29.3. Субвенции регионам из федерального бюджета :: vuzlib.su

29.3. Субвенции регионам из федерального бюджета :: vuzlib.su

67
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


29.3. Субвенции регионам из федерального бюджета

.

29.3. Субвенции регионам из федерального бюджета

В последние десятилетия наиболее распространенной фор­мой
предоставления финансовой помощи территориям стали субвенции. Это обусловлено
не только ограниченностью финан­совых ресурсов, но и необходимостью более
эффективного их использования на основе целевого предоставления и освоения
денежных средств.

Предоставление территориям субвенций регламентируется
законодательными актами. В Бюджетном кодексе РФ это отра­жено в гл. 16 (ст.
133, 136). В наибольшей степени вопрос о фи­нансовой помощи территориям в виде
субвенций рассматривает­ся в Законе РФ «О субвенциях республикам в составе
Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам,
городам Москве и Санкт-Петербургу» (от 15 июля 1992 г. № 3303-1).

В соответствии с законодательством действуют следующие
условия выделения субвенций и ответственность за соблюдение этих условий.

1. Субвенции предоставляются для финансирования кон­кретных
мероприятий. Использование субвенций не ведет к из­менению форм собственности
на финансируемые с их помощью объекты и проекты.

2. Орган, предоставивший субвенции, вправе контролировать их
использование. Получатель субвенций обязан отчитаться об их использовании в
установленном порядке.

3. Субвенция, не использованная в срок или использованная не
по назначению, подлежит возврату предоставившему ее орга­ну. При нарушении
условий предоставления и использования субвенций их выделение прекращается.
Возврат субвенции или досрочное прекращение субвенционного финансирования осу­ществляются
на основании решения органа, предоставившего субвенцию. Решение о возврате
субвенции должно быть принято на позднее трех месяцев после получения
отчетности об исполь­зовании субвенции или по истечении срока отчетности.

Возврат субвенции осуществляется в бесспорном порядке за
счет средств получателя субвенции в трехмесячный срок после принятия
соответствующего решения.

Субвенции могут быть текущие и инвестиционные.

Текущие субвенции вышестоящего бюджета предназначены для
выравнивания условий финансирования за счет средств тер­риториальных бюджетов,
закрепленных за ними общегосударст­венных социальных расходов. При этом к
общегосударственным социальным расходам относятся текущие расходы на
социально-культурные мероприятия, содержание бюджетных организаций и социальную
защиту населения, подлежащие первоочередному бюджетному финансированию.

Инвестиционные субвенции из вышестоящего бюджета предна­значены
для выравнивания условий финансирования за счет средств территориальных
бюджетов закрепленных за ними об­щегосударственных капитальных вложений. К
общегосударст­венным капитальным вложениям относятся капитальные вложе­ния на
развитие социальной инфраструктуры, охрану окружающей среды, комплексное
развитие территории, подлежащие пер­воочередному бюджетному финансированию.

Для предоставления субвенций субъектам РФ из федераль­ного
бюджета согласно Закону «О субвенциях…» в федеральном бюджетные создается
фонд субвенций.

Объем и распределение фонда субвенций федерального бюджета
рассматриваются и утверждаются Федеральным Собра­нием при постатейном
рассмотрении и утверждении федераль­ного бюджета.

Не использованные в отчетном году или возвращенные суб­венции
перечисляются в фонд субвенций федерального бюджета следующего за отчетным
финансового (бюджетного) года.

Право на получение текущих субвенций из федерального бюджета
имеют республики в составе Российской Федерации, края, области, автономная
область, автономные округа, города Москва и Санкт-Петербург, в общих доходах
консолидирован­ных бюджетов которых доля бюджетных доходов, необходимых для
финансирования общегосударственных социальных расхо­дов, превышает среднюю по
Российской Федерации.

Перечень общегосударственных социальных расходов, гаран­тированные
Российской Федерацией объемы и нормативы их финансирования, закрепление этих
расходов за соответствую­щими уровнями бюджетной системы на очередной
финансовый год устанавливаются Министерством финансов РФ и утвержда­ются
Федеральным Собранием РФ при рассмотрении и утвер­ждении федерального бюджета.

Текущие субвенции из федерального бюджета предоставля­ются
при условии выделения на финансирование соответствую­щих статей
общегосударственных социальных расходов доли до­ходов консолидированного
бюджета республики в составе Рос­сийской Федерации, края, области, автономной
области, авто­номного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга не ниже средней
по Российской Федерации.

Законом определены следующие порядок и условия предос­тавления
текущих и инвестиционных субвенций из федерального бюджета.

1. Запросы органов представительной власти республик в со­ставе
Российской Федерации, краев, областей, автономной об­ласти, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга на получение текущих субвенций из
федерального бюджета представляются в Федеральное Собрание и Министер­ство
финансов РФ до 15 августа года, предшествующего очеред­ному финансовому году.

Министерство финансов РФ до 15 сентября года, предшест­вующего
очередному финансовому году, вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ
предложения об объеме текущих субвенций из федерального бюджета республикам в
составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, го­родам
Москве и Санкт-Петербургу и их распределении по стать­ям общегосударственных
социальных расходов, закрепленных за соответствующими бюджетами.

Текущие субвенции из федерального бюджета, утвержденные
Федеральным Собранием РФ, должны обеспечивать в республи­ках в составе РФ,
краях, областях, автономной области, авто­номных округах, городах Москве и
Санкт-Петербурге, имеющих право на их получение, объемы финансирования
закрепленных за их бюджетами общегосударственных социальных расходов не ниже
гарантированных Российской Федерацией нормативов.

2. Инвестиционные субвенции из федерального бюджета могут
быть предоставлены республикам в составе Российской Федера­ции, краям,
областям, автономной области, автономным окру­гам, городам Москве и
Санкт-Петербургу, доходы бюджетов ко­торых согласно заключению Министерства
финансов РФ недос­таточны для финансирования закрепленных за ними общегосу­дарственных
капитальных вложений.

Заключения Министерства финансов РФ о возможности фи­нансирования
за счет средств бюджетов развития республик в составе Российской Федерации,
краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга закрепленных за ними общегосударственных капитальных вложений
представляются на рассмотрение Федераль­ного Собрания РФ в составе
обосновывающих материалов к предложениям о предоставлении инвестиционных
субвенций из федерального бюджета.

Инвестиционные субвенции из федерального бюджета пре­доставляются
только на инвестиционные проекты и программы, прошедшие экспертизу и получившие
одобрение Министерства экономики РФ. Условия и порядок представления инвестици­онных
проектов и программ на экспертизу устанавливаются Министерством экономики РФ.

Запросы органов представительной власти республик в со­ставе
Российской Федерации, краев, областей, автономной об­ласти, автономных округов,
городов Москвы и Санкт-Петербурга на получение инвестиционных субвенций из феде­рального
бюджета, включающие экспертные заключения Мини­стерства экономики РФ,
представляются в Федеральное Собра­ние PФ и Министерство финансов РФ до 15
августа года, пред­шествующего очередному финансовому году.

Министерство финансов РФ до 15 сентября года, предшест­вующего
очередному финансовому году, вносит на рассмотрение Федерального Собрания РФ
предложения о предоставлении ин­вестиционных субвенций из федерального бюджета
и конкрет­ные инвестиционные проекты и программы

Предложения Министерства финансов РФ о предоставлении
инвестиционных субвенций из федерального бюджета должны быть одобрены в
заключениях комиссий Федерального Собра­ния Российской Федерации.

Контроль за использованием субвенций из федерального бюджета
возлагается на Федеральное Собрание РФ и Министер­ство финансов РФ.

Органы представительной власти республик в составе РФ, кра­ев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга в течение месяца после утверждения отчета об исполнении
соответствующего бюджета обязаны предста­вить в Федеральное Собрание РФ и
Министерство финансов РФ отчет об использовании полученных субвенций.

Предоставление субвенций из федерального бюджета может быть
прекращено в случае нарушения органами предста­вительной власти республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных
округов, го­родов Москвы и Санкт-Петербурга норм налогового и бюджет­ного
законодательства Российской Федерации.

По решению органов представительной власти республик в
составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных
округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга часть субвенций из федерального
бюджета может быть направлена на финансирование общегосударственных со­циальных
расходов или капитальных вложений, закрепленных за местными бюджетами.
Изменение назначения субвенций, передаваемых в местные бюджеты, не допускается.

Финансовые ресурсы, имеющие целевое назначение, могут
выделяться территориям из внебюджетных фондов.

Внебюджетные фонды, осуществляющие субвенционное фи­нансирование,
создаются по решению Федерального Собрания РФ с целью привлечения
дополнительных средств на финансиро­вание мероприятий государственной
региональной политики, на­правленных на сближение уровней социально-экономического
развития регионов РФ, освоение новых территорий, оздоровле­ние окружающей
среды, регулирование процесса миграции на­селения, предотвращение и ликвидацию
последствий стихийных бедствий.

Средства внебюджетных фондов, осуществляющих субвенцион­ное
финансирование, формируются за счет:

1) перечисления федеральных средств из внебюджетных ис­точников;

2) кредитов и займов, в том числе иностранных;

3) прочих поступлений.

Субвенции из внебюджетных фондов республикам в составе
Российской Федерации, краям, областям, автономной области, автономным округам,
городам Москве и Санкт-Петербургу предназначены для привлечения дополнительных
средств на финансирование реализуемых на их территориях инвестицион­ных
проектов и программ.

Эти субвенции не могут быть направлены на финансирова­ние
текущих расходов бюджетов и возмещение убытков, поне­сенных в результате
хозяйственной деятельности.

Право на получение субвенций из внебюджетных фондов имеют
органы представительной власти республик в составе Российской Федерации, краев,
областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и
Санкт-Петербурга, в установленном порядке получивших статус региона Российской
Федерации, нуждающегося в финансовой помощи.

Условия и сроки предоставления субвенций из внебюджет­ных
фондов республикам в составе Российской Федерации, кра­ям, областям, автономной
области, автономным округам, горо­дам Москве и Санкт-Петербургу, имеющим право
на получение субвенций из внебюджетных фондов, определяются статусами
внебюджетных фондов.

Субвенции из внебюджетных фондов, выделенные органам
представительной власти, зачисляются в соответствующие статьи бюджетов развития
национально-государственных и админист­ративно-территориальных образований или
созданных ими вне­бюджетных фондов.

Доля субвенций из внебюджетного фонда по конкретным проектам
или программам не может превышать 80% капиталь­ных вложений получателя
субвенций, направляемых на реализа­цию этих инвестиционных проектов или
программ.

Контроль за использованием субвенции из внебюджетных фондов
возлагается на Федеральное Собрание РФ и Министер­ство финансов РФ.

С целью контроля за деятельностью внебюджетных фондов
Федеральное Собрание РФ может создавать наблюдательные комиссии, которые должны
регулярно заслушивать информацию о текущей работе внебюджетных фондов,
рассматривать годовые планы деятельности внебюджетных фондов и отчеты об их ис­полнении
и представлять в Федеральное Собрание РФ заключе­ния по ежегодным отчетам
внебюджетных фондов.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ