30.2. Пенсионный фонд РФ :: vuzlib.su

30.2. Пенсионный фонд РФ :: vuzlib.su

18
0

ТЕКСТЫ КНИГ ПРИНАДЛЕЖАТ ИХ АВТОРАМ И РАЗМЕЩЕНЫ ДЛЯ ОЗНАКОМЛЕНИЯ


30.2. Пенсионный фонд РФ

.

30.2. Пенсионный фонд РФ

На долю Пенсионного фонда приходится почти 3/4 средств
государственных социальных фондов. В бюджете ПФ РФ на 1999 г. доходы предусмотрены в объеме 244,5 млрд. руб., что со­ставило 51,6% доходов федерального
бюджета на тот же год.

Пенсионная система функционирует на основе непрерывной
финансовой солидарности поколений работающих граждан с нетрудоспособной частью
населения. Такая система пенсион­ного обеспечения называется распределительной.
Она характери­зуется тесной зависимостью от демографической и общей эко­номической
ситуации в стране. Например, в настоящее время под воздействием
демографического фактора (постарение насе­ления) нагрузка на работающих
возрастает. В 1992 г. на 1000 за­нятых в экономике приходилось 450 пенсионеров,
состоящих на учете в органах социальной защиты (т. е. без военных пенсионе­ров).
В 1995 г. это соотношение ухудшилось на 13% и составило 554 пенсионера на 1000
работающих. Прогнозные оценки на следующие четыре десятилетия показывают, что
число лиц в возрасте 65 лет и старше увеличится при одновременном сущест­венном
снижении численности людей трудоспособного возраста.

За годы реформ более чем в три раза снизился реальный размер
пенсий. Практически сведена на нет их дифференциация в зависимости от трудового
вклада. В связи с ростом неуплат предприятиями страховых взносов на фоне
невозвращения дол­гов бюджета Пенсионному фонду стали возникать проблемы с
выплатой пенсий.

Демографическая и общая экономическая ситуация в стране в
переходный период подталкивает пенсионную систему к ко­ренному реформированию.
Накопительная система существенно отличается от распределительной тем, что она
менее чувстви­тельна к проблемам старения населения. Каждый человек фор­мирует
пенсию сам. Его взносы идут не на оплату пенсии дру­гому, а на индивидуальный
счет в специализированной страхо­вой компании. Участие государства сводится
только к контролю за деятельностью этой компании и обеспечению правовых га­рантий
для пенсионных накоплений.

Однако ни в том, ни в другом случае не удастся избежать
непосредственного влияния общей экономической ситуации, поскольку главная
задача накопительной системы пенсионного обеспечения заключается не в том,
чтобы много собрать, а в том, чтобы надежно сохранить и по возможности приум­ножить
средства.

Довод о независимости накопительного способа финансиро­вания
от изменений в экономической и политической ситуации страны можно опровергнуть,
если обратиться к истории разви­тия системы пенсионного страхования. Иными
словами, обе альтернативные модели сами по себе никак не могут свести к
минимуму влияние общеэкономических факторов.

Попытка ввести накопительные элементы в нынешнюю пен­сионную
систему наталкивается на невозможность увеличения суммы налоговых социальных
изъятий у работодателей, средства которых требуются на переходный период, когда
еще будет в полной мере существовать солидарная пенсионная система и вводиться
новая — накопительная. Поэтому полный или час­тичный переход на накопительную
систему будет, очевидно, осуществляться за счет самих работников.

Пенсионный фонд РФ представляет собой централизован­ную
систему аккумуляции и перераспределения денежных средств. В настоящее время
система Пенсионного фонда России включает центральный аппарат, 88 региональных
отделений с 2393 пунктами уполномоченных. Первоочередная задача Пенси­онного
фонда — обеспечение финансовой стабильности пенси­онной системы, создание
условий для регулярной выплаты пен­сий в установленные сроки и повышение их
размеров с учетом изменения потребительских цен. Для этого Фонд организует ра­боту
по сбору страховых взносов; взысканию с работодателей и граждан, виновных в
причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных
пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального
заболевания или по случаю потери кормильца; осуществляет капитализацию своих
средств; контроль с участием налоговых органов за свое­временным и полным
поступлением страховых взносов; прово­дит индивидуальный (персонифицированный)
учет работников, в счет которых осуществляют перечисления работодатели.

Пенсионный фонд России финансирует также выплаты раз­личным
категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных
пенсий, пенсий по инвалидности, пособий по уходу за ребенком до достижения им
возраста 1,5 лет, пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет, за выслугу лет,
посо­бий по случаю потери кормильца, компенсационных выплат.

Средства Пенсионного фонда РФ формируются за счет сле­дующих
источников:

• страховые взносы;

• средства федерального бюджета, направленные через
Пенсионный фонд РФ на целевое финансирование вы­платы государственных пенсий;

• средства Фонда социального страхования;

• свободные средства Государственного фонда занятости
населения РФ;

• прочие поступления.

Аккумулируемые средства Пенсионного фонда направляются на
следующие цели:

• выплата трудовых пенсий;

• компенсационные выплаты неработающим трудоспособ­ным лицам,
осуществляющим уход за нетрудоспособны­ми гражданами;

• выплата пенсий гражданам, выехавшим на постоянное место
жительства за границу;

• расходы на повышение пенсий участникам Великой Оте­чественной
войны;

• выплата ритуальных пособий;

• расходы на выплату государственных пенсий, пособий и
оплату других расходов, финансируемых ПФ на условиях возврата этих средств из
бюджета.

Структура доходов и расходов бюджета ПФ РФ складывалась за
последние годы таким образом, что соотношение основных доходных источников
(страховые платежи и средства федераль­ного бюджета) зависели от финансового
состояния как феде­рального бюджета, так и Пенсионного фонда. Периоды изъятий в
пользу федерального бюджета сменялись периодами относительно регулярных
поступлений в Пенсионный фонд из бюджета.

Система пенсионного обеспечения представляет собой техно­логическую
цепочку, состоящую из целого ряда звеньев — от назначения до выплаты пенсий.
Это региональное отделение Пенсионного фонда — банк — управление социальной
защиты населения субъекта РФ — районный (городской) орган соцзащиты — почта
(Сбербанк) — пенсионер. Назначением пенсий занимаются органы социальной защиты
населения, а финанси­рование выплат пенсий возложено на органы ПФ РФ. Сегодня
распределение функций в пенсионной системе таково, что более 90% всего бюджета
ПФ РФ перечисляется в учреждения соци­альной зашиты населения для выплаты
пенсий.

В организации управления пенсионным обеспечением на­блюдаются
противоречия. Например, Положением о Пенсион­ном фонде России предусмотрено,
что управление Фондом и его средствами включает весь комплекс функций как по
образова­нию пенсионных фондов, так и по их расходованию. На самом же деле
аккумулированные средства ПФ РФ используются ис­полнительными органами
субъектов РФ, которые не заинтересо­ваны в их экономии. В связи с этим
механизмы эффективного контроля за их использованием сейчас отсутствуют. Именно
ра­зобщенность и многозвенность в управлении пенсионным стра­хованием приводят
к серьезным потерям финансовых ресурсов, нарушениям в части правильности
начисления пенсий, изъятию средств из Пенсионного фонда на мероприятия, которые
долж­ны финансироваться из других источников.

В связи с этим целесообразно соединение функций по сбору,
аккумуляции пенсионных средств и их расходованию у одного органа управления,
что признается всеми, так как высокая себе­стоимость пенсионных услуг давно
вызывает нарекания у спе­циалистов.

ПФ РФ и его региональные отделения на местах наделены очень
широкими полномочиями в осуществлении контрольных функций. Процедура контроля
за правильным расходованием средств включает проверку правильности назначения
(перерасчета), начисления пенсий, их выплату и доставку, проверку банков­ских
операций по расходованию пенсионных средств, проверку состояния учетно-отчетной
документации по пенсионным пла­тежам.

.

Назад

НЕТ КОММЕНТАРИЕВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ