное, по номиналу. При на­ступлении
сроков погашения займа специальные счета заимство­вания закрываются с
перечислением суммы долга на расчетные (корреспондентские) счета владельцев
долговых обязательств зай­ма. Владельцы средств на специальных счетах
заимствования мо­гут свободно перепродать их другим предприятиям или учрежде­ниям
по ценам, складывающимся на рынке ценных бумаг.

Выпуск практически потерпел неудачу, не дал сколько-нибудь
значительного фискального эффекта и не сыграл ника­кой роли в развитии
технологии эмиссии государственных цен­ных бумаг.

4. Золотые сертификаты 1993 г. В сентябре 1993 г. Мини­стерство финансов РФ объявило о начале распространения зо­лотого
сертификата. Золотые сертификаты выпускались сроком на один год. Эмитентом
сертификатов являлся Минфин. Эмис­сия осуществлялась с 27 сентября 1993 г. в виде отдельного вы­пуска. Золотые сертификаты Минфина являлись именными.

Номинал сертификата составлял 10 кг золота пробы 0,9999. Доходность по сертификатам гарантировалась Минфином РФ на уровне
трехмесячной ставки ЛИБОР по долларам США, публи­куемой в газете «Файненшл
Тайме», плюс 3%.

Объем эмиссии золотых сертификатов Минфин был опреде­лен в
сумме, эквивалентной стоимости 100 т золота пробы 0,9999 по цене лондонского
рынка (второй фиксинг) на дату на­чала эмиссии в рублях РФ. Пересчет стоимости
сертификатов в рубли осуществлялся по курсу ЦБ на эту же дату.

Основные условия продажи золота путем выпуска Минфином
золотых сертификатов 1993 г. были утверждены Постановлением Совета Министров —
Правительства Российской Федерации от 25 сентября 1993 г. В целях обеспечения золотых сертификатов 1993 г. 100 т золота в соответствии с п.2
Постановления Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 25
сентября 1993 г. № 980 было депонировано Минфином РФ в Комитете РФ по
драгоценным металлам и драгоценным камням.

Цена продажи золотого сертификата устанавливалась Минфи­ном
в соответствии с «Основными условиями продажи золота пу­тем выпуска
Министерством финансов РФ золотых сертификатов 1993 г.». В течение первых двух недель после начала размещения сертификаты продавались по номинальной
стоимости, рассчитан­ной исходя из эквивалентной цены золота пробы 0,9999 на
Лон­донском рынке (второй фиксинг), на дату начала эмиссии в руб­лях РФ. В
дальнейшем Минфин продавал сертификаты с преми­ей. Продажа сертификатов
осуществлялась им путем размещения среди группы уполномоченных коммерческих
банков.

Владельцы золотых сертификатов имели право владеть, поль­зоваться
и распоряжаться принадлежащими им золотыми серти­фикатами в соответствии с
действующим законодательством с учетом ограничений, предусмотренных договорами,
заключаемы­ми на основании Положения Министерства финансов «О порядке продажи,
учета, совершения сделок и погашения именных золо­тых сертификатов Министерства
финансов Российской Федера­ции выпуска 1993 года». Переход права собственности
на золотой сертификат осуществлялся только после заключения договора (сделки)
купли-продажи в порядке, определенном действующим законодательством и
Положением Минфина РФ, с момента пере­числения денег со счета Покупателя на
счет Продавца.

Минфин регистрировал сделки купли-продажи только с це­лыми
золотыми сертификатами. Порядок продажи долей золо­тых сертификатов и учета
долевой собственности устанавливает­ся уполномоченными коммерческими банками
России само­стоятельно.

Участниками первичного рынка золотых сертификатов явля­лись
Минфин (Продавец) и уполномоченные коммерческие бан­ки РФ (Покупатели),
приобретающие золотые сертификаты не­посредственно у Минфина и обозначенные на
оборотной сторо­не золотых сертификатов их первыми владельцами.

Уполномоченные коммерческие банки имели право продажи как
целых, так и долей золотых сертификатов своим клиентам — юридическим и
физическим лицам, а также нерезидентам — на договорной основе.

Дробление одного золотого сертификата не могло быть про­изведено
менее чем на одну сотую его номинала (т. е. 100 г зо­лота).

Начисление и выплата процентного дохода по золотым
сертификатам производились Минфином ежеквартально в рублях РФ (на 1 января, 1
апреля, 1 июля 1994 г.), а на 1 октября 1994 г. — при погашении золотого сертификата.

В соответствии с действующим налоговым законодательст­вом
процентный доход, выплачиваемый Минфином по золотому сертификату, не облагался
налогом на прибыль, на доход по банкам и подоходным налогом.

В октябре 1994 г. золотые сертификаты начали погашаться.
Причем погашение могло быть осуществлено в денежной и на­туральной форме.
Погашение сертификатов было осуществлено Минфином в конце сентября — начале
октября 1994 г. по сред­ней цене золота пробы 0,9999 на Лондонском рынке в
августе-сентябре 1994 г. в рублях РФ или путем передачи золота в коли­честве,
соответствующем номиналу сертификата. Пересчет стои­мости сертификатов в рубли
осуществлялся по курсу Централь­ного банка РФ.

5. Государственные краткосрочные бескупонные облигации РФ.
По мере развития экономической реформы, изменения механизма формирования
бюджета, расширения операционных возможно­стей коммерческих банков в России в
1992—1993 гг. сложились объективные предпосылки для создания высоколиквидного
рынка краткосрочных государственных ценных бумаг. Формирование рынка позволило
бы решить ряд важных макроэкономических задач: при умелом управлении несколько
сократить инфляцион­ное финансирование бюджетного дефицита, предоставить участ­никам
рынка высоколиквидный и надежный инвестиционный инструмент, дать ЦБ и Минфину
дополнительный рыночный ры­чаг воздействия на экономику и проведение
денежно-кредитной политики через операции на «открытом рынке».

С 18 мая 1993 г. стали осуществляется эмиссия и регулярные
торги по государственным краткосрочным бескупонным облига­циям Российской
Федерации (ГКО).

Эмитентом ГКО является Минфин.

ГКО — именная бескупонная (дисконтная) государственная ценная
бумага. Доходом по ГКО является разница между ценой реализации (номиналом) и
ценой покупки (на вторичном рынке или на аукционе). ГКО выпускаются в
бездокументарной форме. Выпуск оформляется глобальным сертификатом, хранящимся
в ЦБ.

Доход по ГКО налогом не облагается в соответствии с дейст­вующим
законодательством.

Банк России — активный участник рынка ГКО. Операции ЦБ на
открытом рынке ГКО являются средством проведения его денежно-кредитной
политики.

Все операции по обращению ГКО осуществляются через уч­реждения
ЦБ или уполномоченные им организации.

6. Казначейские обязательства Российской Федерации. С осени 1994 г. по 1996 г. в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 906 от 9
августа 1994 г. Минфин вы­пускал казначейские обязательства (КО), являвшиеся
государствен­ными ценными бумагами.

Эмитентом КО являлся Минфин, который выпускал КО для
погашения текущей бюджетной задолженности государства пе­ред предприятиями,
имеющими право на получение дотаций из государственного бюджета, а также для
сглаживания пиков рас­ходования бюджетных средств. Кроме того, КО
использовались для разрешения проблем неплатежей между предприятиями (при этом
КО представляют собой своеобразный суррогат денег).

КО — процентная государственная ценная бумага. Ставка дохода
по КО устанавливалась в зависимости от срока начала погашения (по всем сериям
ставка процентного дохода состав­ляла 40%). Номинал КО составлял 1 млн. руб.
Срок обращения КО варьировался в зависимости от выпуска (как правило, один
год). Срок начала погашения КО — обычно 120 дней.

КО могли погашаться (или обмениваться на налоговые осво­бождения)
только после прохождения соответствующего количе­ства обязательных
индоссаментов, определенного в глобальном сертификате, при использовании КО как
платежного средства.

Доход по КО налогом не облагался в соответствии с дейст­вующим
законодательством.

Владельцами КО могли быть российские юридические и фи­зические
лица (после выхода КО на вторичный рынок), при этом в глобальном сертификате
выпуска могли налагаться огра­ничения на владение КО.

Погашение КО осуществлялось Минфином (Главным управ­лением
Федерального казначейства) путем перевода на счета по­следних держателей КО их
номинальной стоимости плюс про­центы, оговоренные при выпуске КО,
самостоятельно либо пла­тежным агентом на основании заключенного с ним
договора. В качестве платежного агента мог выступать уполномоченный
банк-депозитарий либо любой другой уполномоченный Минфи­ном банк.

КО могли быть погашены денежными средствами либо на­логовыми
освобождениями по текущему курсу КО. С весны 1996 г. выпуск КО был прекращен.

7. Облигации федерального займа с переменным купоном. Об­лигации
федерального займа с переменным купоном (ОФЗ-ПК) выпускаются с 14 июня 1995 г. Эмитентом ОФЗ-ПК является Минфин.

ОФЗ-ПК — именная купонная среднесрочная государственная
ценная бумага. Выпускается в бездокументарной форме. Выпуск оформляется
глобальным сертификатом, хранящимся в ЦБ.

Владельцами ОФЗ-ПК могут быть юридические и физиче­ские
лица, включая нерезидентов.

Величина купонного дохода не является фиксированной и
рассчитывается отдельно для каждого периода выплаты купон­ного дохода. Базой
расчета величины купонного дохода по ОФЗ-ПК является доходность по ГКО на
вторичных торгах.

Купонный доход по ОФЗ-ПК в соответствии с действую­щим
законодательством налогом не облагается. Помимо ку­понного дохода, доход
инвестора включает положительную разницу между ценой приобретения и ценой
реализации (погашения) ОФЗ-ПК.

Участники и инфраструктура рынка ОФЗ-ПК полностью со­ответствуют
рынку государственных краткосрочных бескупон­ных облигаций РФ (ГКО).

8. Облигации государственного сберегательного займа Россий­ской
Федерации. Облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ) выпускаются
с осени 1995 г. в соответствии с По­становлением Правительства РФ от 10 августа
1995 г. № 812 «О Генеральных условиях выпуска и обращения облигаций государ­ственного
сберегательного займа Российской Федерации» и другими нормативными актами.

Эмитентом ОГСЗ выступает Министерство финансов РФ.

ОГСЗ являются государственными ценными бумагами на
предъявителя с ежеквартальным начислением процентного до­хода. Используется
купонная форма выплаты процентного дохо­да. Форма выпуска — документарная.
Процентный доход по ку­пону определяется эмитентом на каждый купонный период и
равняется последней официально объявленной купонной ставке по облигациям
федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). Процентный доход
объявляется за неделю до начала купонного периода. Размер процентного дохода по
каждой облигации выплачивается в валюте Российской Федера­ции исходя из
номинальной стоимости облигации.

Министерство финансов РФ утверждает условия отдельных
выпусков ОГСЗ, которые должны содержать периодичность вы­пусков, объем и срок
каждого выпуска, тип облигаций, порядок и форму выплаты доходов и погашения,
порядок признания вы­пуска состоявшимся, ограничения на потенциальных владель­цев,
номинальную стоимость, размер, периодичность и порядок выплаты процентов по
облигациям государственного сберега­тельного займа Российской Федерации.
Облигации займа в рам­ках одного выпуска равны между собой по объему предостав­ляемых
прав. Владельцами облигаций государственного сберега­тельного займа Российской
Федерации могут быть юридические и физические лица, которые по законодательству
Российской Федерации являются резидентами и нерезидентами, если иное не
предусмотрено условиями отдельных выпусков займа. Обли­гации погашаются в
валюте Российской Федерации. При пога­шении облигаций владельцам выплачивается
номинальная стоимость облигаций и процентный доход по последнему купо­ну.
Эмитент не выкупает облигации займа до наступления срока погашения.

9. Другие государственные ценные бумаги. Помимо рассмот­ренных
выше основных видов государственных долговых обяза­тельств Российской
Федерации, существуют и другие их виды: разнообразные казначейские векселя,
налоговые освобождения, векселя, которыми переоформляется задолженность
федерального бюджета перед банками и субъектами хозяйствования, от­дельные
нерыночные виды государственных долговых обяза­тельств. Однако эти ценные
бумаги носят преимущественно ра­зовый характер, часто представляют собой
определенный сур­рогат денег.

Кредиты, полученные Правительством

Для покрытия кассовых разрывов бюджета или текущего
бюджетного дефицита Минфин может прибегать к прямым за­имствованиям у ЦБ и
отдельных коммерческих банков, не оформляя эти кредиты в виде ценных бумаг. С
коммерческими банками такие действия допустимы только в случае кратковре­менных
кассовых разрывов при исполнении бюджета. В случае, когда Минфин прибегает к
займам у ЦБ, это, как правило, оз­начает эмиссионное (инфляционное)
финансирование. Подоб­ные методы достаточно широко применялись в 1990—1994 гг.,
и суммы этих кредитов составляют значительную долю внутрен­него государственного
долга РФ и по сей день. С 1995 г. прямые кредиты Минфину ЦБ практически не
предоставляются.

Другое долговые обязательства, гарантированные
Правительством

Помимо прямых долгов Минфина, в состав внутреннего го­сударственного
долга включаются также государственные гаран­тии. Это происходит в случае, если
Правительство в лице Мин­фина гарантирует отдельные инвестиционные проекты или
вы­пуски ценных бумаг местных органов власти и управления или субъектов
хозяйствования. Государственные гарантии хотя и включаются в состав текущего
долга, на практике представляют собой не текущую, а лишь потенциальную
задолженность госу­дарства, поскольку эти долги становятся реальными только в
случае, когда заемщик (местные органы власти, субъекты хозяй­ствования)
оказываются не в состоянии погасить свои долговые обязательства.

В российской практике ярким (и по сути дела единствен­ным)
примером государственных гарантий, включенных в состав внутреннего
государственного долга, являются гарантии облига­ционного  выпуска  Российского
акционерного  общества «Высокоскоростные магистрали» (ВСМ). Эти облигации эмити­ровались
акционерным обществом (участие государства в капи­тале РАО «ВСМ» превышает
51%), они гарантировалась государ­ством, эта гарантия была учтена в федеральном
бюджете, и по­этому данные ценные бумаги могут рассматриваться как госу­дарственные.

Государственные гарантии представляют собой перспектив­ную
форму внутреннего государственного долга, поскольку представляют собой
гарантирование погашения инвестиционных капиталов, направляемых не на
финансирование бюджетного дефицита, а имеющих целевой характер и конкретный
инвести­ционный проект.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ